Строительство дублеров основных магистралей предусмотрено Генпланом развития Москвы до 2025 года. Однако чиновники до сих пор не решили, где их строить. Использовать для этого дорогую московскую землю — неэффективно. Поэтому в горадминистрации рассматривают варианты прохождения автотрасс над железнодорожными путями, а также по эстакадам, опирающимся на крыши зданий.
Теорема о строительстве дублеров основных магистралей, заданная проектировщикам, для некоторых важных дорог не имеет наземного решения. Например, Ярославское шоссе зажато между жилой застройкой и парком Лосиный Остров. Чтобы построить параллельную магистраль, нужно либо сносить дома, либо вырубать деревья. Однако проектировщики нашли решение, позволяющее обойтись без жертв. Дорогу-дублер можно построить над путями железной дороги Ярославского направления.
Концепция такого строительства уже разработана в НИИиПИ Генплана. Над путями, по которым курсируют поезда, предлагается возвести конструкцию типа “стол”. Его “ножки” (т.е. опоры) ставятся там, где они не будут мешать движению поездов, а между ними на высоте не менее 9 м кладется “столешница”. Прежде всего на поверхности стола устраивается автодорога, дублирующая железнодорожное направление, а также съезды, обеспечивающие связь городских территорий, разделенных рельсами. Одновременно в составе конструкции возводятся паркинги — на периферии перехватывающие, а ближе к центру города — обычные, предназначенные для хранения автотранспорта жителей соседних домов. Отцы города мечтают, чтобы магистрали над железнодорожными ветками были “вылетными”, т.е. выходили на МКАД, однако инвестиционные перспективы, по мнению проектировщиков, пока имеют участки в границах Третьего транспортного кольца. В качестве пилотных проектов в горадминистрации называют Курское, Киевское, Павелецкое и Рижское направления, а также наземную Филевскую ветку метрополитена, которую также предлагается заключить в шумовиброзащитный тоннель.
В ходе реконструкции Курского вокзала над путями появится дублер Садового кольца: дорога протяженностью 2,3 км и шириной 8 полос свяжет Комсомольскую площадь и Костомаровскую набережную. Южный дублер Кутузовского проспекта частично пройдет над железнодорожной веткой Киевского направления. Это будет участок длиной 2,5 км от Третьего транспортного кольца до Минской улицы. Новую федеральную трассу “Столица” в Москве также можно провести над путями Октябрьской железной дороги — соответствующий вариант уже разработан в НИИиПИ Генплана. Однако многие проектировщики сомневаются в быстрой реализации своих идей, которые пока находятся на предпроектной стадии. Ведь для строительства автодорог над железнодорожными путями нет самого главного — СНИПов. А также инвесторов, готовых взяться за их финансирование.
Еще более фантастическими выглядят предложения немецких инженеров проложить дороги-дублеры по эстакадам, опирающимся на крыши 4—5-этажных зданий, в которых могут размещаться паркинги, дома быта и даже жилье.
Отцы города предложили немцам “на пробу” спроектировать дублер Варшавского шоссе, однако их российские коллеги уверяют, что это невозможно. Там и без того плотная застройка, а также проходит ЛЭП. С учетом всех “геморроев” дублер Варшавки выгоднее прокладывать над путями Павелецкого направления. Такой проект есть, но реализован он будет еще не скоро.