Бизнесменам показали пряник

Кремль пообещал деловому сообществу снизить НДС

На минувшей неделе Президент РФ Владимир Путин и претендент на эту должность Дмитрий Медведев сделали несколько громких заявлений относительно возможного снижения НДС. Бизнесмены в ответ предложили сократить ставки налога до 10%. Однако только после итогов выборов можно будет сказать о серьезности намерений власти: действительно ли произойдут изменения налоговой политики государства или эти заявления только ловкий пиар-ход накануне выборов президента?

Напомним, что несколько лет назад бывший премьер-министр РФ Михаил Фрадков уже говорил необходимости снижения НДС, однако не смог тогда пробить сопротивление министра финансов Алексея Кудрина. Затем стали расти бюджетные расходы, и тема сошла на нет. Год назад на встрече с президентом РФ председатель совета директоров “Русского алюминия” Олег Дерипаска призвал снизить НДС до 13%, а в феврале 2007 года руководство Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на аналогичной встрече с президентом предложило пойти на более решительные меры — 10-процентную ставку. Однако оба предложения утонули в канцелярии правительства.

На днях дискуссия о будущем НДС получила мощный импульс. На заседании Госсовета президент пообещал бизнесу введение “единой и максимально низкой ставки НДС”. Воодушевлению деловых людей не было предела, ведь впервые за несколько лет вероятность его снижения наконец становится реальной.

Российские предпринимательские объединения — РСПП, “Деловая Россия” и “Опора” — выступили с совместным заявлением, потребовав сокращения ставки налога до 10% уже с 2009 года. Однако столь радикальные предложения, по всей видимости, приняты не будут. Начальник Экспертного управления администрации Президента РФ Аркадий Дворкович вскоре охладил пыл. По его мнению, снижение НДС возможно только до 12—13%. “Введение ставки налога, равной 14—16%, бессмысленно, а снижение до 10% несет чрезмерный риск для бюджета”, — пояснил г-н Дворкович.

Действительно, Минфину непросто решиться на данный шаг. Согласно подсчетам специалистов, потери бюджета от снижения НДС даже на 1% составляют более 100 млрд. рублей. Таким образом, если снизить НДС до 12%, казна недополучит порядка 800 млрд. рублей. Эти потери, по мнению чиновников Минфина, не удастся компенсировать даже нефтегазовыми доходами, которые в настоящий момент идут в резервный фонд и в фонд благосостояния.

При этом снижение НДС не было включено ни в основные направления налоговой политики на 2008—2010 годы, ни в проект аналогичного документа на 2009—2011 годы. По словам г-на Кудрина, перед снижением НДС необходимо провести расчеты влияния изменения ставки на собираемость налога, деловую активность, а также на масштабы уклонения от обложения и инфляцию. Однако сроки окончания исследовательской работы пока не ясны. Тем не менее министр заверил, что снижение налога произойдет до 2020 года.

Очевидно, подобные сроки не устраивают предпринимателей. По мнению деловых кругов, немедленное и резкое снижение НДС позволит не только диверсифицировать экономику, но и увеличить собираемость налога, так как схемы “лжевозврата” НДС станут нерентабельными. Как считает президент РСПП Александр Шохин, выпадающие доходы бюджета компенсируются расширением производства и, как следствие, налогооблагаемой базы. Более того, бизнесмены уверены, что понижать налог необходимо как можно скорее, пока существует профицит бюджета, ведь, согласно прогнозам, в будущем его не ожидается. Положительный эффект от изменения ставки налога окажется больше издержек.

Часть экспертов считает, что данное нововведение затронет вовсе не отрасли обрабатывающей промышленности, которым надо помогать, а в основном нефтяную отрасль и сферу услуг, которые и без того процветают. “При этом пищевая и легкая промышленность и вовсе останутся в убытке. Ведь именно они платят налог по льготной ставке, равной в настоящий момент 10%”, — полагает Дмитрий Казаков, начальник производства “Покоторг”.

Затронет изменение НДС и потребителей. По мнению аналитика инвесткомпании “Атон” Дениса Попова, снижение НДС является уменьшением налоговой нагрузки для потребителя, а для производителя существенного стимулирующего эффекта нет. Как считает аналитик, государственные ресурсы, которые окажутся ограниченными в условиях низкого налога на добавленную стоимость, в долгосрочной перспективе очень необходимы для повышения пенсий и зарплат бюджетников до нормального уровня. Так что из-за сокращения доходной части бюджета повышение пенсий и зарплат бюджетников придется отложить.

“Все зависит от задач, которые собирается решить государство снижением НДС, — добавил Иван Котов из “Метро кэш энд кэрри”. — Если это не более чем популистский лозунг в преддверии президентских выборов, изменение ставки налога вскоре после марта вновь будет отложено на неопределенный срок”. Более того, по мнению г-на Котова, в решении о снижении ставки бюджетообразующего налога решающую роль играет отнюдь не экономика, а политика.

В случае удачного для властей исхода президентских выборов и занятия Владимиром Путиным кресла премьера вероятность снижения НДС действительно высока. На пятом, юбилейном экономическом форуме в Красноярске Дмитрий Медведев заявил о том, что считает первоочередной мерой налоговой политики принятие закона о переходе на пониженную ставку НДС. В дальнейшем, по его словам, должна произойти замена НДС на налог с продаж, позволяющий значительно сократить цепочку посредников от производителя к потребителю.
Никто не сомневается, что налоговая политика государства может стать эффективным инструментом, стимулирующим структурные преобразования в экономике. Будь то снижение НДС или преобразование его в другой налог, эффективность нововведений напрямую зависит от курса “власть имущих”. Остается только надеяться, что курс этот правильный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру