Необыкновенный концепт

Какими станут автомобили через 10 лет?

20 марта 2008 в 15:00, просмотров: 722

Мы продолжаем выпуски полюбившейся читателям рубрики “МК-прогноз”. Не будем заглядывать в видимые только писателям-фантастам дали. Наши прогнозы касаются того, что появится в ближайшие 10—15 лет. И сегодня речь пойдет об одной из главных составляющих современной цивилизации — автомобилях.

КАР НЕБЕСНЫЙ


Каждая тысячная “тачка” будет летающей

Летающие авто довольно быстро перешли из разряда фантастических конструкций в реальные. Первый такой гибрид появился в 1917 году в США. Этот агрегат с трехуровневыми крыльями размахом 12 метров на самом деле летал, хоть и очень низко и очень недалеко. С тех пор были изобретены сотни “автолетунов”. Однако даже действующие из них существовали в единичных экземплярах.

Но, похоже, качественный перелом близок. Недалек час создания рынка летающих автомобилей.

От новых проектов отбоя нет. Вот, скажем, израильский X-Hawk. Его винты заключены в кольцевые обтекатели. Машина обладает маневренностью вертолета, но при этом никого не может зацепить лопастями. Скорость X-Hawk до 250 км/ч, высота подъема до 3,5 км, продолжительность пребывания в воздухе — 2 часа. Цена, по приблизительным прикидкам, каких-то 1,5—3,5 млн. долларов.

Наши умы тоже не отстают. В Общественном конструкторском бюро при Национальном аэроклубе РФ разработали проект “Летающий автомобиль “Ларк-4”.

Это 4-местная летательная машина, правда, с очень маленькими крыльями (размах — 5,8 м), но с большой подъемной силой. На земле крылья складываются и поднимаются вверх, машину можно ставить в гараж. Для взлета и посадки, по утверждениям разработчиков, “Ларку-4” достаточно полосы в 27—30 метров, а скорость в воздухе  он развивает до 750 км/ч.

Все эти и многие другие проекты объединяет одно. Существуют они по большей части на бумаге, в лучшем случае — в виде действующих моделей. Для практической реализации своих идей авторы ищут инвесторов, а те не спешат находиться. Да и многие эксперты без энтузиазма рассуждают о будущем “летающих автомобилей”.

— Лишние “примочки” не нужны, — убежден аналитик по машиностроению ИК “БрокерКредитСервис” Севастьян Козицын. — В свое время уже выпускались машины и с душем, и с кинотеатром, но все это ни к чему. Важна функциональность, удобство (в том числе для пассажиров), низкий расход топлива.

А аналитик по машиностроению ИК “ФИНАМ” Константин Романов призывает обратить внимание на безопасность.

— Вряд ли чиновники допустят летающие авто к эксплуатации, — говорит он. — Это идеальное оружие террориста, который, например, может перелететь через забор посольства или какого-то административного здания.

Да ладно бы террористы. Наши обычные водилы и на обычной дороге уверены в своей вседозволенности. А уж что они будут вытворять в воздухе! Как примутся таранить ЛЭП и лихачить, пролетая под мостами. Тем более что о воздушной ГАИ пока вообще никто не задумывался. Московские автоинспектора, к слову, давать свои комментарии на этот счет нам вообще отказались: “Не умеем мы фантазировать. Нам бы с реальными, земными делами разобраться”.

Зато уже давно существуют силы ПВО. Которые наверняка заинтересуются неизвестными объектами в воздухе и захотят познакомиться с ними поближе…

Смех смехом, а инфраструктуру для летающих авто придется создавать с нуля. Им неоткуда взлетать и некуда садиться. Непонятно, как они будут делить небо с самолетами. Хорошо хоть, что с появлением спутниковых навигаторов был снят вопрос об ориентации в воздухе.

Фанатов автополетов, правда, меньше не становится. Согласно прогнозам, прозвучавшим на пятом симпозиуме “Авиационные технологии XXI века”, не так давно прошедшем в ЦАГИ, аэромобили в 2015 году будут составлять около 0,1% всех транспортных средств, а в 2050 году их число может достигнуть 25% всего автопарка.
И вот мир уже прислушивается к новостям об очередной новинке.

Инженер Карл Дитрих изобрел автомобиль-самолет. Легкий двухместный самолет Transition (см. фото) обладает 100-сильным авиационным двигателем и может работать как на обычном, так и на авиационном топливе. Размах крыльев аппарата — 8,25 м, их можно убрать одним нажатием кнопки, а “в сложенном виде” ширина машины — 2 м (длина 5,7 м). Его скорость в воздухе достигает 185 км/ч, а пролететь он может до 740 км. Аппарату требуется взлетка — примерно 500 м, и это плохо. Но и стоить он будет 148 000 долларов, в продаже появится в 2009-м, и это хорошо.

Компания принимает заказы на машины. Неужели началось?

ПРОЦЕССОР ПОШЕЛ!


Автомобили сами смогут обмениваться информацией о дорогах

Без электроники современный автомобиль далеко не уедет. И без компьютеров-навигаторов — тоже. Уже сейчас последние разрабатывают оптимальные маршруты, подсказывают водителю, где поворачивать, а где объезжать пробки, и разве что не ведут с ним беседы о семье и детях.

В дальнейшем автоматизация процесса вождения будет только расти.

В качестве примера можно привести концепт-автомобиль будущего со сменным салоном от “Дженерал моторс”. Его уже несколько лет возят по всему миру. Это даже не автомобиль в привычном смысле слова, а платформа, где располагается все необходимое для движения. Купив такую платформу, можно менять кузова: хочешь — сделай себе спортивный кар, хочешь — грузовичок. Но особенно интересно управление. Тут нет никаких педалей. Руль нужно повернуть совсем слегка — остальное определит компьютер: на какой угол нужно повернуть колеса, с каким ускорением ехать. Научиться ездить на таком автомобиле можно за 20 минут. Он оборудован новейшей системой безопасности: спереди (по центру и по бокам) стоят три радара, которые оценивают расстояние до препятствия и скорость движения. Если водитель не успел затормозить, машина затормозит сама, причем гораздо быстрее, чем среагирует водитель. Если компьютер определит, что неизбежно столкновение, он заранее закрывает стекла, люк, устанавливает сиденья в самое безопасное положение и сам натягивает ремни безопасности.

Что же касается информационных технологий в автомобиле, то в ближайшем будущем навигационные системы будут не только подсказывать, где объехать пробку, в каком отеле остановиться и т.д., и т.п., но и сами передавать информацию.

Возьмем, например, такую новинку, как датчики дождя — когда электроника сама включает дворники. К 2020 году о дожде, снеге, гололеде автомобиль будет еще и сообщать в информационный центр, а оттуда обработанная информация станет передаваться на другие машины в этом районе. Все крупные производители подобные системы уже разработали. Пока они несовместимы — “Мерседес” может передать информацию только “Мерседесу”, “Вольво” — только “Вольво”. Но до разработки общих стандартов осталось лет пять, не больше — как только будут разработаны правительственные соглашения.

— Конечно, автомобили совсем без водителей мы вряд ли увидим, — считает аналитик по машиностроению Константин Романов. — Компьютерная техника не сможет так оперативно реагировать на резко меняющиеся дорожные условия. Тем не менее рост компьютеризации авто предполагает, что через 10—15 лет электроника сможет частично заменить водителя на дороге.

Например, автомобили станут “общаться” с интеллектуальными дорогами. На перекрестках установят датчики. Подъезжает авто к перекрестку — его компьютер считывает информацию с сервера. Водитель может получить ее в виде сообщения, а кроме того, система может сама внедриться в автомобиль и “нажать” на тормоза перед светофором. Есть опытные варианты. Конечно, не в России. Вообще, это все пока не совсем про нас.

Тот пик, к которому пока стремятся столичные власти, — это создание информационной системы для грузового автотранспорта столицы. Как рассказал гендиректор ГУП “Мосавтотранс” Мераби Чочуа, после ее создания грузоперевозчик будет постоянно на связи с диспетчером. И если он загружен, например, наполовину, то по наводке диспетчера он может взять на маршруте еще один заказ. Но даже это скромное по мировым масштабам логистическое новшество появится в Москве не раньше чем через 10 лет.

ТОК-ШОУ НА ДОРОГАХ


Передвигаться на электромобиле с каждым годом все выгоднее

В ответ на вопрос, когда электромобили будут ездить по Москве, наши чиновники только смеются и разводят руками. Сказать им по этому поводу нечего. Между тем в Европе и Америке начался бум на машины, умеющие питаться электричеством.

Что уж там скрывать, ради топлива, которое придет на смену бензину, нужно кардинально менять двигатели. Впрочем, традиционные моторы тоже имеют резервы для совершенства. По мнению доцента кафедры “Автомобили” МАДИ, к.т.н. Александра Солнцева, лет 20—25 они еще будут развиваться, станут легче, экономичнее и мощнее. Но ради нового топлива они вообще должны стать иными.

— Первое направление, которое сейчас хорошо развито и развивается, это гибридные автомобили, где есть маленький двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель, — говорит Солнцев. — Ну а самые большие перспективы у силовых установок на топливных элементах. Это устройство, которое перерабатывает кислород и водород непосредственно в электричество. Причем если мы, сжигая топливо двигателем внутреннего сгорания, получаем максимум 30% на выходе, то теоретическая эффективность топливных элементов — 80%.

Многие производители уже сейчас выпускают гибридные автомобили, хотя несколько лет они делали это себе в убыток — себестоимость высокая. А еще в таких машинах сложная трансмиссия, и люди боялись их покупать. Но постепенно на трансмиссии была установлена 10-летняя гарантия, а на аккумуляторные батареи — гарантия в 7—8 лет. После этого в Америке и других странах появилась запись на гибридные автомобильчики, и они очень нравятся людям.

Привлекают разного рода фишки. Так, при каждом торможении гибрида энергия, которая в обычном авто теряется, здесь идет на подзарядку аккумулятора.

В городском потоке среди пробок такой автомобиль может двигаться только на электродвигателе, используя энергию аккумулятора. Если требуется высокое ускорение, одновременно запускаются двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. Все в целом выглядит экономично и экологично.

 И власти развитых стран активно продвигают гибридные и электромобили. Так, в Лондоне снизили налоги для людей, что ежедневно ездят в офисы на электромобилях — они могут подзаряжаться на работе, это выгодно. Плюс к тому эти авто можно парковать бесплатно. В результате спрос на электромобили резко увеличился.

КАРДАН ОТ КАРДЕНА


Авто разделят по половому признаку

Дизайн автомобиля будущего не сможет угадать даже гений — так сильно меняется мода. Художник может нарисовать интересную картинку, но это не значит, что автомобиль станет популярным. По удачным концепциям делают опытные образцы, выставляют в автосалонах и смотрят на реакцию журналистов, производителей, просто людей: нравится — не нравится.

Кто бы мог подумать, но самые, казалось бы, гениальные идеи иногда не находят поддержки покупателей. Например, “Вольво” придумала автомобиль… для женщин. Участие в разработке приняли 50 дам разного возраста и достатка.

Очень короткая дверь, открывающаяся вверх. Очень высокий порог. Сзади небольшое сиденье. Используется электронная дистанционная диагностика — если что, сразу выезжает дилер. Это авто среднего класса — до 30 тысяч долларов.

“Мы на автомобиле в основном ездим по магазинам и в детский сад, — объяснили женщины-разработчики. — Поэтому нам нужна машина, в которую удобно заходить с большими сумками или детьми, не пачкать одежду и не рвать колготки. Мы очень редко открываем капот (разве чтобы влить опрыскиватель). Поэтому в этом автомобиле капот никогда не открывается. А воронку для опрыскивателя мы вывели в другое место.

Однако мужчины уверены: такой автомобиль никогда не будет производиться. Взять дизайн: верх серебристый, а снизу — серая невыразительная полоса. “Вы когда-нибудь имели дело с тефлоновыми сковородками? Тогда вы знаете, что они моются очень хорошо. Так вот, в этом автомобиле покрытие, как на сковородке, грязь легко отмывать”, — парировали женщины.

АВТО ЖЖОТ


10% машин в Европе к 2020-му переведут на биотопливо

Вопрос о том, будет ли в конце XXI века актуальна нефть, даже не стоит. Топливо на ее основе практически исчезнет, и спорят сейчас лишь о главной его замене — будет ли это водород, электричество, биотопливо или что-то еще.

Но пока владельцам российских заправок стоит опасаться разве что ОБЭП и налоговой. До 2020 года наши автомобили будут ездить преимущественно на бензине. Хотя структура топливного рынка уже значительно изменится.

— Вряд ли и дилеры, и производители будут поставлять на российский рынок автомобили с двигателями, потребляющими биотопливо, в ближайшие 5—7 лет, — считает глава столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. — Это очень инертный процесс. Идеальным топливом для города с его пробками был бы, конечно, водород. Но пока эксперименты по водородным заправкам, движкам и проч. отрабатывают только крупные автомобильные компании. И еще лет десять этот экспериментальный режим сохранится.

Главным альтернативным топливом для Москвы в ближайшие годы может стать газ диметилэфир. Он должен прийти на смену дизтопливу. Есть и пилотные проекты такого массового перехода, но, как считает г-н Бочин, здесь многое будет зависеть от оперативности федеральных властей.

— Все дело в том, что у нас не существует законодательного механизма, который бы стимулировал выпуск высококачественных моторных топлив, том числе и альтернативных, — считает чиновник. — Зато есть акцизная система, которая не различает качество топлива, чем отбивает охоту его производить. Эти условия необходимо радикально поменять.

В развитом же мире законодательно решаются топливные проблемы совсем другого уровня. В Японии, например, действует водородный проект — страна готовится занять лидирующие позиции на будущем рынке водородного топлива. Правительство Японии планирует выпустить на дороги страны к 2010 году 10 000 водородных автомобилей, к 2020-му — 50 000. Но увы! Водород — это пока не только дорогое удовольствие, но и весьма неудобное. И главная проблема — это заправки. По всему миру их очень мало. И они безопасности ради полностью роботизированы. Водитель подъезжает к ней, робот открывает плечо, сам соединяется и заправляет баллон этим жидким газом.

А Евросоюз поставил задачу перевести к 2020 г. минимум 10% своих автомобилей на спирты и производимый из биомассы метан.

МАШИНЫ БУДУЩЕГО — ГОРЯЧАЯ ПЯТЕРКА (в формате pdf)



    Партнеры