Малый еврейский бизнес с большой буквы

“МБ” решил рассказать об исторических и тематических особенностях еврейского малого бизнеса.

30 марта 2008 в 15:25, просмотров: 542

Говорят, что евреи — одна из самых предприимчивых наций. Деньги, золото так и идут к ним в руки. И каждое столетие ознаменовывается новой звездой еврейского бизнеса: Ротшильды, Рокфеллеры, Соня Рикель. Маленькие лавочки, харчевни, ювелирные — похоже, в их жилах течет действительно предпринимательская кровь. Совсем скоро россияне смогут въезжать в Израиль без визы. В преддверии этого важного для двух стран события “МБ” решил рассказать об исторических и тематических особенностях еврейского малого бизнеса.

“Новые русские” Российской империи

Израильский бизнес возник как результат развития еврейской коммерческой культуры. И хотя идеология государства Израиль была социалистической, его переселенческое общество создали носители традиций, сформировавшихся за время многовековой жизни в диаспоре. Особое влияние оказали традиции жизни европейской диаспоры. Ее отличительной чертой была постоянная борьба за существование в условиях чужого, часто враждебного окружения. В христианских государствах Европы евреям разрешалось зарабатывать на жизнь лишь теми способами, использование которых было не рекомендовано приверженцам титульной религии. В первую очередь торговлей и иной коммерческой деятельностью.

В XII—XIII веках польские короли стали активно покровительствовать развитию ремесел и торговли, чем вызвали массовое переселение евреев в Польшу из Германии и других стран Европы. В XVI—XVII вв. в еврейских общинах Европы под влиянием развития буржуазных отношений во внешнем окружении экономическая самостоятельность становится важнейшим критерием социальной значимости человека. К моменту вхождения большей части Польши в состав Российской империи ее еврейское население почти повсеместно было в той или иной мере вовлечено в предпринимательскую деятельность. Предпринимательская удачливость и стабильное материальное положение стали причиной гордого и независимого поведения польских евреев. Что очень сильно испугало Екатерину II и ее сановников, создавших для носителей “чуждых” традиций “черту оседлости”. Но вскоре русская власть была вынуждена разрешить выход из черты оседлости еврейским ремесленникам, необходимым для развития ремесла в русских губерниях.

На рубеже ХIX—XX веков 35,4% евреев черты оседлости были заняты в ремесленном производстве. Сбыт своего товара эти мелкие предприниматели находили на местных ярмарках и торгах. Из-за высокой конкуренции цены постоянно падали, а торговать за “чертой” было запрещено.

Другой распространенной профессией стало торговое посредничество. Им занималось около 51,7% от общего числа евреев черты оседлости. Всего же из всех торговцев России 36% были евреями. Жесткая конкуренция из-за невозможности выйти за черту оседлости сдерживала развитие ремесла и торговли. Как результат: большинство еврейских предпринимателей были относительно небогатыми людьми. Но малый бизнес был единственной возможностью зарабатывать на жизнь. Особенно активно включились евреи в хлебную торговлю, и скоро всю торговлю хлебом в черте оседлости вели только они. Практически в каждой отрасли черты оседлости были еврейские предприятия — от карликовых до огромных фабрик и заводов. Если в мукомольном деле, мыловарении и маслобойном производстве предприятия были маленькими, то в других отраслях евреи владели большими производствами.

Евреи-коммерсанты не заканчивали коммерческих школ, не пользовались льготными ссудами и кредитами от государства. Каналом для постоянного воссоздания еврейского малого бизнеса стало семейное воспитание, передача профессиональных навыков по наследству. Другим элементом воспитания было традиционное религиозное образование. После прихода к власти большевиков оно оказалось невостребованным. А вот коммерческие навыки еще пригодились евреям в краткий период НЭПа. В этот период 76% всех фабрик Украинской ССР принадлежало евреям, всего же в коммерческих предприятиях работало 13% евреев, которые проживали на Украине.

Алмазная история

Евреи Пиренейского полуострова оказались такими же жертвами Реконкисты XV века, что и арабы. Часть из них оказалась в числе вынужденных мигрантов Османской империи и стран Магриба, другая часть переехала на территорию Фландрии (нынешней Бельгии) и Нидерландов. Они принесли сюда традиционное еврейское мастерство — навыки обработки драгоценных камней. Через несколько десятилетий Антверпен стал крупнейшим центром алмазной промышленности в Европе. Значительная ее часть состояла из небольших предприятий по огранке драгоценных камней. На одном из таких предприятий работал знаменитый философ Барух Спиноза, испортивший свое здоровье, обрабатывая алмазы кислотой.

Торговля и обработка драгоценных камней (алмазов, жемчуга и других) были традиционным занятием евреев в эпоху Средневековья. Они участвовали в создании предприятий по торговле алмазами в Индии и Бразилии, в разведывании алмазных ресурсов Южной Африки, в основании Лондонской алмазной биржи.

В Израиле основы алмазообрабатывающей промышленности были заложены до начала 2-й мировой войны еврейскими репатриантами из Бельгии и Голландии, обладавшими необходимыми техническими знаниями и коммерческими связями. Во время 2-й Мировой войны Палестина вытеснила Бельгию и Голландию как центр обработки алмазов. Небольшие еврейские предприятия получали необработанные алмазы от синдиката де Бирса и сбывали свою продукцию в США, давая работу массе еврейских ювелирных магазинов.

Послевоенное восстановление алмазообрабатывающей промышленности в Бельгии и Голландии и военные действия в Палестине привели к отводу синдикатом де Бирса основной массы сырья в эти страны и резкому сокращению израильской алмазной торговли и промышленности. Но в начале 1960-х гг. Израилю удалось занять второе место в мире после Бельгии по обработке алмазов. Алмазная торговля Израиля составляет от четверти до трети всей мировой торговли алмазами. Количество шлифовальщиков, занятых в алмазной промышленности Израиля, пропорционально этим данным. В Израиле имеется около 400 шлифовальных предприятий. На шести крупных предприятиях работает более 100 человек в каждом. На 75 предприятиях занято более 30 человек в каждом, а на остальных в среднем около восьми рабочих. Таким образом, большая часть алмазной промышленности Израиля по-прежнему относится к малому бизнесу. Более половины предприятий сконцентрировано в районе Тель-Авива, где имеется также алмазная биржа, около четверти — в районе Нетании, а остальные — в Иерусалиме и в районах развития.



Партнеры