Школьникам заведут портфолио

Общественная палата поддержит юные таланты

17 апреля 2008 в 15:41, просмотров: 820

До начала ЕГЭ осталось меньше месяца. О том, что думают в Общественной палате об организации и подготовке Единого госэкзамена, а также о многом другом рассказала “МК” зампред Комиссии по образованию и науке Общественной палаты, зампредседателя Общественного совета при Минобрнауки Любовь Духанина.

— Любовь Николаевна, как вы оцениваете решение чиновников отменить обязательный экзамен по литературе?

— Как хамство власти по отношению к ученикам, родителям и учителям. Вброс идеи отменить ЕГЭ по литературе за два месяца до экзаменов чреват полной неразберихой. Детям, которые планировали его сдавать, приходится экстренно перестраиваться. Школам — менять график экзаменов, помогать детям и родителям, попавшим в “зону бедствия”, готовить детей к другому экзамену. Зачем это нужно? Снизить доступность высшего образования вопреки заявленной идее ЕГЭ? Нельзя подвешивать людей на крючке! Должна быть четкая и понятная система госаттестации выпускников школы и зачисления в вузы. О ее правилах дети и родители должны узнавать не позднее сентября. И с этого времени менять их нельзя! Мы часто говорим, что школа перегружена стрессами для детей. Но в марте-апреле государство ежегодно преподносит одинадцатиклассникам новые препятствия. И их стрессы возрастают еще на порядок!

— Чиновники любят повторять, что главное — знать предмет. А в какой форме сдавать экзамен — неважно. Так ли это?

— Любой педагог подтвердит, что нет. Если ребенок готовился к экзамену в формате ЕГЭ, он и сдавать должен ЕГЭ. Если к эссе — надо писать эссе.

— Может ли Общественная палата защитить школьников и их родителей от самоуправства властей?

— В ближайший месяц мы планируем открыть “горячую линию” по проблемам ЕГЭ, куда смогут обратиться все желающие. А по итогам работы мы представим предложения по улучшению госполитики в сфере образования. Вообще же пора создавать механизм реального влияния Общественной палаты на власть. Сейчас наши заключения по законопроектам никого ни к чему не обязывают, и, голосуя за законы, депутаты Госдумы могут их вообще не рассматривать — что сплошь и рядом и происходит.

— Вы сказали, что нужно сохранить обязательный ЕГЭ по литературе. Почему?

— Через 5—10 лет после отмены выпускного литература выродится в факультатив и погибнет — так, как это вышло с физкультурой. А этого допускать нельзя: литература закладывает основу мировоззрения, морально-нравственных устоев, а потому необходима для всех. Литература должна быть обязательным предметом с итоговым экзаменом!

— Но если технарям придется сдавать литературу, а гуманитариям математику, в 2009 году половина выпускников останется без аттестатов: и по тому, и по другому предмету каждая пятая оценка ЕГЭ — “двойка”!

— Общественная палата обсуждает этот вопрос с Минобрнауки. Не исключено, что будет принято решение выдавать аттестаты о среднем образовании всем, кто получил при сдаче ЕГЭ более 60% положительных оценок (т.е. “троек” и выше). Вкладыш с оценками, скорее всего, сохранится. Но вместо “двоек” туда будут вписывать “Прослушал курс”.

— Что еще нового предлагает палата?

— Во-первых, открыть новое направление нацпроекта “Образование” — “Талантливая молодежь”. Во-вторых, надо разобраться с переходом на нормативно-подушевое финансирование школы. Сейчас на гимназиста отпускается больше средств, чем на обычного школьника. А это — нарушение равенства прав на образование. Наконец, в обществе сохраняется сильное беспокойство вокруг введения Единого экзамена. Миссия ЕГЭ — создание единой качественной системы оценки уровня среднего образования и обеспечение прозрачности при поступлении в вуз. Но пока мы сделали лишь первый шаг в этом направлении. Да, ЕГЭ освобождает от поездок для сдачи вступительных экзаменов, но, чтобы подать документы в вуз, иногороднему ребенку все равно придется туда поехать. Мы считаем, что пора создать Единый центр выпускников, куда абитуриенты будут засылать результаты ЕГЭ в электронном виде и где по ним будут зачисляться. Но личные собеседования все же нужны.

— Экспертов смущает одноразовость процедуры ЕГЭ…

— Общественная палата поддерживает создание портфолио учащихся, где будут копиться результаты проектной деятельности школьников, их участия в олимпиадах и конкурсах. Да и тестовые испытания надо проводить регулярно — в 9-м, 10-м и 11-м классах, а все результаты также складывать в портфолио. Тогда при поступлении в вуз сложится реальная картина: за взятку портфолио не создашь. Ребенок научится технологии карьерного роста, да и работодателей личные портфолио наверняка заинтересуют.

— Вы говорили об инициативах Общественной палаты по поддержке талантливой молодежи. В чем их суть?

— Мы предлагаем расширить доступ к школьным олимпиадам, переместив их в Интернет, снабдить всех талантливых детей бесплатными компьютерами и доступом к Сети, причем сделать это по заявительному принципу — скажем, обеспечить возможность работы в Интернете любому желающему на два месяца. А затем продлить контракт с теми, кто представит результаты своего творчества — например, какой-нибудь проект. Стоит это недорого — особенно если государство договорится с провайдерами об оплате их услуг по себестоимости. Мы уже ведем об этом переговоры с Минобрнауки, и пока они идут успешно.



Партнеры