Мир спешит меняться, сужаться, стирать прошлое, но расстаться с культурой невозможно. Каждая крупица истории искусства важна, и ее необходимо сохранить и передать потомкам. Именно эту глобальную мысль и сделали своей идеей организаторы Международного фестиваля “Этно во времени”. Он пройдет 29 апреля в Московском доме музыки. Все средства от реализации проекта будут направлены на благотворительные цели и поддержку талантливых людей культуры и искусства. Мы пообщались с президентом фестиваля Львом Новоженовым и выяснили, что, по его мнению, является местом современного художника в нашем переменчивом мире.
— Расскажите немного о фестивале, пожалуйста.
— Есть такая замечательная художница Зарина Кабулова — она живописец, талантливый человек; она затеяла такое мероприятие под названием “Этно во времени”. Смысл этого фестиваля в том, чтобы показать и еще раз продемонстрировать разнообразие, многоцветие этого мира, воплощенного в краске, музыке, скульптуре, хореографии…
— Фестиваль ставит одной из своих целей глобализацию культуры, а как совместимы понятия “глобализация” и “культура”?
— Совместимые и несовместимые одновременно. В мире происходят интегральные процессы, все сжимается, появляются новые средства связи, которые делают наш мир теснее. Это заставляет нас задуматься.
— Одним из вопросов обсуждения на фестивале является место художника в современном мире. Может ли творческий человек что-то изменить своим творчеством?
— Мое мнение тонет в хоре голосов великих мудрецов. Об этом говорили все, еще с древности. Набоков говорил, что искусство влияет на жизнь в большей мере, нежели жизнь подражает искусству. И я склонен робко ему как бы поддакнуть, тем более в наше медийное время, когда искусство и медиа более реальны, чем жизнь.
— Какие цели преследует фестиваль?
— Один из аспектов: общество и человечество нуждается в том, чтобы националистическим тенденциям было противопоставлено нечто серьезное, чтобы мы увидели, что мир хорош потому, что он разнообразен. Нет ни более великих народов, ни менее талантливых — вне зависимости от количественного состава населения. Эскимосов, может быть, 700—800 или две тысячи, но эскимосы не менее великий народ, чем какой-то другой. Мы должны трепетать от страха за то, что пропадет какой-то вид бабочки или животного, и в не меньшей степени трепетать, что какой-то народ останется в стороне от общемирового процесса или будет задвинут в угол. Отношение к этнической составляющей человечества очень важно.
— Одна из задач фестиваля — поддержка молодых и талантливых художников. Каким образом это происходит?
— Я как человек творческий, который тоже когда-то был молодым, знаю, что главное — дать шанс, чтобы о тебе узнали. Дать трибуну.
— Почему такое название — “Этно во времени”?
— Этнические виды искусств зарождены не сегодня, они дошли до нас из глубины времен. Что-то растерялось по дороге, и это наша боль и тревога. Фестиваль должен способствовать тому, чтобы это не стиралось, а сохранялось и передавалось нашим потомкам.