Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ Евгений Федоров:

“Внимание к малым компаниям — не разовая акция”

“Малые фирмы возьмут на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса. Правительство же будет выступать в роли садовника — всячески ухаживать, холить и лелеять ростки малого инновационного предпринимательства”, — заявил “МБ” Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ. Главное для малых и средних предпринимателей теперь — не промахнуться: выбрать именно ту нишу, которую государство с особым энтузиазмом будет “поливать” и “окучивать”. Подробности — в интервью Лилии КАМЫШЕВОЙ.

— О малом бизнесе как-то разом вспомнили и президентская команда, и чиновники, и крупные руководители. Чем вызвано столь повышенное внимание к предпринимателям, челнокам, лоточникам?..

— Внимание к малым компаниям — не разовая акция. Россия взяла новый курс, который называется “национальная экономика”. В ее основе — интересы российских граждан, нации.

С 90-х годов мировое сообщество воспринимает Россию с позиции сырьевого поставщика. Теперь мы переходим к инновационной модели развития экономики — высоконаучной, технологичной, производственной.

Соответственно, в отношении малых предприятий теперь новые ожидания, но и новые требования. Во-первых, малый бизнес должен стать источником новой прослойки российского общества — среднего класса. И тут президент поставил довольно жесткие условия: уже к 2020 году не менее 70% трудоспособного населения должно быть задействовано в сфере малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, малые фирмы возьмут на себя роль основного локомотива инновационного бизнеса. Мировая практика доказала, что в сфере НИОКР гораздо эффективнее, гибче, предприимчивее и доходнее именно компании среднего и малого размера.

— Новый официальный курс на малый и средний бизнес каким образом может отразиться на крупных компаниях и энергетических монополистах?

— Вне зависимости от размера бизнеса мы выделили для себя его приоритетные направления. Инновационный бизнес, глубокая переработка, высокотехнологичные производства найдут поддержку и в виде налоговых послаблений, и в виде каких-то специальных государственных форм поддержки.

С другой стороны, продолжится реформирование энергетических монополий, и пойдет оно скорее всего по пути ликвидации монополий, там, где это будет необходимо.

В целом структура экономики будет меняться в том числе за счет повышения эффективности применения таких классических инструментов, как налоги, система государственной поддержки приоритетных отраслей и других.

— Давайте рассмотрим два варианта развития событий. Первый вариант — малый бизнес в нашей стране остается предоставленным самому себе. Второй вариант — активное и позитивное вмешательство в жизнь предпринимателей. Что оно даст?

— Оставить все как есть нельзя. До определенного момента малый бизнес в нашей стране действительно развивался. Но как-то однобоко и больше вопреки…

Указ первого Президента России Бориса Ельцина о свободе предпринимательства стал некой отдушиной для инициативных и предприимчивых граждан. Но отдушина оказалась очень узкой и жестко ограниченной.

Государство осталось в стороне от забот и проблем малого предпринимательства. Поэтому малый бизнес сегодня занимает исключительно сферу услуг, торговли и в незначительной степени сферу производства, причем производства первичного.

В регионах вообще сложилась весьма неприятная ситуация. Небольшие и средние фирмы — это по сути “продолжение” каких-то муниципальных руководителей, чиновников. Они решают, какие компании будут существовать, а какие — нет. Если фирма приближена к чиновничьему аппарату, ей гарантирован заработок; если нет — ее выдавят с рынка. При этом в любом случае мы говорим лишь о выживании. Ни о какой поддержке малых предприятий, их развитии речи не идет. Такую ситуацию нельзя сохранять. Ее нужно рушить, причем очень быстро.

Только в прошлом году было сформулировано и законодательно определено само понятие малого бизнеса. В рамочном законе о малом бизнесе наконец-то более или менее четко определили, что такое малый и что такое средний бизнес. Когда определились с предметом регулирования, стали вырисовываться и возможные варианты его поддержки, развития, защиты.

— Как в целом будет выглядеть программа экономической поддержки малого бизнеса?

— Условно весь малый бизнес мы разделили на две части. Первая — это компании, нуждающиеся в поддержке и развитии. Вторая половина малого бизнеса — фирмы, которым необходима всесторонняя защита.

Новым и уже действующим фирмам в сфере новых технологий, инноваций, высокотехнологичного производства будет оказываться налоговая, финансовая, консультационная и прочая поддержка. Правительство будет выступать в данном случае в роли садовника — всячески ухаживать, холить и лелеять ростки малого инновационного предпринимательства. И в данном варианте все меры хороши — и субсидии, и система технопарков, госзаказы.

В то же время старые компании, которые уже нашли свое призвание в сфере торговли, услуг, производства, государство защитит, и прежде всего от чиновничьего произвола, от повышенной бюрократии.

— Какие институты государственной структуры подвергнутся реформированию?

— Налоговая система, выстроенная в соответствии с принципами сырьевой экономики, не соответствует новому, инновационно ориентированному бизнесу. Поэтому мы подвергнем ее серьезным перестройкам.
В самых ближайших планах — снижение НДС. Постепенно будет принят ряд новых законопроектов, подстроенных именно под сферу НИОКР, научных малых предприятий.

Еще одна проблема, которую следует решать также весьма оперативно, — это организация системы учета нематериальных активов. Согласно данным Счетной палаты, оборот нематериальных активов в России составляет не более 0,3%. Аналогичные показатели в европейских странах выше в 100 раз — 30%. Но это не означает, что отечественные компании не покупают авторские права, патенты, лицензии.

Еще одна больная тема — защита собственности. Государство долго отворачивалось от того, что крупный, а теперь уже средний бизнес целенаправленно выводил свои средства в офшоры. Причем предприниматели проводили столь рискованные и довольно дорогие операции не с целью ухода от налогов. Нет, они боялись потерять свои активы, свое имущество. Люди боятся быть прямыми собственниками в России. Человек понимает, что, как в 90-е годы, с утюгом к нему не придут. Но завод, “сладкое” помещение под магазин или кусочек земли под офисом отнимут либо через рейдерство, либо через политическое решение — создание неприемлемых для бизнеса условий. На сегодняшний день законодательно оформлена только защита личной собственности в бытовых масштабах. Мы же намерены принять ряд законов, которые обеспечат защиту прав бизнес-собственности. При этом реформы коснутся не только правоохранительных органов и судов, но и всего общества. Мы хотим поднять право собственника на новую высоту, сделать его почетным, изменив само общественное мнение.

Чиновничий произвол и вседозволенность бюрократического аппарата — еще одна тема национального реформирования страны. Скажу откровенно: просто и быстро одернуть чиновников у нас вряд ли получится. Откуда-то сверху произвол не остановить. И здесь мы видим только один путь — усиление структуры малого и среднего бизнеса.

“Малыши” и “середнячки” страдают от чиновничьего аппарата особенно сильно. В краткосрочной перспективе будет принят ряд законов, ограничивающих количество проверок и резко сокращающих число проверяющих, а самое главное — их полномочия. Проверять любую компанию можно будет только с разрешения прокуратуры.

В долгосрочной перспективе мы видим новую структуру — саморегулируемые советы предпринимателей. Они будут наделены теми же правами, что и чиновники на местах. Таким образом, бизнес постепенно дорастет до чиновников, а со временем сможет стать и выше. В новом законе, который уже принят, оговорена такая структура, как советы малого бизнеса. Мы же хотим существенно усилить роль и вес этих советов. Вплоть до того, что любые проверки предпринимателей будут осуществляться только по методикам или с санкций этих советов. Причем в будущем советы заменят саморегулирующимися организациями малого бизнеса. Но для этого мы должны развить соответствующее законодательство, создать специальный инструментарий, наделяющий советы теми же возможностями, что и государственные органы.

В целом нас ждет абсолютно новый магистральный путь, который станет реальным толчком для развития полноценного гражданского общества.

— Пока же бизнес-сообщество постоянно будоражится слухами о кризисе, об обвале курса доллара. Так будет или нет в нашей стране кризис?

— Нужно понимать, что наметившийся мировой экономический кризис — это результат кризиса политики США.

Из-за роста военных расходов в США стремительно нарастает их долг другим странам. Привычки общества потреблять в два раза больше, чем производить, с определенной периодичностью корректируются очистительными кризисами экономики. Вероятность развития кризиса в США специалистами оценивается довольно высоко. При этом сегодняшнее состояние экономики России прочно как никогда. И серьезных последствий этот кризис нам не принесет. Бюджет страны запланирован с учетом возможных ухудшений внешнеэкономической конъюнктуры, а валютные резервы уже превышают 0,5 трлн. долл. США. Все намеченные планы социально-экономического развития страны, а также социальные обязательства государства будут четко выполняться. Вклады населения в российских банках до 400 тысяч рублей каждый надежно защищены системой страхования вкладов. Рубль держится достаточно твердо по отношению к другим валютам и, по некоторым оценкам, даже слишком укрепляется, а временные трудности с инфляцией потребительских цен будут преодолеваться.

— Вопрос, также волнующий малый бизнес: что произойдет с сертификатами? Россия не признает международных стандартов и документов, подтверждающих качество и оригинальность продукции. При этом качество товаров на внутреннем рынке не повышается. А дополнительная процедура сертификации в российских НИИ дорого обходится и крупным компаниям, и средним, и тем более мелким.

— Мы разрабатываем рамочный закон. И с его принятием бизнес может рассчитывать на сокращение объемов сертификации, а в некоторых сферах — и на уведомительный порядок.

— На общем фоне российского предпринимательства как, на ваш взгляд, смотрится Москва?

— Москва — наиболее благополучный регион с точки зрения поддержки и развития малых предприятий. Она действительно лидирует. Особенно хотелось бы выделить успехи московского правительства в сфере защиты предпринимательства. Но опыт Москвы не везде приемлем. Это крупный регион, столица. Малых компаний в Москве — сотни тысяч. В то время как в регионах их в разы меньше. Москва не жалеет колоссальные ресурсы на поддержание своих предпринимателей. А такую роскошь могут позволить себе лишь единичные регионы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру