Архиважная “пятнашка”

Россия везет в Венецию свою архитектурную гордость

14 мая 2008 в 17:42, просмотров: 399

Раньше на венецианскую биеннале (по-простому — главную мировую архвыставку) мы, стесняясь своих реальных построек, возили либо пласт “бумажной архитектуры”, либо проекты студентов МАрхИ. Чем реально “дышит” Россия — никто не видел. И вот впервые (с 1990-го) кураторы
нацпавильона г-да Ревзин и Хорошилов выставят на всеобщее обозрение макеты-инсталляции-проекты “настоящих зданий” — уже возведенных или же тех, что будут построены в ближайшее время. И без тени стеснения!

Как будет выглядеть павильон (творение Щусева) — держится в строжайшей тайне. Одно известно: будет два яруса. На первом — царство неоформившихся образов-мечтаний от мастера ленд-арта Николая Полисского, этакая “русская утопия”, в основе которой идея о том, что всякий ландшафт сам диктует, сам просит то, что должно быть на нем построено. Все изначально запрограммировано самой природой, самой историей, и задача архитектора это “что-то” увидеть, понять, не сломить гармонии. Архпоэзия Полисского полностью соотносится с девизом нынешней биеннале, заданным ее куратором Аароном Бецки: “Не там. Архитектура помимо здания”.
На втором же ярусе — отход от “чистой философии” к повседневности и реализму: здания, которые нас окружают. Какими им быть? Ведь еще совсем недавно мы в упор не видели русских архитекторов… Комментирует Михаил Швыдкой:

— Как и русская современная живопись, так и русская современная архитектура имеют клеймо чего-то маргинального и второсортного по отношению к мировой художественной жизни. На самом деле это не так. Ну не исчерпывается мировая современная архитектура 2—3 именами! Их гораздо больше. И не надо все время искать пророков не в своем отечестве. И в своем отечестве их хватает!

О да, в русском павильоне (кстати, имеющем статус национального проекта) будут представлены работы “золотой пятнашки” наших мастеров — Асадова, Бавыкина, Белова, Бокова, Киселева, Скокана, Скуратова и др. Вообще особенность нынешней архситуации в России в том, что у нас одновременно работают как “русские звезды” (вот эти 15 имен), так и “маститые западные”, которые стали активно приходить на наш рынок последние два-три года.

— И это порождает своеобразный комплекс неполноценности, — рассказывает один из кураторов — Григорий Ревзин, — потому что возникает ощущение, что здания “не слишком пафосные” делают русские, а здания “чуть получше” — западные мастера. Этот комплекс рождается оттого, что мы никогда их не сравнивали вместе, а мне не кажется, что русские архитекторы в чем-то уступают западным. Убедить в этом общественное мнение — задача сложная. Вот мы и придумали такую “ситуацию конкуренции”, показав русских и западных в одном пространстве.



Партнеры