Удар по карману частных инвесторов

К 2010 году будет введен новый налог на недвижимость

2 июня 2008 в 16:51, просмотров: 364

В налоговой политике государства грядут большие изменения, которые затронут интересы не только бизнеса, но и физлиц. В конце мая Минфин обнародовал “Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов”. Впервые обозначены конкретные сроки введения налога на недвижимость. После этого пустующих квартир, купленных с целью перепродажи, станет меньше.

А значит, цены на жилье в РФ с 2010 года могут существенно снизиться.

Облегчение бремени

Согласно документу: “масштабных мер в области налоговой политики в среднесрочной перспективе не запланировано”. С другой стороны, Минфин утверждает: “На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться”. А судя по тому, что Минфин предусмотрел целых 20 направлений “динамичных изменений”, налицо, по сути, очередная постепенная реформа.

Однако, к чести Минфина, на сей раз налогоплательщики предупреждены о грядущих изменениях и могут к ним подготовиться. Как сказано в документе, “несмотря на то обстоятельство, что “Основные направления…” не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями”. Правительством план Минфина уже утвержден.

Для законопослушного бизнеса план Минфина предусматривает дальнейшую либерализацию налогового законодательства. Причем упор сделан не на формальное снижение ставок (они и без того достаточно низкие), а на администрирование налогов. То есть на совершенствование технических процедур, от которых бизнес больше всего страдает.

Например, план Минфина предусматривает, что: “Уже в 2008 году целесообразно разрешить налоговым органам по итогам налоговой проверки одной декларации выносить два решения: одно — в отношении тех сумм, которые не вызвали у налоговых органов сомнений в правомерности принятия к вычету, второе — в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. Эта мера снизит объем невозмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и налогоплательщиков нет спора”. Практика, когда из-за претензий налоговых органов к обоснованности возврата небольшой части суммы НДС надолго “зависала” вся сумма, была одной из самых спорных, вызывала наибольшее число судебных разбирательств. Видимо, это узкое место теперь будет расшито.

Впрочем, прямое снижение налогового бремени для бизнеса тоже обещано. К сожалению, это не касается НДС.

Минфин лишь отмечает, что “в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке НДС, с установлением величины этой ставки на уровне ниже действующей величины основной ставки НДС”. Но окончательное решение еще не принято. “В силу того, что принятие такой меры в условиях долгосрочного бюджетного планирования требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий, окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года”, — полагает Минфин.

Зато принято принципиальное решение о снижении НДПИ. Минфин предлагает ввести льготный режим уплаты НДПИ при добыче нефти на соответствующих участках недр (нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых на период разработки месторождения, налоговые каникулы до достижения соответствующих объемов добычи или более эффективный инструмент в виде понижающих коэффициентов к ставке НДПИ).

Соответствующие решения будут приняты уже в этом году.

Впрочем, бизнесу не стоит обольщаться. План Минфина предусматривает не только облегчение бремени, но и серьезное ужесточение законодательства в рамках борьбы с минимизацией налогообложения. В частности, предусматривается усиление контроля за внутренними (трансфертными) ценами внутри крупных холдингов. Их искусственное занижение было обычной схемой минимизации налогов для крупных компаний. Теперь Минфин хочет прекратить эту практику, что на бизнесе холдингов может сказаться негативно. 

Сдвиг в недвижимости

Предложенный Минфином план изменения системы налогообложения серьезно затрагивает интересы не только бизнеса, но и физических лиц. Например, в документе указано: “С включением в Налоговый кодекс РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости”. Принятие поправок в Налоговый кодекс и введение налога на недвижимость предусматривается в 2010 году.

Идея введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц озвучивалась властями и ранее. Однако в плане Минфина обозначен конкретный срок реализации. А это уже не просто разговоры: видимо, в 2010 году владельцы учтенного недвижимого имущества станут платить совершенно иные налоги, нежели чем они платят сейчас.

С другой стороны, представленный Минфином план не дает ответов на вопросы о величине ставок будущего налога и о методике его расчета. Собственно, он и не должен их давать. Власть понимает, что налог на недвижимость способен вызвать социальное недовольство. Поэтому сейчас принято лишь принципиальное решение, а конкретика отложена на два года. Однако механизм запущен, и можно начинать обратный отсчет.

Кроме того, как совершенно справедливо отмечается в документе, для введения налога на недвижимость требуется разработка и принятие таких документов, как методики кадастровой оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости и т.д.

До сих пор работа эта шла ни шатко ни валко. Но коль скоро Минфин планирует введение налога на недвижимость в 2010 году, органам БТИ придется поторопиться. Владельцам же недвижимости, особенно крупной, тоже пора начинать готовиться к нелегким временам. И утешаться тем, что, несмотря на удар по карману, введение налога на недвижимость в целом для российской экономики будет благом. Ведь после введения налога пустующих квартир, которые были куплены с целью спекуляции (перепродажи) явно станет меньше. А значит, цены на жилье в России после 2010 года могут существенно снизиться.

Кнуты и пряники

В документе Минфина присутствует и еще одно неутешительное изменение в части налогообложения физических лиц. Оно касается шкалы ставок единого социального налога (ЕСН). По оценке Минфина: “Из-за регрессивной шкалы ставок, по которой взимается ЕСН и отсутствия их индексации, отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет расширенного правительства к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат, начиная с 2006 года, снижается темпами, составляющими около 1% в год”. Величина эффективной ставки налога в отсутствие индексации порогов регрессии по итогам 2009 года может снизиться до 20,2%”. Для решения этой проблемы Минфин запланировал “в среднесрочной перспективе рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения фонда оплаты труда (ФОТ) в увязке с принятием решений по реформе пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования”.

Говоря более простым языком, реальный уровень ЕСН, вероятно, будет расти. Это будет ударом по малому и среднему бизнесу. Ведь ЕСН — это налог на ФОТ, уплачиваемый работодателем. Вряд ли “белые” зарплаты после реализации мер Минфина снова уйдут “в тень”. Администрировать ЕСН в Минфине умеют неплохо: запрет предпринимателям платить сотрудникам меньше, чем “в среднем по данной отрасли в данном регионе”, никто не отменял. Скорее всего после 2009 года экономику просто ждет торможение роста официальных зарплат. Что в общем-то и неплохо, поскольку в некоторых отраслях из-за нехватки кадров рынок труда явно перегрет.

Что же касается прямого налога на доходы физических лиц, то согласно плану Минфина “в части налогообложения налогом на доходы физических лиц в долгосрочной перспективе будет сохранена налоговая ставка в размере 13%”. И это не единственный “пряник”, предусмотренный для добросовестных налогоплательщиков. Как уточняет Минфин, с 2009 года будет увеличен предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Практика налоговых вычетов для физических лиц согласно плану Минфина будет существенно расширена.

Предполагается, например, что уже в 2009 году граждане смогут вывести из налогообложения значительные суммы, потраченные на образование и лечение (в том числе санаторно-курортное). В вычет будут включаться также расходы по накопительной пенсии и, возможно, даже расходы по ипотеке.

Двуединая задача

В целом план Минфина направлен на постепенное изменение налоговой политики государства. Новации сближают отечественное налоговое законодательство с европейской моделью налогообложения. Как известно, в странах ЕС налоговая система устроена по принципу двух поршней. Первый давит снизу: это поддержка до неприличия огромного числа организаций в сфере науки, культуры, спорта, религии и социально-гуманитарной сферы (так называемый третий сектор экономики). Причем речь, как правило, не идет о прямых налоговых льготах. Например, двух разных ставок НДС нигде в Европе нет, а налоговые освобождения достаются немногим (в основном религиозным организациям). Зато весьма много косвенной господдержки. Например, коммерческая организация, сделавшая взнос в третий сектор, вправе не платить налог на прибыль на аналогичную сумму. При этом оставшаяся прибыль предприятия облагается по сниженным ставкам, а величина снижения зависит от размеров взноса. То же самое относится и к физическим лицам: взнос в третий сектор позволяет экономить на подоходном налоге и платить его по пониженным ставкам.

Это иногда приводит к забавным ситуациям. Например, по данным Евростата, нищие в Евросоюзе с 2003 года являются самой большой социальной группой среди любителей собак. Они особенно полюбили животных после того, как в результате экологического бума “зеленые” организации получили официальное признание и влились в третий сектор экономики. Теперь на каждую собаку полагается отдельное пособие из специального фонда. А размер его таков, что 5—6 собак могут избавить хозяина от необходимости работать.

Несмотря на парадоксы, такая система налогообложения выполняет свою задачу: не дает уровню жизни граждан опускаться слишком низко. Ведь обеспеченные европейские собаководы от пособий тоже не отказываются.

Второй налоговый поршень давит сверху: речь идет прежде всего о прогрессивной ставке подоходного налога, налогах на роскошь и на недвижимость. Кроме того, европейцы платят огромный (до 60%) налог на наследство. Стремление населения сэкономить на нем даже сделало завещания одним из основных источников доходов для организаций третьего сектора экономики. Эта часть налоговой системы не дает жизненному уровню отдельных граждан становиться слишком высоким. Причем давление второго налогового поршня в основном направлено не против предприятий и организаций, а против физических лиц (налоги на богатство).

Система двух поршней не только выравнивает разрыв в жизненном уровне граждан, но и поощряет экономическую активность, предпринимательство. Например, дорогостоящий автомобиль или квартира в Евросоюзе освобождаются от налога на роскошь, если их владелец откроет ООО, внесет данные активы в уставный капитал, а затем возьмет их (фактически у себя же) в аренду. По данным маркетинговых исследований, 6—8 таких “предпринимателей” обеспечивают работой одного бухгалтера, т.е. снижают безработицу.

В российском налоговом законодательстве система двух поршней только формируется. Пока еще центр тяжести находится в плоскости налогообложения предприятий. Однако в налоговом плане Минфина обозначился явный крен в сторону интереса государства к доходам физических лиц (налог на недвижимость, фактическое увеличение ЕСН). При одновременной либерализации и некотором облегчении налогового бремени для предприятий. Причем не только в отдельных отраслях (НДПИ), но и в экономике в целом (НДС, камеральные проверки).

Минфин не спешит: поворот налогового вектора в сторону европейской модели только намечается и скорее всего будет медленным и постепенным. В Евросоюзе система двух поршней формировалась около 30 лет, в России, вероятно, будет быстрее. Но как бы болезненны ни были меры властей по дополнительному налогообложению физических лиц, для налогоплательщиков и для экономики в целом находиться между двумя поршнями все же лучше, чем между молотом и наковальней.



Партнеры