Если завтра потоп

“МК” побывал на Ноевом ковчеге

“Отдать концы!” — скомандовал капитан необычного флота художник Александр Пономарев, и пять диковинных конструкций отдались на волю бурного течения Угры. Так началось “Архстояние-2008” — фестиваль ландшафтных объектов, который раз в полгода проходит на территории деревни Никола-Ленивец, что в 200 км от Москвы. Деревня не простая, а высокохудожественная. Обитающие там художник Николай Полисский и архитектор Василий Щетинин давно превратили простое русское поле в арт-объект, куда и пригласили московскую арт-верхушку и простых зрителей. Вода — вот тема фестиваля этого года. А если завтра Всемирный потоп? Известные художники и архитекторы подготовились как могли: соорудили пять плотов, на них и сплавлялись. А фотовыставка выразила водную тему по полной программе. “МК” вместе с художниками и архитекторами сплавлялся на плотах и наблюдал фотовыставку. Прямо в поле.

День первый: нам и шкаф, и баня — плот

Кто сказал, что современному искусству место только в городе? В этом году “Архстояние” собрало больше двух тысяч человек, готовых слиться с природой и искусством. В деревне Никола-Ленивец шага не ступишь, чтобы не наткнуться на выставочный объект. Но в этот раз искусство вышло на воду.

Толпа художников, архитекторов, дизайнеров стоит на берегу в ожидании. С собой — самое необходимое: спальники и дождевики. Произведения искусства создаются прямо-таки на наших глазах: плоты докрашиваются и допиливаются. С берега зрелище уникальное: будто маленький городок, сделанный в разных стилях, переехал на воду. Причудливая галерея из пяти конструкций. У одного на крыше — не удивляйтесь — зеленая елка торчит. Это плот-баня с натуральной парилкой внутри (печку там, правда, потом поставят, на суше) и бассейном (он прост как палец — дырка в полу). Таково творение самого известного современного архитектора Скандинавии Сами Ринтала. Другой плот напоминает водокачку на ножках, внутри которой спряталась столовая (автор — архитектор Владимир Плоткин).

Верх элегантности — плот в виде спирали, обтянутой белоснежной тканью (над этим сооружением трудились французы Франсуа Роше и Стефании Лаво). А рядом — плавучий шкаф. Трехэтажный плот с ящичками, полочками, чуть ли не с вешалками для одежды. Не зря старался архитектор Тотан Кузембаев: плот понравится любой моднице.

Флотилию возглавляет легендарный морской художник Александр Пономарев на своем черном плоту. Это что-то среднее между танком и подводной лодкой. Кстати, как-то раз он для одного из проектов действительно использовал боевую подлодку. После этого для Пономарева построить Ноев ковчег — сущая ерунда.

И вот с криками “отдать швартовы” и “свистать всех наверх” начинается сплав. Уже через двадцать минут нас накрывает мелкий дождь. Но неунывающие художники поют песни в духе “Из-за острова на стрежень, на простор речной волны”.

— Идея с плотами родилась год назад, — рассказывает между песнями куратор проекта Юлия Бычкова. — Но концепция “Ноева ковчега” пришла только недавно. Проекты плотов представили на “Арх-Москве-2008”. И там как-то само собой все переросло в тему Всемирного потопа.

— А помнишь дядю Ваню? — встревает дизайнер Василий Копейка. Речь про последнего местного жителя высокохудожественной деревни Никола-Ленивец, который и подкинул когда-то идейку.

— Да, дядя Ваня смастерил плот с палаткой, мангалом на борту и рассекал, как Стенька Разин, водные просторы Угры, — поддержала Юля Бычкова. — Мы, дачники Никола-Ленивца, и подхватили мысль.

Вообще история Никола-Ленивца — уникальная. Несколько лет назад в вымирающей деревне построили дом архитектор Василий Щетинин и бывший участник группы “Митьки” художник Николай Полисский. И понеслось окультуривание. Сначала Полисский слепил пятьсот снеговиков на заснеженном поле. Они — как татаро-монголы, которые стояли в этих местах и пытались в XV веке люд русский одолеть, да не вышло. Помните из школьных учебников истории Стояние на реке Угре в 1480 году? Это было именно здесь. Снеговики растаяли за зиму. На их месте вскоре появился стог сена величиной с дом. А потом началось самое настоящее “Архстояние”...

— К нам в деревню круглый год приезжают люди, — рассказывает художник Полисский. — Ходят по участкам, рассматривают деревянные арт-объекты. Иногда это надоедает, ведь у нас тут нет заборов. Но дело того стоит. Между прочим, здесь все из экологически чистых материалов. В том числе и эти плоты.

За этими разговорами проходит шесть часов пути. Уже в кромешной тьме, под ливнем и раскатами грома мы приплываем в Никола-Ленивец. Ночлег в спальниках в чумах — палатках без днища. А впереди новый день “Архстояния”.

День второй: в чистом поле о высоком

Деревня Звижжи по соседству с Никола-Ленивцем. Толпа зрителей под зонтами уже ждет прибытия плотов. Это второй сплав флота под командованием Александра Пономарева. На бис, как говорится.

Буквально в секунду солнечный день превращается в настоящий потоп. Льет как из ведра! Ну кто бы мог подумать, что эти арт-плоты действительно притянут к себе столько воды? Уже через пару минут — ни одного сухого человека. Военно-морской духовой оркестр, сопровождающий плот, несмотря на ненастье, феерично исполняет “Катюшу” и “Прощание славянки”.

— В следующий раз заявляйте более сухую тему, — досадует Ольга Свиблова, подоспевшая к параду плотов.

Но сплав — это только цветочки. Целый час художники, журналисты и простые люди пытались вытолкнуть из грязи завязшие после дождя автобусы, которые должны были доставить гостей фестиваля ко второму этапу “Архстояния” — фотовыставке в поле. Препятствия облагораживают человека. Когда еще увидишь, как столько культурной общественности вытаскивает махины на колесах из грязи! Автобусы потом вытянули тракторами, а в итоге все дошли ножками.

Встречает гостей опять же Александр Пономарев. Но уже на фото и с биноклем в руках. Рядом снимки товарищей — Олега Кулика, Юрия Аввакумова, Игоря Мухина и Владислава Ефимова. Гвоздь программы — “Синие носы” (художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), прославленные своими “Целующимися милиционерами”. На фото они тоже в поле. В национальной одежде, вооруженные топорами и с хлебом-солью в руках. Резюмирует фото фраза: “NATO, Welcome!”. Нечего, в общем, к нам в Никола-Ленивец шастать кому не надо, заявляют они.

Варианты молодых авторов на тему, что взять с собой в Ноев ковчег, — разные. На любой вкус. Главное — не понимать буквально. Кто-то предлагает навсегда сохранить в памяти чувство поцелуя, а кто-то сравнивает замкнутость французского замка с Ноевым ковчегом. А может, стоит взять с собой офис или любимые туфли? Решайте сами. Но “Архстояние-лето-2008” показало: потоп может быть, и он тоже может быть высокохудожественным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру