Леченье — свет!

Сесть за “парту здоровья” не поздно в любом возрасте

22 июля 2008 в 15:43, просмотров: 533

Короткий осмотр, несколько лаконичных фраз, в руках — рецепт с еле  выговариваемой латынью. А так еще о многом хотелось рассказать, спросить... Но, увы, прием закончен. Врача ждут другие пациенты. Кому не знакома такая ситуация? Особенно часто в нее попадают родители, чьи дети страдают хроническими заболеваниями. Однако выход найден: специально для них в Подмосковье работают школы здоровья.

О создании таких школ начали говорить еще в конце 90-х годов прошлого века. Медики столкнулись с парадоксом: наука в плане диагностики и лечения хронических заболеваний шагнула далеко вперед, но применить ее достижения на практике оказалось очень сложно. Дело в том, что пациентам, которым поставлен, например, диагноз “сахарный диабет” или “бронхиальная астма”, нужен ежедневный контроль за состоянием здоровья. Диабетикам необходимо измерять уровень сахара в крови и вводить инсулин. Для больных бронхиальной астмой непреложным пунктом становится принятие бронхолитиков. Возникает и масса других, преимущественно бытовых проблем, которые не может снять обычное, пусть даже регулярное, посещение врача.

— Решением этого уравнения со многими неизвестными стали школы для больных, — говорит главный реабилитолог Московской области Галина Осипова. — Они помогли вывести на новый уровень медицинское обслуживание и качество жизни пациентов.

Занятия в школе похожи на уроки в обычных альма-матер. Только в роли учителя выступает врач, а прилежными учениками становятся сами пациенты или родители, если речь идет о совсем маленьких детях. На занятиях идет подробный рассказ, например, о том, что такое сахарный диабет, что его обуславливает, как измерить уровень сахара в крови и как интерпретировать полученные результаты. При бронхиальной астме необходимой становится информация о том, что может вызвать приступ, как с ним справиться или вовсе избежать. Также преподаются техники правильного дыхания, лечебной физкультуры, использования ингаляционных препаратов. Родители узнают, как организовать режим дня ребенка, как помочь ему избежать стресса в обычной школе, который может привести к обострению болезни.

— Если на приеме у врача лишь хватает времени, чтобы назначить лекарство и частоту его применения, то на уроке демонстрируется техника введения препарата, — поясняет Осипова.

Немаловажно, что преподает азы самопомощи тот же врач, что ведет прием в местной поликлинике. Он до мелочей знаком со всеми проблемами пациента и прекрасно знает, на какие моменты необходимо обратить внимание. Чистка зубов, стрижка ногтей, игра в песочнице — все, что может показаться мелочью при уходе за обычным ребенком, в данном случае требует совершенно другого подхода. Поэтому организация быта — такая же важная тема занятия, как и все остальные.

Кроме того, школа — это место, где можно неформально пообщаться с врачом. Такие диалоги существенно сокращают дистанцию между доктором и пациентом, помогают сформировать полезные привычки и настроить на здоровый образ жизни.

На сегодняшний день можно говорить о работе целой системы школ. В Подмосковье при детских поликлиниках работает 33 школы по сахарному диабету и 26 школ по бронхиальной астме. Кроме того, есть школы при областных лечебных учреждениях, где больные учатся в случае госпитализации: по сахарному диабету в МОНИКИ им. Владимирского, а по бронхиальной астме — при Московском областном консультативно-диагностическом центре для детей. Кстати, эти же медицинские учреждения координируют работу школ, разрабатывая программу и методические пособия. В общей сложности гранит медицинской науки, касающейся знаний по сахарному диабету, ежегодно грызут 600 человек, по бронхиальной астме — 328. Занятия везде бесплатные, так что возможности для всех больных в этой системе равны.

— За время работы школ уже достигнуты определенные успехи, — говорит Галина Осипова. — У нас снизилось число посещений врачей по обострению заболеваний бронхиальной астмой, стало меньше вызовов “скорой помощи”. Сократилось и число случаев госпитализации таких пациентов. Это доказывает, как важно, когда родители своевременно и качественно могут оказать первую помощь своему ребенку. Чувство уверенности в том, что с болезнью можно справиться, — это главное, чему мы учим в школах.

Хороший пример тоже бывает заразителен. По подобию вышеупомянутых школ в Подмосковье стали развиваться более локальные направления. Так, в Лыткарине создана школа по миопии. Здесь занимаются 287 родителей с детьми. В Красногорске 47 человек учатся справляться с проблемами, которые несет с собой ожирение. В Щербинке 430 маленьких пациентов посещают школу по сколиозу. Также в области функционируют пять школ по аллергодерматозу, как правило, там, где есть школы по бронхиальной астме, поскольку патогенетические механизмы возникновения этих болезней схожи. В них премудростям борьбы за здоровье на сегодняшний день учат 108 пациентов.

Более подробно о расположении и графике работы школ можно узнать у своего педиатра или в управлении здравоохранения при районной администрации.



Партнеры