Няня для мамонтенка

Репортер “МК” выяснил, как ухаживают за животными в городских джунглях

“9.00 — завтрак, 11.00 — маникюр, 14.00 — контрастный душ…”

Именно так в зоопарке выглядит режим дня для слонов. Это только на первый взгляд кажется, что звери здесь только едят и спят. На самом деле хлопот с ними не меньше, чем с детьми, — то тигр клеща подхватит, то медведь дверь в уличный вольер выломает. За всем нужно уследить! И задача эта под силу только людям самой востребованной профессии — рабочим по уходу за животными. Сложно ли ухаживать за животными в Московском зоопарке и каких выкрутасов можно от них ожидать? Об этом “МК” рассказали ведущие специалисты главного зоосада страны.

Ласковее Мегеры в зоопарке нет

Самые страшные хищники живут здесь в одном месте, на большой скале. Львы, тигры, бурые и гималайские мишки, медведи-губачи — у каждого из них отдельный вольер для прогулок, а теплые квартиры находятся внутри скалы. И ухаживают за ними самые отважные сотрудники. Правда, общение с питомцами происходит в основном через решетку, войти в клетку к свирепому льву не отважится даже самый отъявленный храбрец! В шесть утра к зверушкам приходит рабочий по уходу, чтобы убрать им помещения и положить еду. Сонное царство сразу оживает: лев яростно бросается на ограду, трусоватый медведь-губач, завидев людей, начинает наворачивать круги по спальне, а огромная тигрица, несмотря на грозный вид, просовывает ухо сквозь решетку — чтобы почесали.

— Она у нас самая добрая, — рассказывает заведующий секцией млекопитающих Московского зоопарка Евгений Давыдов, — зато кличку носит Мегера. Это все из детства пошло. Тогда она любила попроказничать и попугать зоологов; затаится в темном углу и выпрыгнет, когда никто не ожидает…

Сейчас тигрица само очарование, и иначе как Мегерушка ее теперь не зовут. А когда ее чешешь за ухом, прямо мурлыкает от удовольствия! Вот и потакают зоологи любимице как могут. Постелили ей на пол подстилку — зимой, когда холодно, она ложится на нее, чтобы согреться, а в жару наоборот — на камнях прохлаждается. Любит тигрица и красоту навести — например, поточить когти о бревно.

Накормить опасных питомцев — особый ритуал. Для этого приходится выпускать их на улицу, а пока звери принимают солнечные ванны на свежем воздухе, рабочие быстренько наводят чистоту в вольерах и кладут подносы с угощением. Главный бич хищников — скука и ожирение, ведь они не работают и не охотятся. Поэтому зоологи разработали для них специальное меню. Пять дней в неделю животные получают полный рацион, в субботу — половину, а в воскресенье сидят на голодной диете. Вреда это не наносит никакого, зато звери не страдают от лишнего веса и испытывают здоровый интерес к еде.

Чтобы не скучать в одиночестве, животные сами придумывают себе развлечения. Например, огромный лев страсть как любит попугать пришедших поглазеть на него двуногих, от его оглушительного рева волосы в буквальном смысле встают дыбом!

— Мы, когда водим гостей, сразу предупреждаем — здесь сидит самец, он будет вас пугать, — улыбается Евгений Степанович. — Но лев и сам хитрец еще тот: подождет, пока все про него забудут, а потом с ревом накинется на решетку. Не поверите — через секунду гости выскакивают из помещения!

Косматый зверь проживает вместе со своей дамой сердца. Но вместе их соединять нельзя: когда один выходит на прогулку, второй сидит внутри, а потом наоборот. А все из-за старых обид. Предыдущий сосед львицы оказался настоящим подлецом — не пускал ее гулять, кусался и вообще всячески ущемлял. Естественно, обиженная четырехлапая дама отвечала ему взаимностью. А когда появился новый кавалер, так и не смогла смириться с мужчиной в доме и на дух не переносит новоиспеченного соседа.

А бурый мишка однажды от скуки прорыл берлогу под землей… и чуть было не попал в вольер к тиграм — почти как в фильме “Необыкновенные приключения итальянцев в России”! К счастью, знакомство с соседями косолапый решил отложить до следующего раза и, наработавшись, завалился на боковую, а сотрудники вовремя спохватились и заделали проход — иначе кровавой бойни было бы не избежать. Обнаружив, что его труды были напрасны, топтыгин рассвирепел и начал рыть другую берлогу. Однако на сей раз решил, что яма вполне подойдет ему самому в качестве постели. Пришлось сотрудникам пойти ему навстречу и обустроить самодельный вольер. С тех пор зимой сосет лапу в отдельной опочивальне.

Летучий эстонец

Куда спокойнее иметь дело с копытными обитателями турьей горки: дагестанскими турами и винторогими козлами. Правда, работы и здесь море — с самого утра вымести весь мусор, разложить по кормушкам свежую траву, сено и комбикорм, а как только обитатели горки все съедят, тут же добавить нового. Вот и приходится рабочим целые дни проводить вместе со своими питомцами. К счастью, нрав у копытных добродушный или, скорее, равнодушный, поэтому сотрудники без проблем могут находиться внутри вольера. Правда, бдительность терять не стоит.

— Самое тяжелое время на турьей горке — весна, — рассказывает рабочий по уходу за животными Александр Гашинский. — Снег сходит, столько всего всплывает!

Впрочем, зимой тоже нелегко: в морозы часто замерзает питьевая вода в корыте. Чтобы звери не мучились от жажды, приходится постоянно наливать новую. А уж если кто из них заболеет, сотрудники мигом почуют неладное, даже до осмотра ветеринара.

Всего на горке три сектора — в одном живут винторогие козлы, а в двух других — дагестанские туры. Почти все туры — родственники, самую первую самочку спасли от смерти во время войны в Дагестане местные зоологи и передали в дар столичному зоосаду. Сейчас рогатая дама приносит по двойне в год. Это лишь кажется, что копытные только и могут, что жевать травку и лениться на солнце. Время от времени некоторые особы выделывают такие фортеля, что заставляют сотрудников в недоумении чесать голову. Больше всего беспокойства доставляет взрослый винторогий козел, по праву считающий себя вожаком. “Ну и прохиндей!..” — вздыхают зоологи, выручая его из очередной неприятности. Приехал в столицу он из зоопарка в Таллине. Однажды в молодости этот козел разбушевался так, что сломал себе один рог. С тех пор, возомнив себя единорогом, он активно прокладывал себе путь к славе. Своими безумными выходками рогатый зверь ставит на уши весь зоопарк. Самая большая забава для него — сигануть через высоченную ограду в гости к дагестанским турам. Сначала при виде летящего откуда-то с неба соседа с выпученными глазами туры испуганно прятались по углам, теперь же, завидев сумасброда, кидаются на него с рогами: нечего злоупотреблять гостеприимством. Но это еще цветочки — несколько лет назад в поисках острых ощущений козел в очередной раз решил поупражняться в прыжках в высоту. Порыл копытом землю, разбежался как следует и прыгнул — на этот раз в соседний вольер, где обитали безобидные птички. Счастливо приземлиться ему помешала сетка, натянутая на высоте нескольких метров. На ужасающие вопли козла сбежалось ползоопарка — и посетители, и сотрудники. Еле спасли тогда! Впрочем, досадная оплошность не умерила пыл рогатого сумасброда. Дружеские набеги на соседей безумный козел совершает и по сей день. Правда, зоологи махнули на него рукой.

Кстати, рабочие по уходу первыми узнают, если у кого-то из подопечных произошло пополнение в семействе. Однако в процесс родов ни в коем случае не вмешиваются: роды должны происходить в максимально приближенных к природе условиях, чтобы потом мама не отказалась от чада. Был случай, когда сотрудники взяли себе на воспитание обезьянку-павиана, а когда пришло время соединять ее с сородичами, то малышка накинулась на себе подобных с кулаками! Она-то привыкла, что ее родители — люди, и на полном серьезе возомнила себя человеком, которого по недоразумению поселили к грязным мартышкам.

Усатые няни

Когда в зоопарк привозят новых животных, справиться с ними практически невозможно, особенно если зверь прямиком из дикой природы. Вот и приходится зоологам набираться терпения и день за днем воспитывать своих новых любимцев. К тиграм и пантерам, медведям и гепардам первые пару месяцев просто невозможно подойти — животные в ярости бросаются на решетку, в кровь разбивая себе голову и грудь. Зато через полгода их просто не узнать — становятся ласковые, будто кошки. Но злоупотреблять этим тоже нельзя. Впрочем, хлопоты доставляют не только необузданные хищники, но и безобидные питомцы. Изрядно попотеть зоологов заставил даже добродушный жираф!

— Ну и намучились мы с маленьким Самсоном, — вспоминает Евгений Степанович. — Капризный был — ужас! То виноград ему подавай, то бананы нечищеные, то картошку.

Из Ленинградского зоопарка жирафа доставили маленького и худенького. С тех пор длинношеий вырос и окреп. А самое главное — просто боготворит людей. Причем как своих, так и чужих. Много лет назад над воротами в вольере жирафа был проем, куда вечно совали нос дети. Увидев, как ребятня запросто треплет Самсона за нос и уши, сотрудники хватались за сердце. И совершенно зря — жираф был сама нежность и аккуратность. Но чтобы не накликать беду, планировку вольера вскоре поменяли. Зато сейчас у длинношеего другая проблема. Так как он уже стал жирафом в самом расцвете сил, то ему нужна подруга. Но две подруги, которых ему привозили, погибли, и Самсон опять остался один. Поскучав в одиночестве, несчастное животное воспылало страстью к… двери. Приходится теперь контролировать поток жирафьих чувств, чтобы он не нанес себе вреда.
А вот азиатских слонов научить дисциплине не удалось до сих пор — этих гигантов хлебом не корми, дай что-нибудь разрушить. Первым делом любопытный самец разломал камеру видеонаблюдения, потом принялся за искусственный дуб в кадке прямо посреди внутреннего помещения. Правда, для того чтобы сломить дерево, ему понадобился целый год. Зато африканские слоны, которые недавно уехали в Испанию, развлекались по-другому. Каждый вечер мимо их вольера проходили лошади, целый день катавшие посетителей по кругу. Завидев приближающихся скакунов, слоны растопыривали уши и со страшным визгом неслись прямо на них. После пары-тройки таких сеансов лошадки стали выбирать обходные пути.

Утят по весне считают

Рабочий день сотрудников, которые следят за птицами, начинается задолго до того, как зоопарк откроет свои двери для посетителей. Во-первых, нужно обойти большой пруд и проверить, все ли у пернатых в порядке? И хотя на водоеме живут несколько тысяч птиц, зоологи знают каждую из них. Потом надо разложить корм. Во время кормежки приходится следить, все ли на месте и все ли хорошо себя чувствуют. Заметили грустные глазки у огаря или лебедя, заваливающегося на бок, сразу несут бедняжку в ветпункт. Иногда о плохом самочувствии птицы можно узнать, если вдруг она не вышла на прогулку со своей пернатой парой.

— Есть у нас черный лебедь, которому мы не перестаем удивляться, — рассказывает рабочий по уходу за животными Андрей Иванов. — Мало того что завел себе трех жен, так еще и выбрал из них одну самую любимую. Когда две нелюбимые выводят потомство, он на них ноль внимания, зато если избранница родит — то ни на секунду не отходит.

Между прочим, вывести птенцов на пруду не так-то просто: мало того что здесь постоянный птичий базар, так еще вороны то и дело посягают на крошек. Поэтому каждой весной и в начале лета зоологи каждый день объезжают на лодке все домики и острова и складывают яйца в корзину, чтобы потом отнести их в инкубатор. А выпускают на пруд уже подросших птенцов, когда они могут чувствовать себя в безопасности. А вот за теми птенчиками, которые родились слабенькими, нужен дополнительный уход. Таких зоологи оставляют у себя и выкармливают самостоятельно. Даже дежурство устанавливают, чтобы малыши не чувствовали себя брошенными!

* * *


Свободных мест в зоосаде на должность “рабочий по уходу за животными” практически нет. Как правило, те, кто приходит, остаются здесь уже навсегда. Еще бы, приручив сурового тигра или самолично вырастив птенчика фламинго, кто сможет их бросить!

— Самое сложное — это когда животное умирает, — признается Евгений Давыдов, — рев на весь зоопарк поднимается. Ведь животные для нас — это как любимые дети!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру