Подземные слои атмосферы

Корреспонденты “МК” проверили воздух метро на вредность.

Если наверху жара, внизу, под землей, — духота. Об этом прекрасно знают все пассажиры столичного метро. И в самом деле: сколько москвичей и гостей столицы каждый день падают там в обморок? Официальной статистики не ведется. Но даже беглый обзвон 10 здравпунктов на станциях подземки показал: печальный показатель — два обморока в день. Умножаем на число станций (170) — и получаем астрономическую цифру.

Почему так происходит? В метро плохой воздух? Или пассажиры у нас совсем хворые? Какие вредные вещества ежедневно вдыхают граждане, спускаясь под землю, с помощью специалистов выяснили репортеры “МК”.

Начать мониторинг воздуха было решено с одной из самых загруженных станций метро — “Курской”-радиальной. Там душно: станция плохо вентилируется.

Вместе со специалистом столичной компании “Экостандарт” Евгением Кузьменко присаживаемся на скамейку. В руках эколога — черный чемоданчик со специальной аппаратурой. “Прибор забирает воздух в пластиковый пакет, — объяснил Кузьменко. — А после уже в лабораторных условиях определяется содержание основных загрязняющих веществ — окиси и двуокись углерода, диоксидов азота, серы. Исследуются и концентрации кислорода и углеводородов — метана, фенола, бензола, ксилола, толуола, этилбензола”.

Эксперт поясняет, что неорганические соединения углерода и азота поступают в метро через вентиляционные шахты. Многие из них расположены недалеко от магистралей. Если “наверху” образовалась автомобильная пробка, то и пассажиры подземки будут дышать выхлопами. Вентиляция в метро по-прежнему остается большой проблемой. Воздух на многих станциях полностью обновляется всего пять раз в час.  Неудивительно, что пассажиры Кольцевой линии от духоты частенько падают в обморок.

Пять минут — и первый анализ готов. Эксперт кладет пакет с воздухом в чемоданчик, и мы садимся в поезд “Русич”. Очередной пакет начинает надуваться. Не секрет, что в администрацию подземки поступает много жалоб на неприятный запах в вагонах. Как объяснили “МК” специалисты, виной тому — недоработка производителей. Из-за неокончательной полимеризации деталей вагона с повышением температуры начинается выделение формальдегидов и фенолов. Действительно, в “Русиче” чувствуется специфический запашок, несмотря на распахнутые окна. Наверняка умные приборы здесь что-нибудь найдут! Кстати, судя по отсутствию шума вентиляторов, воздух в вагоне перегоняется только за счет движения поезда. Очевидно, что в часы пик здесь будет нечем дышать.

Наконец, второй пакет наполнен. Вместе с экспертом выходим на “Парке Победы” и вновь распахиваем чемоданчик. Здесь воздух прохладный, дышится легче, да и пассажиров практически нет. По ощущениям воздух на “Парке Победы” кажется чище. 

Образцы отобраны, ждем результатов. Как ни странно, на всех станциях и в вагоне концентрации основных загрязняющих веществ ниже нормы. Так, на “Курской” умные приборы зафиксировали 2,5 мг/куб. м оксида углерода (в два раза меньше максимально возможного уровня). На “Парке Победы” CO — 2,1 мг/куб. м, в вагоне “Русич” — 2,4. Вопросы вызвало содержание фенола на станции “Парк Победы”. Концентрация этого органического вещества здесь находится на уровне 0,01 мг/куб. м. В соответствии с госнормативом 2.1.6 1338-03, это максимально допустимый разовый уровень содержания фенола. Впрочем, существует и другой норматив (2.1.6.1339-03), по которому среднесуточная концентрация фенола не должна превышать 0,003 мг/куб. м. Получается, что превышение все-таки есть.

Фенолом пропитывают шпалы, дабы дольше служили. Скорее всего работники станции слишком рьяно подходят к своим обязанностям, перебарщивая с количеством фенола. Ведь судя по показаниям, значительное количество вещества испаряется в окружающую среду.

В вагоне “Русич” фенола тоже много — 0,009 мг/куб. м, среднесуточный норматив превышен в три раза. Скорее всего в этом случае фенол выделяют пластиковые детали вагона и некачественный линолеум.

Что же касается остальной органики, то содержание бензола, толуола этилбензола везде оказалось ниже предельно допустимой разовой нормы (иногда в несколько раз).

Итак, говоря научными словами, химико-газовый состав воздуха в метро в общем соответствует действующим госнормативам (если смотреть по допустимым разовым концентрациям). Лишь фенол на “Парке Победы” и в вагоне “Русич” подпортил прямо-таки идеальные данные. Так что, несмотря на духоту, пассажиры подземки могут не опасаться: воздух в сабвее даже в чем-то лучше, чем наверху.

Комментирует начальник Московского метроплитена Дмитрий Гаев:

— Метро ежедневно перевозит 8—9 млн. пассажиров. Но подземка рассчитана на комфортное перемещение только 6—6,5 млн. человек в день. Кольцевая линия ежедневно перевозит порядка 560 тысяч пассажиров, что в 6 раз больше, чем в 50-е годы. Есть эффект переполнения, как в тесной квартире. Что же касается духоты, то, наверное, количество обновления воздуха на станциях не хватает. В настоящее время мы устанавливаем модернизированные системы воздухозабора и новые вентиляторы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру