Мы летим на последнем крыле?

Поможет ли катастрофа в Перми исправить ситуацию в гражданской авиации

14 сентября 2008 в 19:56, просмотров: 1099

Сегодня в России начинается проверка российской авиаотрасли по системе Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая проводится раз в пять лет. И случившаяся в ночь с субботы на воскресенье авиакатастрофа только подчеркивает необходимость в коренных изменениях, в которых нуждается наша гражданская авиация.

Проблем в нашем гражданском воздушном флоте накопилось выше крыши. И ситуация зашла настолько далеко, что стала уже достоянием общественности. Начнем с того, что в сентябре, по некоторым данным, у руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Евгения Бачурина истекает контракт с Министерством транспорта. Впрочем, как рассказали “МК” осведомленные источники, контракт хоть и был, зато контакта с главой Минтранса Игорем Левитиным Бачурину наладить так и не удалось. И не случайно, выступая в Госдуме на прошлой неделе, руководитель Росавиации сетовал на то, что отрасль в глубоком кризисе. И даже осмелел настолько, что предложил вывести Росавиацию из-под ведения Минтранса и подчинить систему гражданских авиаперевозок непосредственно правительству.

Правда, тогда катализатором стала ситуация с авиахолдингом AiRUnion, бесчисленные задержки рейсов которого стали головной болью такого количества пассажиров, что вызвали мигрень даже у правительственных чиновников.

К сожалению, проблемы отечественной гражданской авиации никаким приказом, законом или даже президентским указом одним махом не разрешить. Они накапливались давно, и сейчас мы лишь пожинаем плоды прошлых лет. Начиная от человеческого фактора, подготовки экипажей и летчиков (читайте материал об этом в одном из ближайших номеров “МК”) и заканчивая устаревшей не только морально, но и физически техникой. Тот же Бачурин, говоря в августе прошлого года о грядущем подорожании авиабилетов, отмечал, что одна из важнейших причин для этого — изношенность парка отечественных авиакомпаний. Авиалайнеры старые и неэкономичные. Как посчитали эксперты, средний возраст магистральных самолетов российских авиакомпаний составляет 18 лет, региональных — 30.

А происходящая замена авиапарка б/у “Боингами” и “Аэробусами” — не самый лучший выход из ситуации. Тот же “Боинг-737-500 VP-BKO” авиакомпании “Аэрофлот-Норд”, потерпевший крушение, был приобретен в лизинг (по другим данным — в аренду с июля 2008-го по 21 марта 2013 года) и получен российским авиаперевозчиком 30 мая этого года. Но летал до этого уже свыше 16 лет, поскольку был выпущен в сентябре 1992 года. Предыдущим эксплуатантом этого борта была авиакомпания Xiamen Airlines из Китая. Кстати, среди “Боингов-737” авиакомпании “Аэрофлот-Норд” это далеко не самый старый самолет (см. справку).

С одной стороны, череда сообщений о происшествиях с “Боингами” вовсе не означает, что 737-е такие уж плохие. Просто они самые массовые, а статистика в таких ситуациях — вещь неумолимая. 737-е делают со скоростью чуть ли не пирожков на конвейере. Производить 737-е начали с 1968 года (конкретно 737-500 собирали с 1983 по 2000 годы) и собрали уже свыше 5500 штук. Эксперты подсчитали, что одномоментно в воздухе находится примерно 1250 самолетов “Боинг-737” и каждые 5 секунд по крайней мере один 737-й взлетает или садится. Всего в мире произошло 140 авиакатастроф с самолетами “Боинг-737” (см. справку).

С другой стороны, заявление губернатора Пермского края Олега Чиркунова, сказавшего, что опознание тел погибших будет затруднено, поскольку “на месте аварии крупных частей самолета не сохранилось” (что же тогда говорить о состоянии тел), свидетельствует о том, что самолет мог не просто развалиться, а и взорваться в воздухе. А это напрямую подводит к версии либо о теракте, либо о крупной технической неисправности летательного аппарата.

Генеральный директор “Аэрофлота” Валерий Окулов уже заявил вчера, что “Аэрофлот — российские авиалинии” с сегодняшнего дня прекращает сотрудничество с авиакомпанией “Аэрофлот-Норд”, поскольку слишком велики “репутационные издержки”. Напомним, что самолет выполнял рейс в рамках соглашения о сотрудничестве между этими компаниями. В качестве основания для такого решения Окулов назвал проведенное внутреннее расследование версий катастрофы. 

Так что разборки, кто виноват, уже начались. В ближайшее время они переместятся в высокие чиновничьи кабинеты. А пассажирам наших компаний, пожалуй, только что и остается, что молиться перед вылетом как можно истовее. Авось поможет.

Авиапарк “Боингов” авиакомпании “Аэрофлот-Норд”

 Модель    Год выпуска    Бортовой номер
 737-500    1990 VP-BRP   
 737-500    1991 VP-BRG   
 737-500    1992    VP-BRE   
 737-500    1992    VP-BQL   
 737-500    1992    VP-BQI   
 737-500    1992 VP-BRN   
 737-500    1992 VP-BRK   
 737-500    1992 VP-BRI   
 737-500    1992 VP-BKO*
 737-500    1991    VP-BKP
 737-500    1990    VP-BXM   
 737-500  1997    VP-BKT

* — Борт, потерпевший крушение в Перми

МЕЖДУ ТЕМ

Начальник службы бортпроводников столичного представительства авиакомпании “Аэрофлот-Норд” угодил в криминальный скандал. Гражданин требовал со своей подчиненной деньги за покровительство.

Как удалось узнать “МК”, некоторое время назад 25-летняя стюардесса не явилась на службу в аэропорт “Шереметьево”. Ее коллегам пришлось брать на себя лишний объем работы. При этом девушка даже не предупредила никого о невыходе на работу. Другие стюардессы доложили о проступке 42-летнему начальнику службы бортпроводников. Мужчина вызвал подчиненную к себе. Однако вместо того, чтобы наказать бортпроводницу как положено, гражданин предложил ей необычное сотрудничество. Девушка должна была тайком принести ему 12 000 рублей. За это ловкач обещал ей свое покровительство. Он даже намекнул дамочке, что будет закрывать глаза и на дальнейшие нарушения трудовой дисциплины. Стюардесса отправилась к стражам порядка. Затем под их контролем она связалась с вымогателем и сообщила, что собрала наличные. А когда на следующий день предприимчивый гражданин взял в руки конверт с деньгами, его задержали сотрудники управления по борьбе с оргпреступностью. В связи с этим инцидентом стражи порядка намеревались тщательно проверить деятельность представительства. Видимо, катастрофа в Перми только подстегнет их.

Наиболее значимые авиапроисшествия с “Боингом-737”

• 9 августа 1995 года врезался в вулкан Чиконтепек “Боинг-737” гватемальской компании “Авиатека” (Сальвадор). Погибли все 60 человек на борту.

• 31 августа 1999 года в аэропорту Буэнос-Айреса при взлете рухнул “Боинг-737”. Погибли почти 80 человек.

• 7 мая 2002 года пассажирский самолет “Боинг-737” египетской авиакомпании “Иджипт эйр” врезался в вершину холма недалеко от столицы Туниса. Из 63 человек на борту (56 пассажиров и 7 членов экипажа) в живых остались 33 человека, 27 из них получили ранения.

• 6 марта 2003 года на юге Алжира потерпел катастрофу среднемагистральный пассажирский самолет “Боинг-737-200”. Погибли 102 человека.

• 8 июля 2003 года в Судане через несколько минут после взлета потерпел катастрофу пассажирский самолет “Боинг-737”. Из 11 членов экипажа и 105 пассажиров, находящихся на борту, погибли все. 

• 3 января 2004 года в Египте близ Шарм-эль-Шейха после взлета упал пассажирский самолет “Боинг-737” авиакомпании “Флэн Эйр” (Египет). Погибли все 6 членов экипажа и 148 пассажиров.

• 3 февраля 2005 года в Афганистане в 35 км от Кабула потерпел катастрофу авиалайнер “Боинг-737”. Погибли 104 человека.

• 14 августа 2005 года в Греции близ г. Грамматикон разбился “Боинг-737” с 121 человеком на борту (в том числе 22 детьми от 4 до 16 лет). Погибли все.

• 23 августа 2005 года в Перу разбился самолет перуанской авиакомпании “Танс”. Погибли семь членов экипажа и 48 пассажиров, 52 пострадавших были госпитализированы с травмами и ожогами.

• 5 сентября 2005 года в Индонезии разбился самолет “Боинг-737-200”. Погибли 117 человек на борту и 33 человека на земле.

• 22 октября 2005 года в Нигерии потерпел катастрофу “Боинг-737”. 117 человек, бывшие на борту, погибли.

• 29 сентября 2006 года потерпел катастрофу пассажирский “Боинг 737-800” бразильской авиакомпании “Гол”. Погибли 155 человек: 149 пассажиров и 6 членов экипажа.

• 29 октября 2006 года возле столицы Нигерии, города Абуджи, после взлета упал “Боинг-737”. Из 105 пассажиров и членов экипажа выжили 9 человек.

• 1 января 2007 года “Боинг-737-400” разбился на одном из островов Индонезии. На борту самолета находились 102 человека: 96 пассажиров (11 детей) и 6 членов экипажа. Все погибли.

• 24 августа 2008 года возле Бишкека (Киргизия) разбился “Боинг-737”. Из 90 человек на борту выжили 22 пассажира, но некоторые до сих пор остаются в тяжелом состоянии.



Партнеры