“Агент 002” близок к провалу

Из-за кризиса в Москве стали закрываться риэлторские фирмы

22 октября 2008 в 16:55, просмотров: 1015

Лед тронулся. На днях первая риэлторская компания — бюро недвижимости “Агент 002” — официально объявила о временной приостановке своей деятельности на неопределенный срок. Причина — кризис. Но это вовсе не означает, что риэлторский бизнес в столице ожидает скорый крах. “Агент” пострадал еще и из-за своей оригинальной финансовой политики.

Как говорится в прощальном послании гендиректора “Агента 002” Леонида Меньшикова, вывешенном на сайте компании, данное решение вызвано рядом причин. Первая — за последние полгода количество покупателей у компании сократилось в несколько раз и, скорее всего, в будущем их станет еще меньше. Вторая — многие банки ухудшили условия ипотечного кредитования на вторичном рынке и прекратили выдавать ипотеку на покупку квартир в новостройках. В результате покупательская способность населения и количество сделок снизились, а сроки экспозиции продаваемых квартир увеличились до 1 года.

“Рынок находится на краю пропасти, правильнее будет сыграть на опережение и выйти из бизнеса без потерь”, — говорится в обращении компании. 

Риэлторское сообщество закрытие “Агента” не удивило. По мнению многих специалистов, проблемы в компании возникли уже давно, и связаны они не только с мировым финансовым кризисом. 

— С самого начала компания была дотационной и создавалась на основе большого инвестиционного капитала, — говорит вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. — Коммерческий результат не оправдал ожиданий инвесторов. Два года назад агентство уже пытались продать.

По словам Апрелева, на рынке недвижимости в Москве работают 25 тысяч агентов, совершается 125 тысяч сделок в год, из которых примерно в 100 тыс. сделках принимают участие профессионалы. 

— Сегодня на одного агента приходится 4 сделки. А это не те деньги, на которые можно организовать прибыльный бизнес, — констатирует опытный практик. 

По его признанию, риэлторский бизнес сегодня стал не высокорентабельным. А о рентабельности, что была в начале 90-х, сегодня остается мечтать. 

Кроме того, компания выбрала не совсем правильную (для нашего рынка) схему работы. 

— “Агент 002” — не классическая риэлторская компания, где агенты работают “за процент” и ведут сделку от начала и до конца. Это агентство недвижимости прозападного толка, в котором сотрудники работают за оклад, — продолжает тему другой вице-президент РГР, Михаил Гороховский.

При этом в “Агенте” процесс обслуживания клиентов был разделен: один агент обслуживал продавца, другой — покупателя, третий — собирал документы, четвертый — давал рекламу, пятый — показывал квартиру, шестой — заключал договора. 

— Это старая идея фордовского конвейера. Идти по этому пути пытались некоторые крупные агентства, но все они были вынуждены от него отказаться. В наших условиях такой стиль работы себя не оправдал, — говорит Гороховский.

Почему западная схема себя не оправдала? Потому что, в отличие от классической (где агент, работая “под процент”, сам себя кормит), она требует больших денег. Ясное дело, в условиях наступившего затишья на рынке недвижимости платить зарплаты сотрудникам, сидящим без работы, дураков нет. 

Зато как перспективно все начиналось! 

— Когда агентство начинало работать в 2005 году, его создатели сразу шли на демпинг, предлагая 2% комиссионных за риэлторские услуги, в то время как все агентства брали за них 5—6%, — вспоминает руководитель аналитического центра “Индикаторы рынка недвижимости” Олег Репченко. — Предполагалось, что за счет демпинга молодое агентство быстро наберет клиентов. 

Но этого не произошло. Клиенты очень скоро раскусили, что за сокращенным процентом стоит сокращенный набор услуг. И не обрадовались этому. 

— Практика показала: люди готовы платить риэлторам деньги. Но в этом случае они хотят получить не сокращенный, а полный набор услуг, — утверждает Репченко. 

В итоге — провал. Очереди из клиентов нет. А из-за урезанного вдвое процента за услуги — минимальный запас прочности компании. 

Что касается классических риэлторских компаний, то они сегодня тоже в сложном положении. С клиентами и у них туго, но запас прочности есть. Чтобы смягчить жесткие удары кризиса, многие фирмы уже предпринимают антикризисные меры: где возможно, сокращают расходы, замораживают экспериментальные, инвестиционные и венчурные проекты, стройки, требующие кредитования, рассматривают возможность сокращения штата сотрудников, отказа от офисов, а также изыскивают резервы.

В качестве резерва некоторые компании сегодня активно обсуждают возможность привлечения денежных средств своих учредителей для оказания временной поддержки, чтобы пережить кризис.



Партнеры