Вагонов маленьких тележка

В Политехническом открылась выставка железнодорожных моделей

Игрушечная железная дорога — это мечта-классика уже не одного поколения мальчишек. Кто-то, переболев по молодости таким увлечением, отправил набор миниатюрных паровозиков-вагонов-рельсов в недра домашних антресолей, а кто-то увлекся такими моделями всерьез и надолго. Самые умелые мастера, создающие мир железных дорог в узаконенных международным стандартом масштабах 1:87 и 1:120, демонстрируют свои работы на только что открывшейся в Политехническом музее выставке “Российские железные дороги: история в моделях”.

Из этого зала уйти очень трудно — выставленные здесь около 200 миниатюрных копий локомотивов, вагонов, станций буквально привораживают. А уж когда включают какой-нибудь из действующих макетов железной дороги, впору забыть обо всем на свете, с детским восторгом глядя на снующие микропоезда.

Самую большую из маленьких железных дорог демонстрируют на выставке умельцы из клуба “Локотранс-Юг” (Ростов-на-Дону). Овал созданного ими чудо-макета вытянулся метров на 10. В этой стране Лилипутии есть не только рельсы, поезда, но и мосты, тоннели, переезды со шлагбаумами, вокзалы, пакгаузы… И все это ровно в 87 раз меньше натуры.

Макет в том же масштабе, привезенный из Екатеринбурга студентами Уральского университета путей сообщения, не столь велик по размерам, зато здесь можно увидеть уникальные прибамбасы. Помимо традиционных поездов студенты “оживили” еще и пару автомобилей, которые уверенно катят по довольно замысловатым лабиринтам улиц без всякой посторонней помощи; а в скверике возле вокзала устроен самый настоящий фонтан с водой!

— Наша студенческая группа “Левша” занималась изготовлением этого макета более полугода, — рассказывает руководитель проекта Евгений Здоровенко. — Еще несколько месяцев ушло на создание и наладку системы дистанционного цифрового управления. Зато теперь здесь по-настоящему работает система регулировки движения поездов — переключаются светофоры, переводятся стрелки… А для автомобилей мы создали специальный механический автомат, точно выдерживающий траекторию их движения, так что ДТП на улицах нашего мини-города исключены!

Один из участников выставки, Алексей Мурашов, с железной дорогой связал себя на все сто: уже много лет он занимается изготовлением масштабных копий, а в “свободное время” водит пригородные электрички на Московской железной дороге. Среди демонстрирующихся в витрине работ мастера — выполненные в масштабе 1:120 модели первых советских тепловозов, старинных багажных вагонов, легендарных грузовых теплушек…

— Вся мастерская у меня расположена на письменном столе, — пояснил Алексей. — Никакого особо сложного оборудования нет — только микродрель да аэрограф. Колесные пары, сцепки, буфера беру от промышленно выпускаемых моделей, а кузова делаю вручную из пластмассы. На создание вагона уходит в среднем месяц, на локомотив — около года. Внешний вид каждого образца подвижного состава (а многое из того, что вы здесь видите, в натуре уже давным-давно не существует) копирую, пользуясь старыми альбомами, фотографиями, чертежами, которые приходится искать в библиотеке.

Всего на выставке представлено свыше 200 макетов. Здесь можно увидеть и современные тепловозы, электровозы, вагоны, и их “прадедушек”, которые курсировали по железным дорогам России 100—120 лет назад. Есть несколько вовсе эксклюзивных миниатюр. С.Баринов, например, воссоздал не просто тепловоз “ТЭ-3”, а списанный тепловоз “ТЭ-3”: стенки покрыты ржавчиной, часть корпуса уже отрезана и валяется рядом, внутри тепловоза видны останки полуразобранных механизмов… Модель, созданная Г.Клиновым, могла бы лет 20 назад считаться “совершенно секретной”: мастер воспроизвел в масштабе 1:87 советский мобильный ракетный комплекс — несколько вагонов-рефрижераторов, из которых выдвигается спрятанная внутри боевая начинка — пусковое устройство с баллистической ракетой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру