Российских туристов зовут на полис

От кризиса не страхуют. Но это не повод становиться невыездным

Обычно в ноябре граждане уже начинают мечтать, как они чудесно встретят Новый год где-нибудь под новогодней пальмой или приобретут ровный загар лица на горнолыжном спуске в рождественские каникулы. Вот и этот материал изначально планировался как очередной ликбез на тему страхования на время зарубежной поездки. Но кризис внес в жизнь коррективы. Выяснилось, например, что желающих купить полис, дабы отправиться с ним куда-нибудь подальше, заметно поубавилось. Как сказала одна несостоявшаяся клиентка турфирмы: “А куда от кризиса денешься-то? Везде одно и то же. Он же мировой!”. Впрочем, не все так грустно. Как выяснилось, кое на чем можно еще и сэкономить.

Налетай, подешевело!

— Я звоню тебе по дороге в туристическое агентство. Нужен совет. Есть два совершенно достоверных факта и одно неизвестное. На руках имеются отпускные деньги и масса предложений рвануть куда-нибудь в тепло, — звонит мне коллега, не имеющий никакого отношения к экономической теории.

— А неизвестное тогда что?

— Ехать или нет. Просто, кроме отпускных, в загашнике ничего, вдруг вернусь, а тут тако-о-ое… А я без копейки.
В общем, озвучив сумму, ради которой он готов был отказать себе в удовольствии побывать на Красном море, приятель получил однозначный совет: “Поезжай!”.

Возможно, многим соотечественникам просто не с кем посоветоваться, или же они не слишком доверяют тем, у кого просят совета. Так или иначе, но поток желающих отправиться в дальние путешествия заметно поредел.

— В этом году я просто не узнала ноябрь, — говорит Елена Дмитриева, генеральный директор московского агентства, занимающегося туризмом и лечебной косметикой (как местной, так и в зарубежных спа-отелях). Обычно в этом месяце в моем агентстве просто не закрывалась дверь. Кто хотел моря потеплее, кто снега побольше. Один непосредственно Новый год требовал. Другой, стараясь сэкономить, до новогодних праздников хотел проскочить или после них слетать. А сейчас хорошо если пара человек в день заглянет.

— Мы все хором заняты тем, что обзваниваем постоянных и не очень клиентов. И предлагаем все, что только можно, — рассказывает Маша, менеджер турфирмы. По ее словам, объяснения граждан, не желающих путешествовать, можно разделить на три категории: “Уезжать нельзя, непонятно, что с деньгами будет”, “На работе сокращения, вдруг уволят” и “Вы с ума, что ли, сошли, какие путешествия!”. Есть, правда, категория лиц, которые и сами приходят в агентства. Их девизы: “Гулять, так гулять”, “Помирать, так с музыкой” и “В кризис не накопишь”. Но таких значительно меньше.

Ситуация сложилась интересная. Так, некоторые турфирмы российских городов на Черном море рапортуют примерно о 60-процентном снижении своей деловой активности. Сезон закончился, к себе особо не позовешь. А российские граждане, ранее замеченные в любви к старушке Европе, наотрез отказываются туда ехать. “Может, евро копят”, — вздохнул в разговоре с “МК” исполнительный директор одной компании. Даже крупные региональные туроператоры взвыли и хором пророчат безвременный уход братьям своим меньшим. “Предприятия малого бизнеса, так называемые туристические брокеры, точно будут закрываться. Любые, будь то новогодние или майские, праздники — это их прямой доход, позволяющий продержаться на плаву остальное время в году, а если никто сейчас никуда не поедет, то все”, — рассказал в разговоре с “МК” ростовский турагент Максим Орлов. Впрочем, как выяснилось, кризис, как и во многих других областях, в турбизнесе стал некоей лакмусовой бумажкой. Он выявит, правильный ли расчет на будущее делали агентства и фирмы. Как сообщили нам еще в одной компании, падение покупательской активности будет практически незаметно в горнолыжных направлениях: “Как создался целый клан в обществе, который и зимой, и летом готов навострить лыжи туда, где есть горы, так никуда и не делся. Только отпуск подавай!”. А потому, кто из представителей туристического бизнеса делал ставку на активный отдых — тот “в минус” не вылетит.

Есть и еще один интересный факт. “Еще месяц-полтора назад из той же Европы приходили предложения на экскурсионные туры нескольких дней по 1000 евро. Теперь же сама принимающая сторона демпингует. Те же пятизвездочные отели, но уже по 700—800 евро. Думаю, что делать”, — продолжает Елена Дмитриева. Из дальнейшего разговора понимаю, что речь идет о том, снижать цену на тур для российских клиентов или нет. По оценкам аналитиков рынка, многие турфирмы как раз сейчас находятся перед таким выбором, слишком велик страх перед кризисом — остаться без денег не хочется никому. Плюс сыграешь на понижение сейчас, а как потом поднимать стоимость путевок? В том, что они позже поползут, а то и подскочат вверх, нет никаких сомнений. Но, по мнению тех же экспертов, времени на раздумья у туристических фирм практически не осталось. И аккурат к Новому году туры начнут “гореть” со страшной силой.

Впрочем, ни для кого не секрет, что наши соотечественники не раз удивляли своей неустрашимостью мировую общественность. Вот и сейчас, если зайти на русскоязычные сайты прибалтийских туристических компаний, то в глаза бросаются рассуждения на тему: “Надо делать ставку на туризм не из страны, а в страну. Например, набирать группы из России”. Так что, граждане, нас по-прежнему ждут во всех частях света.

От кризиса не застраховаться

Рассуждать, что сейчас происходит на страховом пространстве, можно долго. Но по большому счету кризис и здесь явится неким индикатором дальновидности и жизнеспособности того или иного страховщика. По идее, для работы страховой компании даже в самые благоприятные с экономической точки зрения времена необходимы три вещи: лицензия, резервы, сбалансированность портфеля. “Первая, понятно, есть у всех. Резервы какие-то тоже. А вот у тех, кто не развивал мультипрограммы, по моему мнению, будут фатальные проблемы”, — поделился своим мнением эксперт страхового рынка Дмитрий Маслов. По его мнению, рынок был очищен от “серых” схем года два-три назад, и теперь страховщики работают прозрачно (тогда потеряли лицензии несколько сотен компаний). Но одной прозрачности тут мало. Как показывает практика, от кризиса не застрахован никто.

Считается, что существует несколько мировых моделей страхования. И кому больше “повезло” в данной ситуации, понятно сразу. Так, США всегда целиком и полностью верили в непоколебимость своей собственной финансовой системы и брали на себя страхование финансовых рисков по всему миру. Прибавьте сюда страхование жизни, полисы которого также разошлись по всей планете (некоторым крупным страховым компаниям правительству США уже пришлось оказывать финансовую помощь). И это — тяжелый случай.

Европейская модель в меньшей степени ориентирована на финансовые рынки и в большей — на реальный сектор. Уже легче. Россия же, по идее, должна отделаться легким испугом — микроскопическая доля в финрынках, все остальное — реальное страхование. Которое, впрочем, тоже бывает разным.

Вот уже несколько лет подряд наши страховщики планировали каждый грядущий год как динамично развивающийся. Вверх шло автокредитование (чуть не каждый второй автомобиль в России до недавнего времени продавался в кредит) и ипотека (170—220% роста ежегодно). И в этом отношении психологический настрой наших граждан самодостаточен. Потребительский бум сформировал уверенность у тех же потребителей, что так будет всегда. Как выяснилось, инерционность перекинулась с покупателей на продавцов. И кто не подумал о путях отступления, тому нужно что-то менять.

Так, несколько лет назад государство разделило страховщиков на “жизнь” и “не жизнь”. Теперь одна и та же компания не может заниматься всеми видами страхования, включая “до кучи” и страхование жизни. По мнению аналитиков, будущее как раз за “жизненным” страхованием. Как пошутил в разговоре с “МК” генеральный директор одной из крупнейших компаний: “Денег к моменту начала кризиса у людей в Москве осталось столько, что можно завалить ими Красную площадь”. И их нужно куда-то нести.

“У нас в компании два банкомата. Один стоит на последнем этаже и в дальнем коридоре. Второй — на самом ходовом шестом этаже и прямо у лифта. Так вот в удобно расположенном каждый день кончаются наличные. Моим сотрудникам даже в голову не приходит, что это они сами все выбирают, прикладываясь к машине по нескольку раз за рабочий день. Они звонят знакомым и говорят: “Все. Началось. Банк не дает денег”, — рассказывает руководитель одной из столичных фирм. — Пришлось объявить по “громкой связи”, что надпись “в банкомате закончились купюры” говорит лишь о том, что вы эти самые купюры и забрали”.

А раз забрали, их нужно куда-то нести. “Я впервые в жизни видел чемоданы наличных, которые мои клиенты отдавали за новые иномарки”, — подтверждает генеральный директор компании, продающей автомобили, тезис о том, что граждане снимают все с банковских счетов. Люди кинулись покупать движимое и недвижимое. Естественно, не все поголовно. У некоторых не хватает ни на то, ни на другое. А, забрав из банка кэш, долго сидеть с ним сложа руки не будешь. Это опасно, слишком большой риск потерять все. Вот именно их-то и рассчитывают увидеть в числе своих клиентов страховщики. “Рациональность возьмет верх. Деньги надо куда-то нести. Россияне сейчас не боятся двух-трех банков. Остальных — боятся. А деньги должны где-то работать”, — говорит Дмитрий Маслов. Это он опять же о том, что страхование жизни должно пойти вверх.

Полис в горы возьми и рискни!

И все же новогодние праздники не за горами. И кто собрался “плюнуть на кризис с высокой горы”, вряд ли отступится от своих планов. Поговорим не просто о страховке “гражданина, выезжающего за рубеж”, а о так называемой “экстремальной”. Речь, правда, не о бейс-джампинге (граждан, прыгающих с парашютом с небоскребов, не страхует никто). На самом деле горные лыжи за границей — далеко не единственный вид спорта, на время занятий которым можно застраховать себя, любимого. Список действительно внушителен: от кикбоксинга и рукопашного боя до мотобола и дельтапланеризма. Полис будет похож на обычную страховку “граждан, выезжающих за рубеж” по двум параметрам. Во-первых, его действие также начинается в момент перехода через границу. Во-вторых, он также направлен на обеспечение вас медицинской помощью. В общем-то, по сути это один и тот же вид страхования. Но небольшая приписка “спортивные риски” делает второй значительно дороже первого.

Кстати о спорте. И тем, кто гоняет сломя голову, и тем, кто впервые встал на лыжи, предлагаются одни и те же программы (все изменится, если вы соберетесь участвовать в профессиональных соревнованиях). Горнолыжная страховка стоит 1,25—1,75 доллара в сутки (но, как правило, не больше 2 баксов). Соответственно, такая недельная забота обойдется в 9—13 долларов. На случай возможных обвинений в том, что отечественные страховщики не делят своих клиентов на новичков и асов и устанавливают для обеих категорий в этом виде отдыха одинаково высокие тарифы, у страховщиков есть железный аргумент, против которого, что называется, “не поедешь”: помимо лечения травм и обеспечения лекарствами они обязуются оплатить (не приведи господь) работу спасателей, транспортировку в больницу, а если потребуется, то и эвакуацию на родину. Несмотря на относительную гибкость договоров в различных компаниях, страховая сумма везде будет практически одинаковой — 30 000 долларов. Зато корреспондент “МК” обнаружил в подобных контрактах настоящую закономерность: ни в одном договоре для горнолыжников не было найдено безусловной франшизы (это та сумма, которую вы в любом случае отдадите сами, оформляя бумажки с эскулапом, к примеру, долларов 40).

Даже в условиях обострившегося на фоне кризиса гостеприимства любая страна все равно любит только здоровых туристов. Ну или на худой конец застрахованных.

 * * *


Как сказал один знакомый корреспонденту “МК” страховщик, кризис еще не нашел своего дна в России. По его оценкам, что-то более или менее понятно на страховом рынке станет месяца через два-три. К сожалению, тогда, когда по-настоящему вырастет безработица: “На этой ситуации будет написано много диссертаций. Особенно в результате сокращений в финансовом секторе. Я бы даже сказал, что будет сделано несколько “открытий”. Жаль только, что после, а не до”.

ЭКСПЕРТ “МК”

Владимир ЛАПКОВСКИЙ-БЕРГВИСТ, финансовый консультант крупной страховой “жизненной” компании:
— Это было бы достаточно странным, если бы продажи долгосрочного страхования жизни сохранились бы на прежнем уровне. Прежде всего потому, что основной сегмент наших клиентов — это “белые воротнички”: работники финансовых учреждений, среднее управленческое звено и руководящий состав предприятий малого и среднего бизнеса. В массе своей это семейные люди среднего возраста, у которых есть финансовая и моральная ответственность перед своими семьями и близкими. Говоря другими словами, средний класс, который так долго и мучительно отвоевывал свое место под солнцем и который рискует пострадать больше всего в непростое время финансового кризиса. Хотя многие эксперты прогнозируют повышение спроса на годовые краткосрочные программы от несчастного случая. И тем не менее, как мне кажется, те разумные граждане, которые уже имеют накопительные полисы страхования жизни, в долгосрочной перспективе выиграют, потому что:

они находятся под финансовой защитой в непредвиденных ситуациях, если с ними произойдет страховой случай;
несмотря на все перипетии, связанные с финансовой нестабильностью в мире, все накопленные средства они получат точно в срок, с учетом дополнительного инвестиционного дохода, так как активы страховых компаний не могут быть “заморожены” априори.

Характерным примером может служить спасение американским правительством крупнейшей страховой компании AIG, которая продолжает выполнять свои обязательства перед своими клиентами.
Хотя планы продаж у многих отечественных компаний могут быть пересмотрены в сторону уменьшения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру