Русский торг в Лондоне уместен

“МК” узнал, почем дают отечественный арт

Считаные дни остались до ежегодной русской недели. Российские коллекционеры пакуют чемоданы и пересчитывают сбережения, не тронутые кризисом. Интерес есть: ведь цены упали. Значит, можно недорого прикупить, например, Айвазовского. Русская неделя покажет, что припасли крупнейшие аукционные дома и как финансовый кризис повлиял на художественный рынок.

В Лондоне цены больше не кусаются

Лондонская русская неделя — это не только аукционы искусства. Город на несколько дней меняет свое лицо: в ресторанах и кафешках — русское меню, в галереях — выставки с русским акцентом и вечера русской поэзии... Центр притяжения — русское искусство. График коллекционера загружен: дневные торги у одного аукционного дома, потом у другого, далее вечерние торги, и тоже на разных площадках...

Старт случится 24 ноября. По порядку. Аукционный дом Christie’s, принадлежащий Франсуа Пино, последнее время потерпел ряд неудач на торгах в Нью-Йорке. Кандинский, Боголюбов, Бэкон — их так и не удалось продать. Хотя средний сегмент уходил с молотка неплохо. Лоты стоимостью от $500 тыс. даже до $10 млн. продавались за милую душу. Но главных результатов, конечно же, ждут от русской недели. Итак, в разделе русской живописи главный топ-лот — “Натюрморт с арбузами” Натальи Гончаровой. Эстимейт — ?1,5—2 млн. Полотно создано в период увлечения художницей сезанизмом. В последний раз такая вещь появлялась на рынке 45 лет назад!

Экспериментальный “Автопортрет с кистью” Владимира Баранова-Россине (1907) оценен в пределах ?450—650 тыс. Также торги включают работы Алексея Харламова, Олега Целкова, Константина Сомова, Эрнста Неизвестного, Евгения Рухина и Владимира Вейсберга. Эстимейты не зверские. Видно, что Christie’s успел подкорректировать некоторые цены.
В разделе декоративно-прикладного искусства вещи в прямом смысле исторические. Так, серебряная супница в форме боевого корабля имеет свою судьбу. Серебряных дел мастер Захарий Дейхман сделал супницу в 1766 году по заказу Екатерины Великой и выгравировал на ней инициалы императрицы. Вес — 8,5 кг, оценочная стоимость — ?400—600 тыс. Так что нужно не только купить, но еще и унести...

“Сердце” улетит со свистом...

Последние “подвиги” Sotheby’s в Нью-Йорке показали, что аукционный дом далек от бедствия, несмотря на то что акции фирмы Sotheby’s упали. Правда, громкая продажа Малевича была ожидаемой. На его “Супрематическую композицию” еще до торгов нашелся покупатель. Поэтому его продажа стоимостью в $60 млн. не стала сюрпризом. Но делать выводы по ней не стоит.

Тем не менее к русским торгам Sotheby’s приберег яркие имена. На вечерних торгах 24 ноября — Айвазовский, Маковский, Рерих, Ларионов, Гончарова, Яковлев и Коровин. Вот, скажем, монументальное полотно (157х258 см) Владимира Маковского “Толкучий рынок в Москве” оценено в ?1—1,5 млн. На полотне — рынок, располагавшийся между Ильинскими воротами и Старой площадью. Каждая фигура прописана виртуозно четко. Другой топ-лот вечернего аукциона — пейзаж Ивана Айвазовского “Вид Константинополя и Босфора” (1856). Эстимейт приличный — ?2—3 млн. Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году, будучи официальным художником российского Адмиралтейства (на эту должность он был назначен Николаем I). Хотя работа написана в год окончания Крымской войны, Айвазовский отступает от военной темы и воссоздает мирный Константинополь.

— Происходит коррекция вкусов, возможностей и психологической готовности тратить деньги, — рассказывает “МК” директор Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский. — Коррекция цен — следующий шаг. Мы зафиксировали на нью-йоркских торгах определенный уровень рынка. Это значит, что следующие торги будут основываться на результате прошлых...

Красиво, но несколько туманно: похоже, даже спецы потерялись в ситуации.

26 ноября с молотка пойдут изделия Фаберже. Здесь самое привлекательное — собрание императорских и королевских подарков, состоящее из 32 предметов. Топ-лот в собрании — серебряная рамка, подарок Марии Федоровны ее сестре Тире, оцененная в 60—80 тыс. фунтов. Это рамка Фаберже в форме сердца, украшенная клубничной эмалью, ободком из жемчуга и миниатюрным портретом императрицы Марии Федоровны.

— Скажу по секрету, два сильных, самых главных покупателя “декоративки” ушли с рынка, — делится с “МК” галерист, коллекционер Александр Хочинский. — Это те люди, которые собирают Фаберже и эмаль с фарфором. Поэтому рекордов тут не будет, но раскупится хорошо. “Сердце” точно уйдет со свистом. Вот мой приятель хочет купить этот лот. Я, как и большинство коллекционеров, буду ориентироваться на качественные вещи в районе от 20 до 500 тыс.

Молодо, да зелено стрижет

Относительно молодые аукционные дома Bonhams и MacDougall’s не такие популярные в мире, как Sotheby’s и Christie’s, на русских неделях последние годы не плошали. В этом году Bonhams учел кризисную ситуацию: выше миллиона фунтов стерлингов цен здесь нет. На аукционе 24 ноября (единственный на Bonhams аукцион, посвященный русскому искусству) выставляется Айвазовский, Маковский, Яковлев, один рисунок Кандинского и даже один портрет кисти Тропинина. Всего 244 лота вместе с иконами и декоративно-прикладным искусством.

MacDougall’s специализируется исключительно на русском искусстве. Здесь правит балом наша соотечественница Екатерина Макдугалл. На грядущей русской неделе MacDougall’s представляет около 700 лотов. Самый дорогой тут Константин Сомов, серия из 122 эскизов к знаменитому эротическому изданию начала ХХ века “Книга маркизы” (?1,5—3 млн). Авторские рисунки впервые попадают на арт-рынок и представляют сенсационный интерес для ценителей искусства начала ХХ века. Здорово, конечно, но по нынешним временам дорого. Вторым идет Левитан — картина “Иллюминация Кремля” (?900 тыс. — 1,5 млн.), написана в 1896 году в честь коронации последнего русского императора Николая II. Третье, почетное, — у Михаила Клодта — “Вид Киева. Андреевская горка” (?800 тыс. — 1,2 млн.). “Вид” создавался художником во время поездки по Украине специально для первой выставки передвижников 1871 года.

— Видимо, на MacDougall’s цены были выставлены еще до кризиса, — рассуждает Александр Хочинский. — За 2—3 млн. большое, но плохо известное полотно по нынешнем временам никак не уйдет.

ИЗ ДОСЬЕ “МК”

ЦЕНА ВОПРОСА

На прошлогодних русских неделях коллекционеры торговались жарко. Так, работа Маковского “Из быта русских бояр конца XVII века” при ожидаемых ?500—700 тыс. в итоге была продана за ?2 млн. на “Сотбис”. А “Сбор яблок” Гончаровой достиг цены ?4,9 млн. на “Кристис”. Даже Рерих вызывал бурные торги. Его работа “Сам вышел”, оцененная лишь в ?100—140 тыс., в итоге ушла с молотка за ?1,7 млн. Однако на грядущих торгах такие яркие ценительские споры мы вряд ли увидим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру