Жизнь на разрыв

Как предохраниться от аневризмы?

Кто сейчас не знает об атеросклерозе — проблеме века? Чаще всего и громче всего у нас говорят об облитерирующем атеросклерозе (это когда атеросклеротические бляшки откладываются на стенках сосудов и таким образом перекрывают их).

Об этом заболевании нужно не только говорить, но кричать на весь мир, тем более что весь мир от него гибнет. Ведь конец этого заболевания бывает печальным: инфаркт или инсульт. А если учесть количество смертельных случаев от данных заболеваний, то об опасности вообще нужно напоминать каждый день: чтобы знали и предохранялись.

О самых острых сердечных проблемах мы поговорим сегодня с известным сосудистым хирургом — заведующим отделением сердеч­но-сосудистой хирургии, доктором медицинских наук, профессором Зазой КАВТЕЛАДЗЕ.

— Заза Александрович, россияне при всех, даже очень серьезных, заболеваниях привыкли тянуть до последнего, пока гром не грянет. Какая опасность подстерегает больных атеросклерозом? Может, все дело в том, что человек мало информирован о серьезности атеросклероза?

— Увы, значительно реже в популярных изданиях рассказывают народу, что такое сосудорасширяющий атеросклероз (это когда нарушается питание сосудистой стенки, в результате она расширяется, образуя мешок). И совершенно напрасно о нем не говорят, поскольку и от этой болезни умирают ничуть не реже. На медицинском языке образовавшийся на стенке сосуда мешок называют “аневризма аорты”. Это уже заключительная стадия атеросклероза второго типа. Аневризма может быть в грудной или брюшной аорте.

— И что опаснее? Мне известен случай, когда у еще не старой женщины (40 лет), преподавателя МГУ, случилась эта неприятная аневризма. Что происходит и с чем это связано, каковы причины?

— Как показывает статистика, брюшная аневризма случается чаще. Однако для человека одинаково опасны обе эти разновидности. В один неожиданный момент мешок разрывается, и человек погибает. Причем процент умирающих от этой болезни довольно высок — до 75% больных спасти не удается. Бороться с аневризмой значительно сложнее, чем с инфарктом или инсультом.

Если говорить о причинах, то повышенное артериальное давление и дегенеративные изменения сосудистой стенки приводят к образованию расширений по типу баллона, постепенно увеличивающихся в размерах и в конце концов разрывающихся (особенно в крупных артериальных сосудах, прежде всего в аорте).

Наша аорта доставляет кровь от сердца ко всем органам и тканям, проходя через грудную клетку и брюшную полость. Нормальный размер брюшного отдела аорты — это диаметр около 2 см. При увеличении диаметра в 1,5—2 раза формируется аневризма.

— В последнее время много говорят и пишут о высокотехнологичной медицине. Насколько она применима при аневризме? И доступны ли новые методики лечения рядовым пациентам?

— Эндопротезирование аневризмы — одна из таких высоких технологий. При данной операции используются специальные стент-графты. Что такое внутрисосудистый стент-графт? Это трубка из синтетического протеза, соединенная с металлической сеткой, называемой стент. Он может использоваться при различных патологических состояниях, но наиболее часто при аневризмах различных локализаций.

Основное использование стент-графтов — это аневризмы брюшного отдела аорты, но они также используются и для лечения аневризм грудного отдела и значительно реже аневризм других локализаций.

Кстати, аневризма — потенциально очень серьезная проблема, так как при ее разрыве возникает массивное внутреннее кровотечение, приводящее примерно у каждого второго пациента к смертельному исходу даже при экстренной хирургической помощи. Внезапный разрыв аневризмы оборвал жизни таких выдающихся людей, как Альберт Эйнштейн, Шарль де Голль, актер Андрей Миронов и музыкант Женя Белоусов.

— Значит, этих талантливейших людей  можно было спасти?

— Можно, если бы на вооружении у медицины в то время были такие современные технологии, как эндопротезирование, способное предотвратить разрыв аневризмы. Для проведения эндоваскулярной процедуры хирурги используют специальные технологии и инструменты. Термин “эндоваскулярный” означает: “внутри кровеносного сосуда”.

— А сегодня, выходит, предотвратить эту катастрофу возможно? Какие симптомы ей предшествуют? Сам человек чувствует ее приближение?

— К сожалению, аневризма аорты — пожалуй, одно из самых непредсказуемых заболеваний. Очень часто она появляется и постепенно увеличивается в размерах совершенно незаметно для пациента. Иногда первым клиническим симптомом аневризмы является ее разрыв. Другой характерной особенностью является тот факт, что частота возникновения аневризм увеличивается с возрастом. И разрыв аневризмы у пациента старческого возраста — это, как правило, смертельный исход, какие бы попытки лечения мы ни предпринимали.

Выживаемость пациентов после стандартной процедуры протезирования аорты даже в плановом порядке невысока, умирает каждый пятый пациент.

— Выходит, чаще всего аневризма все же приговор?

— Восемь лет назад мы уже выступали в прессе, указывая, что в нашей стране аневризма брюшной аорты — это не диагноз, а, как правило, приговор, особенно у пожилых пациентов. И вот прошло время, и ничего не изменилось.

Желающих прооперировать больных с аневризмой аорты и сопутствующей патологией становится даже меньше, а эндоваскулярное протезирование аневризм брюшного и грудного отделов аорты остается исключительной операцией для отечественных сосудистых стационаров.

— Слишком все пессимистично, вам не кажется?

— Я бы так не говорил. Возможность помочь этим больным с использованием современных малотравматичных методов лечения есть. С 1995 года в нашей клинике ЦЭЛТ мы используем метод эндопротезирования аневризм брюшного и грудного отделов аорты. За это время мы помогли сотням пациентов. Методика эндопротезирования, как все гениальное, очень проста. В полость аневризмы с фиксацией выше и ниже расширенного участка вводится специальный эндопротез (стент–графт). Кровь устремляется по эндопротезу, не касаясь расширенных, истонченных стенок аневризматического мешка.

Таким образом исключается угроза разрыва. Протез устанавливается через мини-разрезы на бедрах. Операция не требует общей анестезии. Уже на следующий день после операции больной ходит, а на 3-й или 4-й день выписывается из стационара. При этом послеоперационные осложнения и смертность приближаются к нулевой отметке.

— Проще простого: принимай пациента и делай малотравматичную операцию? “Сосудистых клиник”, например, в Москве предостаточно.

— Увы, это не так. В большинстве традиционных хирургических сосудистых отделений подобные операции не выполняются. Хирурги продолжают работать по критериям тридцатилетней давности. Клиники, в которых проводятся данные операции, в нашей стране можно сосчитать по пальцам одной руки. Врачи поликлиник не знают или не хотят знать о данных малотравматичных методах и продолжают направлять пациентов в хирургические стационары по нахоженной тропе. Сломать этот стереотип практически невозможно, так как никакой заинтересованности у амбулаторных хирургов нет.

Иногда, разговаривая с пациентом, поражаешься тем мытарствам и унижениям, которым он подвергался, пока не попал в нашу клинику.

Уважаемые пациенты, мы ждем вас, мы готовы помочь вам.

В настоящее время техника эндопротезирования аневризм значительно упростилась. Никакой боли, никакой кровопотери, никакого постельного режима. Вы почувствуете себя здоровыми уже через неделю. Ждем вас, хотим помочь вам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру