Россию разорит новый русский

“Потемкинский остров” для саммита АТЭС станет антипроектом века

Меньше чем через шесть лет в Сочи должна пройти зимняя Олимпиада. Менее четырех лет осталось до не менее значимого, хотя, возможно, и менее масштабного события — саммита стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества), который в 2012 году должен пройти во Владивостоке, на острове Русский. Оба события, задуманные в тучные “нефтеносные” годы, стали масштабными инвестиционными проектами, на которые уйдут (и уже идут) сотни миллиардов рублей. По идее, уйдут, чтобы вернуться с доходами, превышающими затраты.

Но идея в нашей стране — это одно: мы всегда хотим как лучше, а получается по Черномырдину. Но вопрос кажется мне слишком важным — речь идет о сотнях миллиардов наших с вами, дорогие налогоплательщики, рублей. И о том, как их тратит наше государство.

Хорошо забытое старое

— Мы считаем высокой честью то, что первые мероприятия от имени Российской Федерации в рамках АТЭС проводятся именно у нас, в Приморье. Сегодня реформирование экономики невозможно без серьезных инвестиций не только на правительственном или региональном уровнях, но и на уровне отдельных предприятий. Многие представители реального сектора экономики уже успели осознать, что выбраться из болота неэффективности и технологической отсталости они смогут только путем реформирования собственной структуры, системы управления — и обновления технологий, — так приветствовал губернатор Приморья Сергей Дарькин участников Межправительственного инвестиционного форума АТЭС. Если кто-то подумал, что речь идет о грядущем саммите, не пугайтесь. Эти слова прозвучали в столице Приморья шесть с небольшим лет назад. На инвестиционном форуме АТЭС, на который власти возлагали большие надежды. Тогда, по словам губернатора, на форуме ожидалось подписание контрактов на сумму порядка 200 миллионов долларов. А получилось, по словам директора Тихоокеанского института региональных исследований Михаила Терского, который был одним из организаторов того мероприятия, лишь то, что “покрасили фасады в центре, подремонтировали кое-где дороги, положили новый асфальт…” Вот и все. Никакого прорыва не произошло. А ведь ситуации шестилетней давности и нынешняя похожи. Есть ли уверенность, что история не повторится в виде очередного фарса?

Эксперт “МК”: Ростислав ГОЛЬДШТЕЙН, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока:

— Под прорывом не следует подразумевать некий вал инвестиций, что обрушивается на территорию на следующий день после окончания мероприятия. Сам процесс не столь скоротечный и растягивается на годы. Но он все-таки идет, причем заметными темпами, которые мы все ощущали до наступления кризиса.

Другое дело, что объем инвестиций ограничивается теми возможностями освоения, которыми обладает сам регион. То есть капиталов поступает столько, сколько территория способна “переварить”. И это правильно, иначе возникает риск появления экономического пузыря, который, как мы знаем, рано или поздно лопается.

На Дальнем Востоке — достаточно серьезные инфраструктурные ограничения для инвестиций, часть из которых как раз пытается преодолеть подготовка саммита АТЭС и связанные с ним строительные работы.

Нельзя построить одну дорогу или вложиться в один проект и грезить о светлом будущем. Инфраструктура — это такое состояние коммуникаций, которое не создает проблем для социально-экономического развития. Инфраструктурным вопросам при подготовке саммита уделяется особое внимание. Особое, но недостаточное. Пункты Федеральной целевой программы не учитывают работы, требуемые для реконструкции автомагистралей, объездных дорог, сооружение развязок. Без этого возведение объектов теряет стратегический смысл.

Ключевой вопрос — сколько в регион придет инвестиций — зависит не только от того, сколько он сможет освоить, но и от того, насколько будет готова местная инфраструктура.

И какой видится дальневосточная столица России, вокруг которой в ближайшее время будет развернуто гигантское строительство, к примеру, заезжему бизнесмену, и что в ней изменится к саммиту?

Город невезения

Владивосток уникален в мировом масштабе и типичен для России. Расположенный среди живописнейших пейзажей (на сопках и во впадинах между ними), он служит одним из самых доказательных утверждений, что наш человек может испортить все что угодно.

Если в годы СССР власть по большому счету принадлежала командованию ТОФ, то с окончанием жизни той страны городом стали рулить гражданские лица. Что не в лучшую сторону сказалось на столице края. Владивостоку в постсоветское время как-то особенно не повезло со своими градоначальниками.

Виктор Черепков, например, прославился не только эзотерическими сеансами, контактами с инопланетянами (и прочими шизоидными проявлениями) и объявлением себя новым командующим Тихоокеанским флотом в дни ГКЧП.

Но и тем, что попытался ликвидировать, наверное, самую острую до сих пор проблем города — дефицит транспортных развязок. Правда, как говорят в городе, эстакады в центре города он строил на так называемые “больничные” деньги. То есть не выплачивал зарплаты, исправно перечисляемые из федерального центра, медикам, учителям и прочим бюджетникам. Ну и что, говорят приверженцы Черепкова, которые еще встречаются в городе, зато-де сам не воровал.

Сменивший Черепкова Юрий Копылов решил, в свою очередь, позаботиться если не о живых (на что явно не было денег), то хотя бы о мертвых. Для чего запустил в городе крематорий и — впритык к дороге из аэропорта в город (на территории старого городского кладбища) — начал возводить колумбарий. Безо всяких там помещений, прямо на улице стоят сейчас ряды шкафчиков с ячейками. И беда даже не в том, что Копылов по своему самоличному решению подписал договор с японской фирмой на 3,8 млн. долларов. И не в том, что получил за эту инициативу в свое время 4 года условно. И даже не в том, что монтаж японских ящиков из мраморной крошки так и остался незаконченным.

Просто все как-то разом не сложилось. В общем, в колумбарии до сих пор нет ни одной урны с прахом. То ли оттого, что колумбарная ячейка, открытая всем ветрам и непогодам, стоит чуть ли не 450 долларов. То ли оттого, что и крематорий перестал работать практически сразу после начала эксплуатации. Там тоже что-то не заладилось. Впрочем, премьер-министру РФ во время его посещения города осенью об этих нюансах владивостокского градоправления вряд ли рассказали. А зря. Тогда бы он понял, чего стоит ждать от людей, которые на месте начали подготовку к саммиту.

Впрочем, состояние города зависит не только от начальства, но и от самих жителей. А они ведут себя в полном соответствии с русской традицией “авось вывезет”. Каждому, кто приезжает в город, обязательно покажут здание ПримстpойНИИпроекта, в котором произошел крупнейший пожар, ставший причиной гибели 9 человек. Пожарные не могли подъехать для тушения здания из-за скопления машин на автостоянке возле здания. И люди в результате выбрасывались из окон. Два с половиной года спустя возле того самого дома машин стоит ничуть не меньше. История учит лишь тому, что нас она ничему не учит.

Ездить по городу практически невозможно. Половина районов соединяются друг с другом или с городским центром одной-единственной дорогой. Так что в случае любого ДТП обычная полуторачасовая пробка превращается в трехчасовое стояние. Многочисленные проекты объездов и альтернативных путей из десятилетия в десятилетие остаются на бумаге.

Впрочем, местные дороги и без пробок — отдельная песня. Такое ощущение, что их делают сразу с “лежачими полицейскими”, закатывая их под асфальт через каждые 30—50 метров. А ливневая канализация без решеток, по крайней мере, на половине дорожного полотна тут же напомнит о себе не до предела сконцентрированному водителю.
Кстати, приморские ДПСники во время ноябрьского визита в город нового главы Минрегионразвития Виктора Басаргина, приехавшего инспектировать как раз строительство объектов саммита, чуть с ума не сошли. Как раз на пути следования министра какой-то лихач на джипе, пытаясь объехать очередную пробку, вылетел с верхнего участка дороги и рухнул вниз. Но — опять все обошлось. К приезду министра о катастрофе напоминало лишь заботливо посыпанное песком масляное пятно на асфальте.

В этом году у города появился новый мэр — Игорь Пушкарев. Но владивостокцы по большому счету от него ничего не ждут. С одной стороны, потому что от нового мэра они пока не видели никаких решительных шагов, а только пессимистичные прогнозы и жалобы на неразбериху с зоной ответственности тех или иных органов власти. С другой — потому что от мощных финансовых потоков, призванных обеспечить проведение саммита АТЭС-2012, городу достанутся в лучшем случае маленькие ручейки. А ведь, казалось бы, город настолько нуждается в инвестициях, что, если думать о толчке для развития региона, вкладывать надо именно в него.

Планов громадье

Как это часто бывает в нашей стране, первоначальные сметы и расчеты чуть ли не по каждому проекту распухают как на дрожжах. Точно такая же картина происходит с саммитом АТЭС-2012. Когда идея саммита во Владивостоке только приобрела более-менее реальные очертания, сумма инвестиций в проект оценивалась в 100 млрд. рублей. Потом называлась сумма в 150 млрд., в 180, а в ноябре, после той самой поездки во Владивосток, г-н Басаргин поделился радостной новостью — за счет “технических решений” удалось минимизировать 65-миллиардный дефицит проекта на 25 млрд. рублей. Как следовало из пояснений заместителя гендиректора ФГУ “Дальневосточная дирекция Росстроя” (заказчик строительства) Виктора Мясника, до вышеупомянутой экономии стоимость проекта достигла 267 млрд. рублей. Буквально на днях чиновники поделились еще одной радостью: возможно, удастся сэкономить еще 12 млрд. рублей, а то и все 14.

Да и попробуй тут сориентируйся, когда в крае, пожалуй, впервые реализуется стройка такого масштаба.
А еще построят медицинский центр во Владивостоке стоимостью 5 млрд. рублей. В общем, по большому счету, для самого Владивостока подготовка к саммиту выльется в реконструкцию аэропорта, медцентра, моста через бухту Золотой Рог, который соединит два удаленных микрорайона, гостиниц на 3 тысячи мест. Вроде бы неплохо.

Все это для 700 тысяч жителей. А основные деньги пойдут на остров Русский, где населения сейчас меньше, чем в любой станице на Кубани. Да и тех выселят согласно проекту АТЭС. Почти все, что строится, возводится на острове Русский.

А как же иначе, скажете вы. Ведь и саммит пройдет на острове. Тем более что у него такое название.

На острове хорошая погода?


СПРАВКА "МК"

Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море, южнее Владивостока (наименьшее расстояние между континентальной частью города и островом равно 600 метрам). Территория острова — 97,6 кв. км. Население — 5,2 тысячи человек.

Понятно, что в пухнущей от нефтедолларов России в последние годы проекты из серии “маниловщины” были наиболее востребованы. Помните, в “Мертвых душах”: а вот построить бы мост из Санкт-Петербурга в Москву! Из этой серии проект тоннеля по морскому дну из Чукотки в Аляску (фигли нам ихний Ла-Манш, правда, куда с Аляски ехать, понятно, а с Чукотки — никто не скажет по причине отсутствия дороги), суперпупермегапроект Сочи-2014 (в который наверняка придется угрохать вдвое больше сотен млрд. рублей, чем объявляли). Из этой же серии гигантомания в мостостроительстве во Владивостоке. Причем если сооружение через бухту Золотой Рог действительно необходимо городу, чтобы по нему можно было ездить, то вантовый красавец на остров Русский нужен “для саммита”. Чтобы три десятка делегаций могли по нему проехать на три дня вместе с журналистами. И чтобы мы могли в очередной раз показать всему миру, что мы, Россия, могём.

СПРАВКА "МК"

Технические характеристики проекта:

Длина моста — 3150 м.

Протяженность эстакадных конструкций с каждой стороны —  675 м.

Высота моста над зеркалом воды — 70 м (чтобы под ним могли проходить крупнотоннажные корабли).

Если мы сравним мост через Золотой Рог с тем, что гордо именуют “мостом в будущее”, то официальная стоимость сооружения на остров Русский покажется весьма сомнительной.

Так, у первого длина два км, у второго — больше трех. Первый — ниже. Второй — выше. Первый проще, второй — на порядок сложнее. Только лишь строительство опор, как отмечают эксперты, потребует укладывать партии бетона слоями, каждый из которых должен отстаиваться не менее 4 дней. При этом заявленная стоимость строительства первого официально чуть-чуть не дотягивает до 18 млрд. рублей. А второго — укладывается в 20 млрд. Наверное, более реальна оценка независимых экспертов, считающих, что возведение моста на остров Русский потребует не менее 35,5 млрд.

А есть еще и ванты, на которых мост будет держаться. В мире по пальцам можно счесть фирмы, которые производят такие ванты. Они загружены заказами на несколько лет вперед. И заказов из России к ним еще, по нашим сведениям, не поступало.

Из всех существующих аналогов нового “чуда света” сооружению через пролив Босфор Восточный более всего для сравнения подходит японский мост, соединяющий города Кобе и Авадзи. Он тоже в сейсмоопасной зоне, правда, длиннее почти на километр и сложнее нашего. Но он строился 10 лет и на совесть. И обошелся почти в 5 млрд. долларов (139 млрд. рублей по нынешнему курсу). Так то у японцев, которые совмещают практичность, надежность и экономность, а не у нас, где рулят откаты, штурмовщина и “лишь бы комиссия приняла, а там хоть не рассветай”.

Насколько обоснованна именно такая модель проведения саммита в условиях, когда Владивосток живет, испытывая мощнейший дефицит современной городской инфраструктуры?

ЭКСПЕРТ “МК”: Ростислав ГОЛЬДШТЕЙН, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока:

— Никто не освобождал государство от необходимости поддерживать собственный международный имидж, некие церемониальные обязательства. Главное, чтобы объекты на острове Русский не ассоциировались с “потемкинскими деревнями”. Чтобы сооружались с соблюдением всех норм. И потом реально служили людям. Практика показывает, что во всех странах подобные форумы как минимум самоокупаемы. Та инфраструктура, что появится, строится не под одно мероприятие. Она уникальна, а поэтому будет востребована — в мире не так много аналогичных объектов. Тем более данный комплекс необходим на российском Дальнем Востоке, так как любой крупный форум повышает инвестиционную привлекательность региона. Да и в повседневном бизнесе наличие специально возведенных современных гостиниц и офисных зданий, конечно же, лучше, чем их отсутствие. То есть на Дальнем Востоке, который является воротами России к самой перспективной части планеты, появится мощный деловой центр.

Что касается затрат, то вопросы финансирования были решены заранее, средства уже выделены. И я не исключаю, что кризис в условиях падения цен позволит сэкономить. Кроме того, желание инвестировать строительство объектов к саммиту АТЭС высказали некоторые российские финансово-промышленные группы.

А ведь кроме моста есть еще и объекты на самом острове. И вместе с мостом на Русский строительство остальных объектов на отделенном от материка клочке суши потребует как минимум 145—150 млрд. рублей. Что там будет, в этом новом земном раю? И для кого?

И не забудем — проведение саммита должно дать толчок развитию всего региона. В первую очередь — инновационному.

Впрочем, об этом в другой раз.

Владивосток—Москва.

P.S. Буквально вчера стало известно, что в Госдуму внесен законопроект, который должен обеспечить особые правовые условия для строительства объектов к саммиту АТЭС-2012. Особые условия, по мнению автора, председателя думского Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, необходимы, потому что времени осталось совсем мало, а дел — невпроворот. За образец взяты законы о процедуре освобождения земель ных участков под строительство олимпийских объектов в Сочи. Кроме того, привлекать иностранную рабочую силу можно будет без учета квоты и получения специального разрешения.

 

Что будет построено для саммита-2012

Основные зоны

 1.    Общественно-деловая зона    Площадь: 254 га

 2.    Деловой центр саммита    Площадь: 150 га

 3.    Резервная зона (игорная зона)    Площадь: 450 га

 4.    Коммунальная зона    Площадь: 85 га

 5.    Зона возможного размещения океанариума    Площадь: 110 га

Деловой центр саммита

 6.    Конференц-центр    Общая площадь: 85 000 кв. м, главный зал на 4—6 тыс. чел.

 7.    Международный пресс-центр    Общая площадь: 35 000 кв. м, вместимость 3500 чел.

 8.    Гостиницы    Общая площадь: 700 000 кв. м, вместимость 10 500 мест, в том числе на о. Русский 450 000 кв. м, 7000 мест

Воздушный транспорт

 9.    Международный аэропорт    Пропускная способность: 1500 пассажиров в час

 10.    Вертолетные площадки    Для обеспечения саммита: 3 шт.

Автомобильные дороги и стоянки

 11.    Магистраль “Патрокл—Седанка—    Протяженность — 50 км, 4 полосы Де-Фриз—Кневичи”

 12.    Улично-дорожная сеть острова Русский    Протяженность — 45 км  (с океанариумом), 4 полосы

 13.    Стоянка автомобилей на территории ДЦС    3000 машин

Мостовые переходы

 14.    Мост через пролив Босфор Восточный    Длина 1900 м, 4 полосы

 15.    Мост через бухту Золотой Рог    Длина 1550 м, 4 полосы

 16.    Эстакада через Амурский залив    Длина 4000 м, 4 полосы

Причалы

 17.    Пассажирский    Для приема 2 лайнеров типа “Принцесса”

 18.    VIP    Для приема яхт длиной 50 м, осадкой 7—8 м

 19.    Грузовые    Для приема грузовых судов и барж

Окончание — в следующем “Кошельке” .

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру