Амплуа оптимиста

Программа “Москва — территория малого бизнеса”, выходящая на одном из популярных московских телеканалов, пользуется популярностью и у предпринимателей, и у тех, кто интересуется малым бизнесом либо планирует организовать свое дело

21 декабря 2008 в 16:39, просмотров: 411

О проблемах московских предпринимателей, об отзывчивости московских чиновников, о фанатизме бизнесменов рассказывает ведущий программы Алексей ЛЫСЕНКОВ.

— Скажите, как вам — профессиональному актеру, известному на всю страну ведущему развлекательных программ — работается в абсолютно новом жанре — малый бизнес. Не трудно ли?

— Да, с одной стороны, когда мы только начинали нашу передачу, было несколько сложно. Все-таки малый бизнес не совсем моя специфика. Но оказалось, что, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, идет очень большой отзыв от аудитории. Так что мы делаем эту передачу уже три года. За это время снято практически 200 программ. Последний цикл состоит из 35 программ. И за это время, я теперь могу с уверенностью сказать, про малый бизнес Москвы знаю практически все.

— С какими проблемами обычно приходят в вашу студию бизнесмены?

— Проблемы у предпринимателей стандартны: аренда, финансы-кредиты и персонал — люди. В Москве одни из самых высоких ставок аренды не то что в стране — в мире. И сегодня, особенно в условиях кризиса, в этом направлении малому бизнесу нужна серьезная поддержка. Правительство Москвы сделало очень правильный шаг, мне об этом говорят и сами бизнесмены, и московские чиновники, арендные ставки на целый 2009 год по аренде муниципальной площади для предприятий малого бизнеса составят всего 1300 руб. за 1 квадратный метр в год. Что касается кредитов.

Опять же следует учитывать, что сейчас кризис. И малые фирмы без серьезной финансовой поддержки могут “посыпаться” просто в неимоверном количестве. Что же касается кадров, маленькая фирма — она и есть маленькая. Здесь не спрячешься за спинами десятков и сотен сотрудников. Поэтому любой просчет непрофессионального работника сразу же виден, любая ошибка мгновенно отражается на результатах всей фирмы. Тут проблема двоякая: с одной стороны, всегда есть безработица, а с другой — всегда есть дефицит профессиональных кадров. И даже в условиях финансового кризиса найти действительно высоких профессионалов малым предприятиям трудно.

— Вы общаетесь с предпринимателями и во время эфира, и после. Как они оценивают бизнес-атмосферу в городе, как оценивают действия московского правительства?

— Большинство настроены действительно позитивно. И такое отношение к московским чиновникам не беспочвенно. Центр развития предпринимательства, Департамент поддержки малого бизнеса Москвы делают действительно очень многое. Да что ходить далеко, наша передача — это идея именно Центра развития предпринимательства. Мне особо импонирует информационная составляющая всех городских программ по поддержке малого бизнеса. Сегодня только абсолютно оторванный от социума москвич не в курсе того, что помочь открыть бизнес, наладить дело, расширить уже функционирующее предприятие ему готовы сотни сотрудников правительства Москвы. Я наблюдаю ситуацию и вижу, слышу, что у бизнесменов постоянно на устах фамилии: Вышегородцев, Иоффе, Городничий. Это здорово — бизнесмены знают тех, кто отвечает за их жизнедеятельность, тех, кто готов отстаивать интересы малого предпринимательства.

Появление нашей программы — это возможность высказаться, пожаловаться. И это подлинная бизнес-демократия. Правительство Москвы не боится критики в свой адрес. Напротив, мы просим участников программы — жалуйтесь. А дальше стараемся решить их проблемы. Ведь все наши передачи, как говорится, на троих: я — ведущий, представитель малого бизнеса — как правило, владелец и обязательно представитель власти.

И тут жалобы бизнесмена, его претензии к власти или, наоборот, благодарность — это не просто слова, уходящие в песок. В эфире идет реальный анализ бизнес-ситуации, проблем и т.д.

— Вопрос, как говорится, на засыпку: после программы чиновники выражают какую-то заинтересованность в желании помочь предпринимателю, или это все-таки игра на публику?

— К нам, может быть, это нам так везет, приходят люди, болеющие за свое дело. Поэтому и после эфира идет диалог и конкретная помощь. Более того, благодаря нашей программе в Москве появилась такая служба, как “Неотложная правовая помощь”. Бизнесмены приходили на передачу и постоянно жаловались на беспредел проверяющих и правоохранительных органов. Все буквально как один твердили о взятках, вымогательствах.

— Скажите, вы общаетесь с московскими предпринимателями. Какими вы их видите?

— Эти люди — настоящие энтузиасты, фанатики своего дела. Они просто заведены на свой бизнес, в хорошем смысле этого слова. Я обратил внимание, что для них сам заработок — это не главное. Цель — это собственно их бизнес. Для них собственное дело — это вся жизнь. Предприниматели реально работают по 24 часа в сутки и тратят всю свою жизнь на собственное предприятие.

В этом их особенность. На представителей малого бизнеса можно действительно положиться. Видимо, поэтому в развитых странах экономики держатся именно на малом предпринимательстве.

У нас в программе был молодой человек — владелец очень популярной московской кофейни. Место у него действительно культовое, народу в кафе всегда много. Но когда я задал ему вопрос: а почему бы вам не расшириться, не открыть сеть кофеен, — он категорически ответил мне, что не стремится к огромному бизнесу. Его устраивает именно эта кофейня, здесь он готов каждый день придумывать какие-то новинки, что-то улучшать, усовершенствовать. А укрупнение его не интересует. Вот такой фанат, но без амбиций.

— И все-таки не могу не заметить, что в эфире у вас бизнесмены, конечно, и власть критикуют, и жалуются. Но все они люди успешные, выигравшие различные конкурсы — предприниматели года, лучшие бизнесмены Москвы и т.д. Вы принципиально не зовете в свою программу неудачников, тех, кто разорился?

— К нам приходят те, кто кладет на алтарь малого предпринимательства все: свои деньги, здоровье, свободное время. И такие люди добиваются реального, настоящего успеха. Поэтому их доводы для власти носят весомый характер. А с другой стороны, их положительный пример заразителен. Зрители видят: с одной стороны, человек вечно занят, у него масса каких-то проблем, вопросов. Но он счастлив, счастлив от своей востребованности и значимости. А отрицательного, “чернухи” — этого в нашей жизни и так слишком много. Я по жизни сам очень позитивный человек.

Считаю, что только с оптимизмом можно двигаться дальше, вперед. И не надо зацикливаться — кризис или не кризис, проблемы. Как показывает мой жизненный опыт, опыт общения с московскими предпринимателями — только оптимистичное отношение к жизни и бизнесу приносит действительно позитивные результаты.



Партнеры