Расчет на будущее

Налоги должны помочь инновациям

21 декабря 2008 в 15:46, просмотров: 258

Кризис не мог обойти стороной малый бизнес. Сокращаются инвестиции в этот сектор. Это негативный сигнал для всего инновационного процесса в стране.

Удельный вес предприятий, которые в той или иной степени разрабатывают и внедряют инновации, составляет всего 8% от их общего числа. А в целом в объеме продаж наукоемкой продукции на мировом рынке на долю России приходится всего лишь 0,3%, в то время как доля США — 20%, Японии — 11%, Германии — 8,5%.

К тому же в России существует неоправданный перекос в инновационной сфере в сторону государственного сектора. Почти 82% организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, находятся в госсобственности. Поэтому и финансирование научно-технического прогресса происходит преимущественно за счет бюджетных средств. Вклад же частных компаний в развитие этой сферы не превышает 6%, в развитых экономиках он достигает 65—75%.

Непосильное бремя

Инновационный процесс всегда был особенно чувствителен к налоговому режиму. И нельзя сказать, что за последнее время ничего в этом направлении не было сделано. Были снижены ставки по отдельным налогам, летом 2008 года принят закон, разрешающий применять упрощенную систему налогообложения на основе патента предпринимателя, привлекающего до 5 человек наемного персонала.

И все же, как признает советник министра экономического развития Сергей Беляков, налоговая нагрузка на бизнес остается высокой, она составляет 34—36%. По сути дела, она неконкурентная не только с наиболее развитыми экономиками, но и со странами БРИК, нам следует добиваться, чтобы фискальное бремя было бы ниже 30%. К тому же для малого и среднего бизнеса большой проблемой являются не только сами налоги, но и налоговая отчетность, признает Сергей Беляков. Это отнимает много средств и человеческих ресурсов.

 
Если мы хотим обеспечить перевод российской экономики с сырьевой ориентации на инновационную, то налоговая политика для реализации этой цели имеет большое значение.

Проблема остается острой

Был проведен опрос о роли налоговой системы в работе предприятий. 70% опрошенных отметили, что это одна из наиболее острых проблем. На вопрос, как часто налоговые органы принимают в отношении компаний различные меры воздействия, 40% респондентов указали, что такие случаи имели место, а 20% отметили, что подобные факты стали чаще.

Был задан вопрос: как компания узнает, что у нее заблокированы счета? Чаще всего об этом извещает ее банк. Причем обычно налоговики замораживают сразу все счета. А в качестве обоснования подобных мер используются самые различные причины.

87% бизнесменов считают, что наказание в виде блокировки счетов из-за непредоставления своевременно баланса является несоразмерным. Ведь нередко это происходит по техническим причинам, а также из-за нерасторопности, а то и из-за злоупотребления своими правами налоговых органов.

Большинство компаний пытаются доказать, что не совершали нарушения, но только 17% подают в суд на инспекции.

По мнению большинства респондентов, оспаривать решения налоговых органов в суде целесообразно, однако 37% опрошенных полагают, что в этом нет смысла даже в случае, если компания уверена в своей правоте. Процедура длится очень долго.

Из кризиса в кризис — это не наш путь?

Разговоры о том, что налоговую систему следует менять, ведутся давно. И было упущено много времени, когда можно было бы путем ослабления фискального бремени стимулировать инновации.

Учитывая сложность нынешней ситуации, возникла дискуссия о том, следует ли вводить налоговые новшества сейчас для стимулирования инноваций. По мнению председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной деятельности Антона Данилова-Данильяна, этого не стоит делать, если потребуются серьезные изменения в работе налоговых органов, существенная перестройка деятельности бухгалтерских подразделений компаний. Такие перемены особенно негативно сказываются на функционировании малых и средних предприятий, особенно при нынешних обстоятельствах. Если же речь идет об изменении ставок или устранении отдельных налоговых сборов целиком, то если они не влияют на большое снижение налоговых доходов, то такие меры следует только приветствовать. Это в полной мере относится к инновационной сфере, так как на данный момент она не является значительным источником наполнения бюджетов всех уровней.

Падение инвестиций, снижение экономической активности и сокращение рентабельности инновационного бизнеса заостряют вопрос о необходимости радикального пересмотра налогового режима в этой сфере. Недостаток вложений в инновации, особенно в условиях затянувшегося кризиса, приведет к тому, что в период выхода из него спрос на инновационные продукты окажется значительно больше, чем их предложение. Это приводит к очевидным последствиям — к росту на них цен, а это, в свою очередь, тянет за собой общую инфляцию. В итоге из одного кризиса экономика плавно перетекает в другой. Некоторые полагают, что причина инфляции — результат перегрева экономики.

На самом деле действует противоположный фактор — нехватка инвестиций, недостаток высокотехнологических продуктов на рынке. Поэтому уже сейчас целесообразно продумывать меры, которые позволили бы сделать положение более благополучным, оживить рынок инновационных предложений к моменту выхода из кризиса.

Речь идет в первую очередь о льготах для венчурных фондов и бизнес-ангелов, то есть для наиболее активных субъектов инновационного процесса, которые несут также на себе основные финансовые риски. Тем более в период кризиса многие из них не сворачивают свою деятельность. Они должны иметь ясные ориентиры по тем льготам, на которые имеют право претендовать. И в первую очередь это вычеты по налогу на прибыль.

Вторая крайне важная вещь для разгона инновационной активности — это расчистка балансов предприятий. Это актуально всегда, а в период выхода из кризиса — вдвойне. Еще до кризиса у немалого числа компаний были старые задолженности по налогам, многие из этих споров по долгу рассматриваются судами. Но даже если налоговые органы проигрывают процессы, то очень часто они не отзывают свои претензии, так как не желают считать себя проигравшей стороной. А если предприятие не считается чистым перед налоговым ведомством, то резко снижается его инвестиционная привлекательность. По словам Антона Данилова-Данильяна, контакты с руководством ФНС показывают, что там существует понимание этой проблемы. Но чтобы начать реализовывать эти предложения, требуется политическая воля, чтобы отдать распоряжение региональным подразделениям налоговой службы для начала этой кампании. Особенно это важно для тех случаев, когда основное тело налога уплачено, но накопились пени и штрафы, которые зачастую превышают размер самого налога. И они под разными предлогами не списываются.

Множественность налоговых режимов часто не позволяет налоговикам вводить изменения в налоговые правила, вводить налоговые льготы. Это сопротивление имеет свое оправдание, так как чем больше различных привилегий, тем труднее работать налоговым инспекторам. Им приходится отслеживать и анализировать особенности каждого предприятия; гораздо проще причесывать всех под одну гребенку. Но если мы хотим активно развивать инновационную среду, необходимо идти на такие меры. В мире унификация налоговых режимов в последнее десятилетие сменилась на противоположный процесс, направленный на индивидуальный подход к налогоплательщикам. Это объясняется сложностями современной экономической среды, в которой действуют предприятия, усилием глобальной конкуренции. Каждое государство старается создать для своих производителей, и в первую очередь для инноваторов, максимально благоприятные условия.

В России более половины средств, которые предприятия расходуют на инвестиции, это их собственные средства. На долю коммерческого кредита приходится 10—15%. И в связи с кризисом эта величина только сокращается. Поэтому надеяться на приток внешних инвестиций сложно. В такой ситуации следует создавать для компаний более благоприятные условия с целью повысить их возможности по самофинансированию. И одним из таких путей является снижение налогового бремени.

Разумеется, налоговые послабления всем давать невозможно. Важно научиться отличать реальных новаторов от тех, кто имитирует, что занимается инновациями с целью получения льгот. Тут надо задействовать целый арсенал решений.

Например, многие инновационные компании страдают от отсутствия современных лабораторий, передового оборудования, испытательных стендов. И тем предприятиям, которые создают такие объекты и предоставляют услуги для других компаний по тестированию своей продукции, можно списывать из налога по прибыли соответствующие затраты. То есть решение о предоставление налоговой льготы увязывается с решением других ведомств, способных подтвердить, что данная фирма действительно вкладывает капиталы в инновационное развитие.

Было бы неправильно говорить, что сегодня государство не предоставляет налоговых льгот малому инновационному бизнесу. Определенная часть компаний работает по упрощенной схеме налогообложения. Но надо смотреть в будущее. Следует подумать о налоговом режиме для тех отраслей, которые могут стать узким местом при выходе экономики из кризиса и переходе к новому этапу экономического роста.



Партнеры