"Фобос" — в грунт?

Очередной провал российской космонавтики

Еще один амбициозный отечественный космический проект оказался на грани срыва из-за технических неполадок. На этот раз возникли проблемы межпланетного характера.

Очередной провал российской космонавтики

При выведении российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" на траекторию отлета к Марсу сложилась внештатная ситуация. Маршевая двигательная установка (МДУ) не сработала, не было ни одного из двух включений, сообщил в среду журналистам на космодроме Байконур глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

Станция "Фобос-Грунт" была запущена в среду в 0.16 мск с Байконура. После отделения станции от ракеты-носителя "Зенит-2SB" должно было произойти 2 включения МДУ станции, после чего она должна была выйти на отлетную орбиту к Марсу.

"У нас была тяжелая ночь, мы долго не могли обнаружить космический аппарат, сейчас нашли его координаты. Выяснилось, что двигательная установка не сработала. Не было ни первого, ни второго включения", - сказал Поповкин.

По его словам, вполне возможно, что космический аппарат "не смог переориентироваться с Солнца на звезды". "Трасса сложная, могло так получиться, что не была дана команда датчикам на включение двигательной установки", - отметил Поповкин.

Он подчеркнул, что это внештатная ситуация, но она рабочая, она была предусмотрена при разработке проекта, и был предусмотрен порядок действий в такой ситуации.

"Мы будем перезакладывать программу космического аппарата. Орбита, на которой находится аппарат - опорная, никакие баки не сброшены, топливо не было потрачено", - сказал глава Роскосмоса.

Он добавил, что по времени на перезагрузку программы у специалистов есть трое суток, пока сохраняется заряд в аккумуляторах аппарата.

"В течение сегодняшнего дня мы обязательно будем информировать всех о дальнейшей ситуации", - сказал Поповкин.

Этот запуск стал для России первой за 15 лет попыткой осуществить межпланетную исследовательскую миссию. Станция "Фобос-Грунт" должна исследовать спутник Марса - Фобос - и впервые в истории доставить на Землю образцы грунта с этого спутника.

Предыдущая попытка российских ученых отправить межпланетный зонд была предпринята еще в ноябре 1996 года, когда был запущен аппарат "Марс-96", предназначенный для исследования Марса. Помимо исследований планеты с орбиты, он должен был высадить на марсианскую поверхность посадочные модули и зонды-пенетраторы. Из-за сбоя разгонного блока станция не вышла на нужную орбиту и упала в океан. Однако многие разработки, сделанные для нее, были использованы для европейских аппаратов "Марс-Экспресс" и "Венера-Экспресс".

Напомним, что последний год ознаменовался целой чередой космических неудач для России. Так, ракета-носитель "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-12М", который вез на Международную космическую станцию продукты, воду и оборудование, стартовала 24 августа с космодрома Байконур. На 325-й секунде полета произошло нарушение работы двигательной установки, что привело к ее аварийному отключению. В результате корабль упал в Горном Алтае. Это была первая авария за 33 года эксплуатации "Прогрессов".

Ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М", которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, стартовала 5 декабря 2010 года с космодрома Байконур. Однако спутники на орбиту выведены не были - после удачного старта разгонный блок упал в Тихий океан. По информации Следственного комитета, ущерб государству от потери спутников составил 4,3 млрд рублей. Этот и некоторые другие провалы, по неофициальным данным, стали причиной смены руководства Роскосмоса.