Потерпевший крушение самый большой дирижабль мира Пентагон заказал для слежки

Воздушное судно Airlander 10 изначально было беспилотным

Самое крупное воздушное судно мира Airlander 10 не прошло «боевое крещение». Во время второго тестового полета 90-метровый гигант, способный находиться в воздухе без дозаправки 19 дней, рухнул на землю.

Зачем в эпоху самолетов был построен этот дирижабль? Судьба Airlander оказалась весьма небанальной.

Воздушное судно  Airlander 10 изначально было беспилотным

Изначально сообщалось, что Airlander зацепился за телеграфный столб. Впрочем компания-разработчик опровергла эту информацию, заявив, что имела место ошибка при пилотировании во время приземления. Несмотря на то, что аварийная посадка происходила довольно мягко, кабина пилотов в результате столкновения с землей была полностью разрушена.

Значит ли это, что дирижаблям-гигантам не суждено вернутся в небо? И как используют дирижабли у нас в стране? Об этом «МК» рассказал президент компании-разработчика дирижаблей в России Геннадий Верба.

Дирижабль Airlander 10 имеет достаточно непростую судьбу. Изначально он создавался как разведывательный аппарат по заданию министерства обороны США. Предполагалось, что он будет использоваться для патрулирования и слежки на территории Афганистана, во времена проведения там военной операции.

Заказ этот получил оборонный американский концерн, который делает радиолокационное оборудование. Создателем же самой платформы-носителя выступила британская компания.

- Весь проект оценивался в более чем 500 млн. долларов (включая установленные на аппарате радары), на сам носитель было израсходовано 158 млн., - рассказывает Геннадий. - Деньги выделял Пентагон. Но, поскольку к моменту первого тестового полета, который проходил в 2013 году, США закончили операцию в Афганистане, проект был закрыт. И компания-производитель платформы получила уникальную возможность выкупит у Пентагона дирижабль. Причем за очень небольшие деньги — всего 300 тысяч долларов, - рассказал Геннадий Верба

В Великобритании цеппелин «конвертировали» в гражданскую версию. На борт он может принять до 10 тонн груза. В течение еще двух лет аппарат дорабатывался, первый испытательный полет грузовой версии провели неделю назад. Тогда Airlander продержался в воздухе 19 минут и смог без проблем приземлиться на землю. Второй этап закончился авиационным инцидентом.

По моей оценке, произошла ошибка пилотирования. Пилоты не имеют опыта управления такой гигантской машиной. Пока испытания идут в идеальных штилевых условиях, все благополучно. Но как только экипаж столкнулся с турбулентностью, возникли неприятности.

- Сколько пилотов управляют такой махиной?

- Согласно первоначальной задумке, то есть в военной версии, это был вообще беспилотный аппарат. В гражданской им управляют два пилота.

- Разработчики заявляют, что использование дирижабля значительно удешевит стоимость перевозки грузов. Во сколько - уже подсчитано? И за счет чего этого можно добиться?

- Стоимость перевозки снизится до двух раз. Объясню, почему. Самолет, а тем более вертолет, для создания подъемной силы использует энергию двигателя. Следовательно, сами двигатели должны быть мощными и дорогостоящими, они потребляют много топлива. Гибридный дирижабль порядка 70% подъемной силы получает за счет гелия. Двигатели используются в основном для горизонтального перемещения, то есть для достижения скорости. Впрочем, пока грузовых дирижаблей, которые бы прошли все испытания и использовались, нет.

- Сколько, например, машин можно поместить на борт этого дирижабля?

- 10 тонн — это не много. Один грузовик. Но сейчас есть проекты и 500, и 1000-тонных дирижаблей.

- Airlander 10 — самый большой из построенных за все времена?

- Нет, конечно. На данный момент, самым большим является созданный во второй половине 30-х годов прошлого века цеппелин «Гинденбург» LZ 129, взорвавшийся в 1937 году во время трансатлантического рейса. В длину этот пассажирский дирижабль был больше двухсот метров, на боту были каюты повышенной комфортности, ресторан, специально для этой махины даже был разработан алюминиевый рояль. Кроме того, в США были построены два дирижабля-авианосца, которые имели на борту то ли четыре, то ли шесть небольших самолета-разведчика.

- Кстати, о безопасности. Может ли современный дирижабль взорваться, как «Гинденбург»?

- Нет. Уже лет 50-60 дирижабли наполняют не взрывоопасным водородом, а гелием, инертным газом, который не горит и не взрывается. Дирижабли вообще считаются одними из самых безопасных типов воздушных судов. Если представить, что, самолет вот так неудачно приземлился, как Airlander 10, жертв вряд ли бы удалось избежать. Во время этого авиационного происшествия никто из членов экипажа не погиб, сам аппарат хоть и получил повреждения, значительными их считать нельзя, аппарат будет восстановлен.

- Знаю, что дирижабли достаточно требовательны к погодным условиям.

- Да, но чем больше дирижабль, тем он устойчивее. Можно провести аналогию с морскими судами — маленькая лодочка более уязвима для волн, чем большой корабль.

- В России есть проекты грузовых дирижаблей, аналогичные Airlander 10?

- Наша компания как раз занимается таким проектом. По сравнению с британским дирижаблем, у отечественного будет ряд преимуществ. Во-первых, он будет взлетать и садиться вертикально, ему не будет нужен длинный разбег. Во-вторых, в отличие от Airlander 10, он будет иметь жесткий корпус (оболочка британского выполнена из очень плотной ткани). Этот аппарат по сути будет еще и ангаром для грузов. Мы считаем, что основное его применение - доставка грузов в труднодоступные регионы, где нет инфраструктуры (для России это примерно 60% территории). Здесь достаточно сложные климатические условия, которым нужно уметь противостоять. Кроме того, при стоянке можно обходиться без ангара. Этот проект мы ведем уже 8 лет, на данный момент целый ряд систем уже прошли испытания.

- Доставка грузов — единственное предназначение дирижаблей?

- Нет, сейчас успешно применяются привязные аэростаты. Они предназначены для наблюдения за местностью и установления связи, используются как в гражданских (научные проекты), так и в военных целях. В отличие, например, от квадрокоптеров, которые также применяются для наблюдения за территориями, в воздухе аэростат может находиться несколько недель. Самые большие из разрабатываемых нами аппаратов находятся в полете по 35-40 суток.

- А для перевозки пассажиров дирижабли могут использоваться?

- Я считаю, что у пассажирских дирижаблей есть будущее. Но не как способ перемещения людей из точки А в точку Б — по скорости передвижения дирижабли не могут сравниться с самолетами. Но у них есть огромный потенциал в области элитного воздушного яхтинга. Пассажиры смогут наслаждаться прекрасными видами из огромных окон, лежа в своих просторных каютах. И при этом ощущать себя в абсолютной безопасности. Так что, думаю, в скором времени трансатлантические круизы на дирижаблях вернутся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру