Кто в лес, кто по реке

«МК» изучил 10 конкурсных проектов по развитию московской агломерации

25 апреля 2012 в 19:50, просмотров: 2286

Этим летом будут окончательно подписаны все документы и соглашения, регламентирующие расширение Москвы. Площадь города увеличится более чем в два раза. Столичное руководство в качестве консультантов по развитию московской агломерации привлекло сразу 10 проектных коллективов. 23 апреля специалисты из разных команд представили свои идеи, как можно было бы развивать столицу и область.

Кто в лес, кто по реке
фото: Геннадий Черкасов

О.М.А. (Нидерланды)

Руководитель проектной группы Рейнер де Грааф начал презентацию с анализа роли Москвы в жизни страны. По словам голландца, в столице проживает 8% населения России. Здесь же сосредоточено 10% рынка труда. На город приходится 65% всех иностранных инвестиций. Естественно, что такая активность не могла не сказаться на развитии территорий. Согласно официальному мнению, значительная часть свободных площадей уже использована. По этой причине президент решил расширить Москву.

Примечательно, что зарубежный архитектор поставил под сомнение целесообразность такого поступка. Он обратил внимание на то, что в столице осталась масса неиспользованной земли. У нас бесцельно прозябают 15 тысяч га промзон и такие объекты, как Ходынское поле.

— Всю свою историю Москва развивалась концентрично, — говорит г-н де Грааф. — Логично было бы, чтобы после присоединения одного куска земли к столице прирезали бы и другие. Это, впрочем, сильно увеличит нагрузку на бюджет. В пределах ЦКАД живут 4,5 млн. человек. Социальные же гарантии в столице раза в два выше, чем в области. Но дальнейшее расширение — это вопрос будущего. Сейчас же власти взяли территорию с минимальным количеством жителей, порядка 300 тысяч человек. Ожидается, что это население скоро увеличится наполовину за счет мигрантов.

— Спасение в том, чтобы как можно больше развивать города-спутники, — говорит голландский архитектор. — При этом соединять их нужно не через Москву, а в объезд ее. Можно построить по городу около каждого аэропорта: «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» и Чкаловского. Связь между поселениями может осуществляться при помощи скоростной железной дороги. Во-первых, новые центры притяжения разгрузят столицу. Во-вторых, населенные пункты с близостью от аэропорта привлекут бизнес. Сейчас никто уже не устраивает крупные международные встречи далеко от основных транспортных узлов. Города около воздушных хабов растут в Англии, Франции, Азии.

Проект О.М.А. включает в себя и совсем уж революционные предложения. Так, Рейнер де Грааф высказал мысль, что для пассажирских перевозок можно было приспособить «Метро-2». Ветки как раз идут в ближнее Подмосковье. Плюс к этому голландцы заявили, что нужно закрыть оставшиеся колхозы. На их месте тоже можно было бы построить города.

Судейская оценка: 7,8 из 10 (лучший результат)

инфографика: Иван Скрипалев

ЦНИИП градостроите­льства (Россия)

Специалисты из столичного института, как и предыдущая команда, свою презентацию начали с замечания о том, что необходимо взять под контроль строительство в ближнем Подмосковье. По словам докладчика, уже сейчас выданы разрешения на строительство 50 млн. кв. м жилья и офисов. Естественно, что возводиться все это будет вплотную к Москве.

Люди со всей страны едут в город, потому что здесь зарплата в несколько раз выше и работу найти проще. Снизить ажиотаж можно при помощи «контрмагнитов».

— Необходимо создавать города среднего размера за пределами ЦКАД, — говорит докладчик. — Кроме этого нуждаются в развитии такие места, как Тула, Калуга, Рязань. Если в них создать хорошую инфраструктуру, обеспечить условия для роста бизнеса и жизни людей — народ и предприниматели туда потянутся. Если же компаниям не будет удобно, они так и останутся в Москве. Нужно развивать природные зоны. Слева и справа от столицы сохранились зеленые «клинья» нетронутого леса. Их трогать нельзя ни в коем случае. Вокруг Москвы должны быть построены объездные трассы или модернизированы существующие. Дальше от города надо выносить логистические центры. Без этого сотни грузовиков по-прежнему будут стремиться в столицу.

Судейская оценка: 6,4 из 10

ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES (Франция)

Французы в первую очередь обратили внимание на геополитическое положение Москвы. Столица претендует на звание мирового города. Российские власти хотят сделать здесь международный финансовый центр. Иностранные архитекторы считают, что в первую очередь этого можно добиться путем развития скоростного железнодорожного транспорта. При помощи быстрых поездов нужно соединить Москву с Минском, Киевом и другими столицами соседних государств.

Большие надежды архитекторы возлагают на рельсовый транспорт и при решении транспортных проблем агломерации. Для начала нужно связать аэропорты железнодорожным кольцом. Следующим шагом должно стать строительство скоростных трамвайных путей вдоль вылетных магистралей.

— В Европе больше не развивают дороги, — говорит докладчик. — Их просто негде строить. Как оказалось, автобаны, фривеи ничего не дают. Строишь трассу — становится больше машин. Ответ в развитии общественного транспорта. Хорошо себя зарекомендовали железные дороги. Причем нужны поезда не типа метро, а как «Сапсан». Наземный и быстрый.

Французы предложили развивать территорию «новой Москвы» по принципу линейного города. Должна быть одна супермагистраль, вдоль которой все и строится. По краям же сохранятся леса и деревеньки. С одной стороны, это позволит сберечь экологию, с другой — освоить земли.

Судейская оценка: 7,4 из 10

«Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А.Чернихова» (Россия)

Столичные специалисты в своем докладе упомянули о многочисленных ресурсах города, потенциал которых практически не используется. Во-первых, в Москве огромные территории заняты железнодорожными путями и их землеотводом. Проектов освоения данных земель — масса, но ни один пока не реализован. Во-вторых, в городе есть место под ЛЭП и в промзонах. Пространство по большому счету стоит без дела.

По мнению архитекторов, с точки зрения децентрализации очень важны подмосковные дачи. Летом в них живут около четырех миллионов человек. Происходит серьезный отток населения. Но, увы, проектировщики не сообщили, как можно было бы использовать это явление на практике. По крайней мере на ПМЖ горожанам перебираться на дачу никто не предлагает.

— Границы московской агломерации проходят от МКАД на расстоянии 30–35 километров, — говорит докладчик. — Примерно на этом расстоянии необходимо развивать новые городские центры. Поначалу должны быть жесткие проекты освоения земель. Но потом хватит и общих векторов развития, когда процесс децентрализации будет поддерживать сам себя. «Кольцевание» агломераций — нормальная мировая практика. Вокруг Токио сейчас тоже растет круг из городов-спутников.

Судейская оценка: 7 из 10

STUDIO ASS SECCHI-VIGANO (Италия)

Специалисты предложили сразу три проекта развития агломерации. Первый вариант модернизации Подмосковья подразумевает сохранение защитного зеленого пояса вокруг города. Города-спутники должны реконструировать. В результате образуется несколько равнозначных поселений средней руки.

Другой проект сводится к развитию городов вдоль радиальных направлений. Параллельно с этим должны совершенствоваться дороги и общественный транспорт. Люди будут добираться до нужного места при помощи скоростных поездов и трамваев. Метро надо максимально объединить с наземным рельсовым транспортом.

Третье же предложение итальянцев — создать так называемый город-кампус. Москва равномерно будет окружена небольшими городками. Наличие четкого центра не предполагается. Естественно, все строительство и освоение земель должно вестись с использованием самых современных зеленых технологий.

Судейская оценка: 6,3 из 10

Московский архитектурный институт (Россия)

Согласно проекту МАрхИ, в ЦФО должен будет появиться большой «пояс» активности. Он пройдет от Черного моря до Финского залива. Люди на пограничной территории должны будут взаимодействовать с ближним зарубежьем. Транспорт и новые дороги помогут им в этом.

Другая программа — создать вдоль реки Волги сеть национальных парков. Там же должна развиваться культурная и экологическая деятельность. Соединить же этих «монстров» предполагается сетью дорог. Коммуникационные линии пройдут через основные региональные центры.

Московская агломерация превратится в «каркас» из квадратно-треугольной сети магистралей. Таким образом удастся уйти от кольцевой системы развития. Согласно идее, в области появится 18 разных городов с населением по 1 млн. человек. Такая кардинальная децентрализация разом решит все проблемы маятниковой миграции, перенаселения и т.д.

Судейская оценка: 4,8 из 10

По правилам конкурса заказчик не будет оплачивать дальнейшую работу коллективов, набравших меньше 5 баллов. 24 апреля координатор семинара зам. гендиректора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Александр Колонтай сообщил, что команда МАрхИ набрала наименьший балл за первый отчетный этап на конкурсе. «Вывод такой, что у нас сейчас нет оснований оплачивать работу этого коллектива. Однако команда имеет возможность продолжить работу в конкурсе бесплатно», — заявил г-н Колонтай.

Архитекторы из МАрхИ приняли решение отказаться от дальнейшего участия.

URBAN DESIGN ASSOCIATES (США)

— Главное, что нужно сделать, — сохранить леса вокруг Москвы, — говорит представитель американской команды. — Мы не хотим, чтобы ваш город превратился в аналог Лос-Анджелеса. Увы, баланс между поселениями и зеленью нарушен. Но поправить ситуацию еще не поздно. Многие областные города строятся и развиваются около железных дорог. Дальнейшее развитие рельсового транспорта может привести к отказу от автомобилей. Нужно только построить дополнительные ветки и использовать более быстрые поезда.

Не предполагается строить новые населенные пункты. Роль альтернативных центров притяжения должны взять на себя существующие дачные поселки и города-сателлиты. Развитая сеть автомобильных и железных дорог позволит людям быстро доезжать до столицы. Соответственно, произойдет отток населения непосредственно из Москвы. Необязательно будет жить рядом с метро, чтобы спокойно добираться до работы.

Судейская оценка: 7 из 10

Архитектурное бюро «Остоженка» (Россия)

Команда столичных специалистов обратила внимание на то, что Москва за последние годы бессистемного развития потеряла свои структурные и смысловые связи. Живут люди в одном месте, работают в другом. Попасть из района в район тяжело из-за постоянных пробок.

— У города есть несколько каркасов с разными потенциалами развития, — говорит докладчик. — Река может стать отличной основой для системы рекреационных связей. Другой каркас — это дороги. Но особо рассчитывать на них не стоит из-за непрекращающихся заторов. Ситуацию эту, кстати, можно было бы изменить. Надо бороться с перекрестками. Нет смысла в расширении магистралей, если поток постоянно останавливается в одном и том же месте. Нужно строить развязки с возможностью поворота налево. Сейчас из-за того, что проехать можно только прямо и направо, людям приходится наматывать лишние километры, чтобы повернуть налево. И самый перспективный каркас столицы — железные дороги. Нужно создавать целые транспортные коридоры, где рельсовый и автомобильный транспорт движется в одном направлении друг над другом. Это и место позволяет сэкономить, и движение улучшит. Но приоритет должен быть все-таки за общественным транспортом. Если парк техники сделать красивым, чтобы он ездил без пробок, люди без лишних уговоров будут отказываться от личных автомобилей.

Не забыли московские архитекторы и о парламентском центре. Специалисты заявили, что его можно было бы построить на территории ЗИЛа или за корпусами МГУ. Пустой земли там много, и нет необходимости возводить «бюроград» за пределами МКАД.

Судейская оценка: 6,8 из 10

I’AUC (Франция)

Французы заявили, что в первую очередь нужно сделать из московского железнодорожного кольца пассажирскую артерию. Грузовые же перевозки должны быть вынесены в область. Надо заметить, что в этом вопросе столичное руководство обогнало иностранцев. Не первый месяц идет активное обсуждение того, где на МКЖД будут располагаться остановки. А в том, что там будет ездить общественный транспорт, не сомневается уже никто.

— Чтобы агломерация развивалась, для бизнеса должны быть созданы равные условия, — говорит представитель парижской команды. — У всех инвестиционных проектов должен быть доступ к пространству для расширения. Основой же всего нужно сделать инфраструктуру и существующий ландшафт. Холмы на севере, леса могут быть органично встроены в проекты развития агломерации. Из окружающей среды можно извлечь пользу, не нарушая экологию.

Судейская оценка: 7,1 из 10

RICARDO BOFILL (Испания)

Свою презентацию архитекторы построили в виде доклада врача. Сначала обсуждался «диагноз», потом «лечение». По словам испанских специалистов, «болезнь» не так уж запущена. 70% перевозок в городе осуществляется при помощи общественного транспорта. Это весьма неплохой показатель. Но из-за перенаселенности территории, несистемности развития Москва в рейтингах городов с комфортным проживанием плетется где-то позади. Хотя могла бы сравняться и с Лондоном, и с Токио.

— «Лечение» в первую очередь лежит в развитии дорог, — говорит архитектор из Барселоны. — Сейчас только 1% грузов идет из Азии в Европу через столичный регион. Если создать хорошие магистрали, вынести подальше логистические центры, бизнес потянется в московскую агломерацию. Центр города с будущим административным комплексом надо соединить скоростной железной дорогой. Аэропорты аналогично надо соединить друг с другом при помощи рельсового транспорта.

На присоединенных к Москве землях общественный транспорт предложили развивать в виде овала. Артерия охватывает большую часть земель. К отдаленным же участкам должны вести уже небольшие ответвления.

Судейская оценка: 7,6 из 10



Партнеры