Власть на районе

Участники «круглого стола» в «МК» обсудили муниципальную реформу в Москве

14 июня 2012 в 23:06, просмотров: 1986

Расширение полномочий муниципальных собраний Москвы вызвало бурную реакцию среди разных слоев населения. С одной стороны, понятно, что во властной вертикали появился новый системный игрок. С другой — не ясно, чего ждать от этих перемен. Депутаты Мосгордумы уверяют, что все предлагаемые изменения направлены на улучшение качества жизни москвичей. Некоторые же районные депутаты считают, что мэрия ограничилась полумерами, а управы пытаются оказывать слишком сильное давление на муниципалов.

Эти и многие другие мнения были высказаны в ходе «круглого стола» на тему реформы местного самоуправления, который прошел в редакции газеты «Московский комсомолец». У идейных противников появилась возможность высказать претензии друг другу в лицо. Общение получилось жарким, что еще раз говорит об общественной значимости муниципальной реформы.

Власть на районе
фото: Кирилл Искольдский

— Расширение полномочий местных депутатов говорит о том, что город и исполнительная власть начали диалог с гражданским обществом, — говорит председатель комиссии Мосгордумы по государственному и местному самоуправлению Татьяна Портнова. — Районные собрания получили существенные рычаги давления на процессы, происходящие на подконтрольной им территории. Во-первых, они будут утверждать адресные перечни работ по благоустройству дворов, парков и скверов. Решать, в каком многоквартирном доме делать выборочный капитальный ремонт. Во-вторых, муниципалы смогут влиять на кадровую политику. Раньше все назначения и отставки проходили без участия народных избранников. Теперь же собрания смогут двумя третями голосов инициировать вопросы об отстранении главы управы от должности. Более того, депутаты имеют право вызывать к себе людей, определяющих жизнь района — директоров ДЭЗов, МФЦ и т.д., — и потребовать отчет об их работе.

По словам г-жи Портновой, раз в год перед Мосгордумой отчитывается глава столичной полиции. Следуя этой логике, в муниципальном собрании с определенной периодичностью должен выступать и начальник районного УВД. Пока такая норма не прописана, но она с высокой долей вероятности появится в будущем законе о местном самоуправлении.

Участница «круглого стола» признала вероятность того, что не все народные избранники воспользуются полученными полномочиями. У кого-то времени не окажется, кому-то будет просто лень заниматься проблемами района. Поначалу таких «отказников» может оказаться порядка 25%. С одной стороны, не так и мало, а с другой — надо же все-таки попробовать начать.

— Депутатам необходимо будет войти в новое русло, научиться пользоваться полученными инструментами, — говорит Татьяна Портнова. — Ко мне обращались некоторые главы муниципальных образований. У многих чувствовалась растерянность, у людей еще нет понимания, как и что делать. Необходимо выработать механизм. Зато потом порядка будет больше. К примеру, разрушатся многие коррупционные схемы. Сейчас глава управы один, а депутатов от 10 до 20. Понятно, что с большим количеством людей «договориться» неофициальным образом будет значительно сложнее. Плюс к этому не забываем, что муниципалы все-таки представляют интересы простых людей. Раньше чиновник мог собрать инициативную группу из меньшинства жителей района, которые голосовали так, как надо префектуре или мэрии. Депутатам же по большому счету все равно, как о них думает большое городское начальство. Назначение на должность происходит путем голосования, а не благодаря решению сверху. Соответственно, народный избранник сохранит за собой пост, если будет отстаивать интересы жителей, а не потакать чиновникам.

По мнению председателя ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» Ирины Белых, первоначальных переданных полномочий вполне достаточно. Главное — чтобы сами депутаты были готовы к возросшей нагрузке.

— Не так давно обсуждался вопрос общественного депутатского контроля за ТСЖ, местными управляющими компаниями, городскими коммунальщиками, — рассказала Белых. — Но реально сделать это сложно. Не все народные избранники на самом деле хотят принимать активное участие в жизни района. Как только под депутатов изменят законодательство, собраниям дадут деньги, их контроль над территорией автоматически перестанет быть общественным. Муниципалы отчасти превратятся в администраторов. Нужно, чтобы люди были к этому готовы.

Тема возросшей ответственности звучала во многих выступлениях. Член Общественной палаты Светлана Разворотнева сравнила московских муниципалов с питерскими. В Северной столице местному самоуправлению отданы большие полномочия. «Хорошо это или плохо? — рассуждает Разворотнева. — Когда у людей есть право заключать подряды, распоряжаться финансами, тут же появляется большое количество мелких начальников. Все борются за то, чтобы обладать властью. И сами контрольные функции как-то уходят. Я считаю, что в первую очередь районные депутаты должны заниматься жилищным просвещением граждан. Без этого решить местные коммунальные проблемы сложно. Люди должны научиться разбираться со своими управляющими компаниями, подрядчиками».

— В наше муниципальное собрание района Щукино, где есть сильная несистемная группа депутатов, принесли на согласование план благоустройства района, — говорит депутат Максим Кац. — Согласно документу предполагалось отремонтировать 55 дворов за 120 млн. рублей. Получается примерно по 2 млн. на один объект. За эти деньги раз в 3 года повсеместно перекладывается асфальт и обустраиваются отгороженные заборами газоны. По моему мнению, потратить 90% бюджета на то, чтобы заменить во дворе хороший асфальт на идеальный, — это ошибка. Но тем не менее 9 депутатов из 15 проголосовали «за». И сложно добиться от них ответа на вопрос, почему они так голосуют.

Многие активно работающие депутаты считают, что одной из самых ценных идей, предложенных мэром Собяниным, является возможность согласования муниципальными депутатами строительства объектов до 1,5 тыс. кв. метров.

— Мы с коллегами поддерживаем основные положения по расширению полномочий муниципальных депутатов. Это прежде всего полномочия по согласованию строительства объектов до 1,5 тыс. кв. метров, — говорит депутат муниципального собрания Тропарево-Никулина и лидер движения «Гражданская инициатива московских депутатов» Леонид Ольшанский. — Конечно, хотелось бы, чтобы депутаты получили право согласовывать строительство объектов большей площади. И вообще мы считаем, что строительство должно быть взято под особый контроль и мэра, и депутатов. Потому что недостаточный учет мнения жителей при строительстве — это чревато социальным взрывом. И я бы предложил еще добавить право вето на снос, потому что вопросы сноса часто тоже конфликтные.

Эту точку зрения разделяет и муниципальный депутат из Дорогомилова Зоя Шаргатова. «Нынешних полутора тысяч квадратных метров, на которые мы можем наложить вето, увы, недостаточно. Ситуацию с согласованием жителями строительства объектов большей площади можно было бы исправить, если бы поменялся статус публичных слушаний. Сейчас у этих мероприятий нет никакой обязательной силы», — заявила г-жа Шаргатова.

Некоторые, впрочем, посчитали, что депутатам в первую очередь нужно заниматься налаживанием связи с населением. К примеру, ряд локальных вопросов можно решить только на общем собрании жильцов или собственников. Привести в одно помещение большое количество людей — непростая задача для всех. Поэтому-то члены местного самоуправления должны учиться навыкам массовой коммуникации.

— Муниципальный депутат должен многое знать и уметь, — говорит президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. — К примеру, народные избранники должны хорошо разбираться в вопросах, связанных с жилищным управлением. Жители района будут приходить и жаловаться им на свою эксплуатирующую организацию. Так происходило раньше, и в принципе происходит сейчас. Чтобы обращения не уходили впустую, народные избранники должны контролировать местные управляющие компании. Если же никакие жалобы не помогают, то справиться с УК можно, только выбрав другую организацию. Для этого надо провести общее собрание собственников. Задача непростая, но нужная. Вряд ли этим будет заниматься кто-то, кроме муниципалов. Значит, последние должны уметь общаться с людьми.

Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов поделился на «круглом столе» опытом. В свое время он был участником работы как советского, так и российского местного самоуправления. «Было время, когда районные депутаты обладали большими полномочиями. Решались вопросы благоустройства, предоставления квартир, назначались главы эксплуатирующих организаций. С одной стороны, активность муниципалов тогда была выше. С другой — люди постоянно конфликтовали. В какой-то момент в системе наступил так называемый демократический беспорядок. Начала развиваться коррупция, частные интересы активно лоббировались. Увы, это привело к росту недоверия к местному самоуправлению», — рассказал г-н Москвин-Тарханов.

Участник «круглого стола» предостерег нынешних депутатов от ошибок прошлого. Более того, он призвал членов районных собраний активнее контактировать с управами и префектурами. Чиновники как ни крути очень хорошо знают положение дел «на земле». Если наладить с ними хорошие отношения, то они все расскажут муниципальным депутатам.

В конце работы «круглого стола» корреспонденты «МК» задали собравшимся вопрос, касающийся оплаты труда районного собрания. Дело в том, что зарплату депутаты не получают. А нагрузка на них ложится немаленькая. Возникает опасение, что мало кто захочет работать с полной отдачей, как говорится, за спасибо.

В целом депутаты считают, что введение оплаты необязательно. Ведь большая их часть сохраняют основное место работы. Леонид Ольшанский считает, что вопрос оплаты работы депутатов можно было бы обсудить. Если у города есть соответствующие бюджетные ресурсы, можно ввести оплату хотя бы для части депутатов, которые оставят основную работу и полностью займутся депутатскими обязанностями.

— Конечно, не все станут исполнять свои обязанности добросовестно, — говорит Татьяна Портнова. — Но и не могу сказать, что никто ничего делать не будет. Дело в том, что с учетом новой системы депутатам придется постоянно оглядываться на своих избирателей. Можно, конечно, голосовать за все подряд. А потом в подъезде твои же соседи будут спрашивать, зачем ты отдал свой голос за откровенно плохое предложение. Ведь результаты работы депутатов будут публичны. Человеку волей-неволей придется взвешенно принимать решение.

Ирина Белых, в свою очередь, заявила, что каждый народный избранник в любой момент волен сложить с себя полномочия. Не хочешь брать на себя обязанности — не надо. «Но вот увидите, не уйдет никто. Переходный период в пять лет покажет, как снизится конкурс и насколько изменится качество претендентов», — добавила она.

Участники «круглого стола» высказывали много разных идей и мнений, но все сошлись на мысли, что реформа местного самоуправления назрела и город в ней нуждается. Идей о том, как дальше развивать местное самоуправление дальше, — множество. Однако ясно одно: предложенное расширение полномочий муниципальных депутатов — это хороший старт, который позволяет двигаться дальше.



Партнеры