В Москве ведется война с газетными киосками

СМИ могут потерять до 50% своих розничных тиражей

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) всерьез озабочена ситуацией, сложившейся в сфере розничной торговли прессой. Киоски, специализирующиеся на продаже газет и журналов, массово исчезают из российских городов – в среднем по стране в день закрываются до 10 объектов. Лишенные господдержки и загнанные в угол тупым противостоянием чиновников, распространители прессы заявляют о том, что дошли до «точки кипения» .

СМИ могут потерять до 50% своих розничных тиражей

За последние 8 лет рынок печатной розницы потерял 26% точек – порядка 12 тыс киосков и 1,5 тыс киосков ежегодно. При существующих темпах через 5 лет на 7-10 тысяч россиян будет работать всего одна (!) точка по продаже прессы. Для сравнения: в европейских странах один киоск обслуживает от 700 до 1800 жителей городов. В Москве эти показатели уже сегодня значительно хуже – 3500 человек на каждого продавца. Из 123 районов более-менее прилично обеспечены прессой только три! Такие данные прозвучали в среду на круглом столе, организованном АРПП.

Более чем плачевная ситуация в отрасли - результат сразу нескольких не зависящих друг от друга факторов. С одной стороны, киоски печати поставлены с один ряд с другими представителями мелкой розницы - фаст-фудом, продуктовыми палатками и мини-маркетами. С другой стороны, по ним вот-вот ударят «табачные санкции»: внесенный в Госдуму законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» запрещает продажу сигарет и табачных изделий в торговых объектах площадью менее 50 кв.м. Помимо этих объективных обстоятельств, на распространителей печати давят и субъективные. В рамках борьбы с мелкой розницей киоски печати все чаще становятся предметом личной неприязни чиновников разного масштаба.

- В Париже киоски печати дотируются государством: на каждый объект выделяется в среднем 4000 евро в год в качестве субсидии. В Италии киоски прессы обладают эксклюзивным правом на продажу табака. Таким способом государство стимулирует распространение и печатной продукции, - рассказал о зарубежном опыте председатель правления АРПП Александр Оськин. – В России с киосками печати борются, как с общественным злом – вывозят ночью, без разрешения суда, подчас вместе с находящимся внутри товаром, без обоснования разрывают долгосрочные договора аренды.

Распространители СМИ считают, что подобная политика угрожает национальной безопасности. По прогнозам экспертов, при молчаливом попустительстве властей массовые издания в ближайшее время потеряют до 50% тиражей, распространяемых в розницу.

- Мы не просим денег, - пояснил позицию газетчиков гендиректор ЗАО «АРИА-АиФ» Герман Баринов, - мы просим четких правил работы на этом рынке и внимания к социально значимой функции распространения прессы.

По словам Оськина, для нормализации ситуации больших усилий ни от кого не требуется. Нужно, чтобы президент дал распоряжение губернаторам не «кошмарить» распространителей и чтобы были названы нормативы для каждого региона - сколько там должно быть объектов прессы. «Если бы удалось реализовать только эти две вещи, отрасль бы ожила. Но пока власть безмолствует», - сетует Оськин.

АРПП предложила редакторам и издателям популярных СМИ в знак протеста против проводимой государством политики выйти в свет с белыми первыми полосами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру