Информирован — значит, вылечен

Система столичного здравоохранения стала более эффективной благодаря IT-технологиям

16 июля 2013 в 20:27, просмотров: 4701

8 сентября состоятся выборы мэра Москвы. Все кандидаты подготовили свои программы, в той или иной степени отражающие их взгляды на жизнь и дальнейшие действия на посту градоначальника. Один из кандидатов, Сергей Собянин, выделил семь приоритетов развития столицы, важных для всех москвичей. Это модернизация здравоохранения, развитие транспортного комплекса, формирование нового качества городской среды, повышение качества образования, забота и поддержка льготных категорий москвичей, миграционная политика, государственные услуги и подотчетность власти гражданам.

«С командой моих единомышленников я опирался на почти трехлетний опыт работы на посту мэра Москвы. Основываясь на точном понимании потребностей горожан, мы определили основные направления развития столицы на ближайшие годы. Я уверен, что Москва станет городом, из которого не хочется уезжать и куда всегда хочется вернуться», — говорит в программе Сергей Собянин.

«МК» решил проанализировать, что делалось, делается и будет делаться по каждому из магистральных направлений. Первый из семи выпусков посвящен здравоохранению.

Информирован — значит, вылечен

Информатизация столичной медицины за последние два года выходит на новый, передовой уровень. Ее задача — сделать максимально комфортной жизнь врачей и пациентов. Возможность удаленной записи к врачу уже входит у москвичей в привычку.

А в ближайшее годы во всех городских ЛПУ произойдет внедрение единой электронной медицинской карты. Что ждет еще москвичей — в материале «МК».

Революция свершилась

— Информатизация городского здравоохранения наряду с укреплением материально-технической базы и введением стандартизации медуслуг, медицинской помощи и диагностики не случайно входит в тройку самых крупных задач столичного здравоохранения, реализация которых сейчас завершается, — рассказывает и.о. руководителя Департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов. — Вряд ли я открою вам Америку, когда скажу, что в нашей жизни без информационных технологий уже никак не обойтись. И в здравоохранении — особенно. IT-технологии предусматривают буквально все — от возможности записаться к врачу онлайн до информатизации лечебно-диагностических процессов, включая удаленные консультации, дистанционное слежение за ходом операций, оказание медпомощи с использованием робототехники, что стало уже реальностью, и т. д. Работой можно управлять на расстоянии — любая медицинская услуга, любое медицинское действие должно быть задокументировано, зафиксировано с помощью цифровых технологий. Этого требует и система страховой медицины, в условиях которой мы сегодня живем.

По планам до конца 2016 года в столице должны завершить создание Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Если в двух словах, то речь идет о формировании единого информационного поля для всех поликлиник, больниц и других государственных медучреждений города. Развертывание сервиса ЕМИАС, интегрированного в федеральную систему информатизации здравоохранения, началось в городе в 2011 году. «Сегодня мы создали в Москве технологическую платформу, которая решает задачи, не подвластные нам еще вчера, и имеет возможность развития для решения будущих задач», — говорит советник вице-мэра Москвы по социальным вопросам Леонида Печатникова Юрий Кашкаров. Произошедшее за последние два года он называет не иначе как «информационной революцией» в московской медицине: «То, что мы сделали за 1,5—2 года, в развитых странах делается десятилетиями. Именно поэтому я называю происходящее революцией».

Революция обошлась городу почти в 6 миллиардов рублей. Простые москвичи наверняка удивятся, если узнают, какой объем работы пришлось выполнить за столь короткое время. Техническое перевооружение учреждения было поистине глобальным. Оно включало и создание локальных вычислительных сетей, и установку компьютерного оборудования, серверов и прочих устройств. Во многих поликлиниках потребовалось проложить коммуникационные и инженерные сети, установить розетки и сетевые порты. За короткое время все ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения) Москвы были подключены к высокоскоростным каналам связи. В поликлиники закупили 22 тысячи автоматизированных рабочих мест. В госпитали и больницы поставили более 60 тысяч единиц вычислительной техники. Некоторым узкопрофильным специалистам (например, в кабинеты маммографии, томографии, рентгена и пр.) закупили специализированное оборудование для работы с медицинскими изображениями и снимками (таких рабочих мест оборудовано более 400). Кстати, в ходе аукционов по закупке техники Департаменту удалось серьезно сэкономить — и на вырученные средства приобрести еще 28 тыс. единиц вычислительной техники. К настоящему моменту уже большинство врачей прошли специальное обучение работе с компьютером и в системе ЕМИАС.

СПРАВКА "МК"

Сегодня к ЕМИАС подключено более 550 учреждений здравоохранения — все государственные поликлиники столицы, а также более десятка диспансеров, консультаций и диагностических центров. До конца 2016 года в систему войдут и стационары — именно тогда в Москве завершится создание единого информационного пространства системы городского здравоохранения.

Запись к врачу вне расстояний

Но москвичам, разумеется, больше всего интересен результат — что появилось конкретно для них. А его сложно не заметить, хотя многие из нас уже успели привыкнуть к тому, что записаться теперь к врачу можно не только через регистратуру или толстый журнал самозаписи, но и удаленно. Сейчас даже не верится, что еще в 2011 году возможности записи к врачам на расстоянии в Москве еще не было. Не было порталов государственных услуг, а про приложения московского масштаба для современных гаджетов даже и не думалось.

Сегодня же записаться к эскулапу можно самыми разными способами на выбор: через инфоматы в холлах поликлиник и больниц (их уже 900); через Московский портал государственных и муниципальных услуг (https://pgu.mos.ru); через единый городской колл-центр (8-495-539-30-00) или через мобильное приложение (для мобильных устройств, работающих под управлением iOS и Android). В каждой поликлинике работают консультанты, которые помогают врачам и пациентам научиться пользоваться системой. Кроме того, действует система СМС-уведомлений для пациентов, которые напоминают о дате и времени назначенного приема.

Запись на прием к врачу через ЕМИАС проводится в общей сложности в 529 учреждениях с возможностью выбора необходимого специалиста из 40 775 внесенных в систему врачей. Только с августа—сентября прошлого года доля пациентов, которые записываются на прием дистанционно, выросла с 2% до 35%! Иными словами, каждый третий прикрепленный к поликлинике горожанин уже «засветился» в системе ЕМИАС, то есть воспользовался электронной регистратурой. В общей сложности количество удаленных записей к врачу уже превысило 20 миллионов.

При этом городской колл-центр и Московский портал госуслуг работают круглосуточно, так что спланировать визит к специалисту можно в любое удобное время. Ну а приоритетом на нынешний год стало обеспечение соответствия времени фактического приема пациента к времени записи на уровне плюс-минус 15 минут. К тому же сейчас электронная запись во всех городских поликлиниках приведена в соответствие с приказом Департамента здравоохранения, по которому направлением пациентов к узким специалистам (в том числе в другие учреждения), а также на исследования в зависимости от показаний занимаются врачи-терапевты. Определен список из 17 специалистов, к которым можно записаться напрямую.

Информатизация медленно, но верно освобождает врача. Так, если раньше сотрудники регистратуры занимались только записью на прием, сегодня они постепенно привлекаются к доставке медкарт в кабинеты врачей. Не исключено, что в будущем их силы задействуют для выписки рецептов. Ну а врачи будут всецело посвящать свое время пациентам.

МЕЖДУ ТЕМ

Как сообщает пресс-служба Департамента информационных технологий столицы (ДИТ), преимущества удаленной записи на прием к врачу городской поликлиники с помощью бесплатного приложения для смартфонов ЕМИАС теперь могут оценить и владельцы устройств на базе операционной системы Windows Phone. Версию программы для Android и iOS установили уже более 12 тыс. москвичей.

ЕМИАС дает возможность записаться к врачу нужной специальности, кроме узких специалистов, направление к которым можно получить только через терапевта, и просматривать уже имеющиеся записи. Программа позволяет завести на одном устройстве неограниченное число профилей, чтобы бронировать время посещения поликлиники для любого члена семьи. Для записи через приложение понадобится номер полиса обязательного медицинского страхования, прикрепленный к одной из городских поликлиник. Зарегистрировать свой полис в системе можно по единому круглосуточному телефону службы записи к врачу (495) 539-30-00.

Доля устройств на базе Windows Phone среди пользователей городских мобильных сервисов и приложений растет наиболее динамично. Если еще в январе на них приходилось около 10% скачиваний приложений Единой мобильной платформы, то к апрелю эта цифра выросла до 16,8%.

Электронную карту заказывали?

— Конечно, все сделать на счет «раз» невозможно. Информатизация — это длительный и дорогостоящий процесс. Ведь нужно учитывать все: провести кабель, поставить в учреждения «железо» (персональные компьютеры, принтеры и т.д.), ввести программное обеспечение... А еще нужно научить людей всем этим пользоваться. В тех лечебных коллективах, где подобное работает многие годы, уже не представляют жизнь без высоких технологий, — говорит заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.

В ряде передовых клиник города информатизация началась еще 5, а то и 10 лет назад. Среди «передовиков» — городские клинические больницы №№12, 62, 57, 31, 7 и ряд других крупных стационаров. Здесь, например, знают о том, какого пациента везут к ним на «скорой», с того самого момента, как его забрал наряд СМП, какой у человека диагноз, какое отделение, какую технику, каких специалистов необходимо подготовить. В будущем такая система заработает во всех стационарах столицы.

Ну а следующим шагом должно стать внедрение во всех столичных клиниках электронной медицинской карты (ЭМК) пациента. Процесс уже активно идет. По планам уже к концу текущего года на каждого пациента городских амбулаторий будет оформлена ЭМК, которая станет единой для всех муниципальных и государственных клиник Москвы. Затем в процесс включатся и столичные стационары. В этом году на ЭМК в пилотном режиме предполагают полностью перевести пять из них (в том числе все их подразделения) — НИИ детской хирургии и травматологии, ГКБ №7, ГКБ №12, ГКБ №31 и ГКБ №57. Алексей Хрипун отмечает, что системы информатизации поликлиник и стационаров должны быть интегрированы друг в друга: «Одна из основных задач — ликвидировать огромную пропасть между стационарной и амбулаторной сетями. Чтобы пациенты могли оперативно попадать в стационары, не задерживаться там дольше необходимого, если им можно помочь в первичном звене».

Электронные истории болезни как раз и позволят обеспечивать преемственность между различными учреждениями здравоохранения, в которые может обращаться пациент. Иными словами, любой врач из городской системы здравоохранения сможет запрашивать полную информацию о каждом новом пациенте и узнавать его историю болезни через ЕМИАС. В эти карты также будет внесена информация о результатах лабораторных исследований, прививках, перенесенных болезнях и аллергиях.

Как рассказывает Юрий Кашкаров, проблему сохранения медицинской тайны предполагается решить при помощи «метода двух ключей». Одним ключом будет являться универсальная электронная карточка пациента, другим — личный ключ врача. Благодаря этому методу можно точно фиксировать факт обращения и личность пациента.

Предполагается, что переход преимущественно на электронные истории болезни займет в Москве не менее 3 лет.

Всех пациентов — на учет

Не менее внушительно выглядят и планы города по запуску в 2013 году единой государственной информационной радиологической службы, которая будет работать по международным стандартам. Речь идет об обработке и хранении в электронном виде радиологических исследований пациентов (данных компьютерных и магниторезонансных томографов, рентгеновских снимков, результатов УЗИ и пр.). До конца года планируется соединить в единую PACS систему примерно 100 лечебно-профилактических учреждений города (86 поликлиник и несколько больниц), в которых установлена новая «тяжелая» техника; полное же покрытие ЛПУ предусмотрено к концу 2014 г.

Единая радиологическая служба будет включать в себя хранилище, программно-аппаратный комплекс и экспертно-консультационный центр на базе НПЦ радиологии, в котором будут сосредоточены ведущие специалисты в области радиодиагностических исследований. Эти эксперты будут консультировать лечебные учреждения по вопросам подтверждения, а в будущем — участвовать в дистанционной постановке диагнозов. Расположенный в СЗАО, подобный центр уже проходит испытания в пилотном режиме.

— Чтобы обеспечить качественную оценку сведений, которые врачи города получают после прохождения пациентами обследований, мы создаем в Москве Центр компетенции, — рассказал и.о. руководителя Департамента здравоохранения Георгий Голухов. — Подобные центры широко распространены в Германии, Америке, Израиле. В Центре компетенции будут сосредоточены самые квалифицированные врачи, которые могут читать документы, полученные в результате обследований на приборах. Они будут анализировать эти данные и отправлять врачам на местах свои заключения о том, что они увидели, давать рекомендации. То же самое касается и исследований на лабораторном оборудовании — здесь также планируется создать аналогичные центры компетенции. Больницы и клиники будут отсылать туда анализы для обработки, а результат будет приходить непосредственно на рабочее место врача. Компьютерная система, таким образом, будет связывать все медицинские учреждения города, а не только амбулаторные, как это сегодня уже происходит.

В ближайших планах города — запуск сервиса персонифицированного учета пациентов. К тому же уже почти готов аналитический сервис, который откроет колоссальные возможности — на специальной карте можно будет видеть, в каких учреждениях есть нехватка специалистов, где неправильно построена маршрутизация пациентов, где врачебные кабинеты и диагностическая аппаратура «простаивают». Планируется запустить и сервис, позволяющий контролировать использование коечного фонда в больницах — чтобы скорая медпомощь могла видеть не только, где и какая койка свободна сейчас, но и какая освободится через 2—3 дня. Это позволит достичь равномерных показателей госпитализации.

Включение же в городскую систему ЕМИАС частных платных медицинских центров многие эксперты сегодня считают неизбежным. «Этому способствует программа развития частно-государственного партнерства в области здравоохранения Москвы. Разыгрываются первые концессионные конкурсы, реализация части государственных услуг будет возложена на частные коммерческие организации. А, следовательно, и информационные сервисы будут тесно интегрироваться между государством и частными клиниками. Уже сейчас поступают заявки от независимых частных клиник», — рассказывает Кашкаров.

— Пока мы в начале пути, в будущем же новая система предоставит столичным пациентам истинно безграничные возможности, — с оптимизмом смотрит в будущее Алексей Хрипун.

НОВИНКА. Новые сервисы в системе ЕМИАС позволят вывести выписку лекарств на новый уровень. По данным ДИТ, в столице начинается тестирование подсистемы «Электронный рецепт», которая позволит упростить процедуру выписки препаратов льготникам и организовать систему персонифицированного учета их отпуска. С помощью нового сервиса врач сможет оперативно определить наличие препаратов в прикрепленных к поликлинике аптеках, а также ознакомиться с подробной аннотацией к препарату. К концу года запустят и сервис проверки совместимости лекарств, который поможет врачам при назначении лечения пациенту. Это станет возможным благодаря подключению ЕМИАС к централизованному сервису взаимодействия лекарственных средств, содержащему информацию о парном взаимодействии более 30 тыс. наименований препаратов. Все эти нововведения, уверены власти, должны в конечном счете повысить доступность льготных лекарств для москвичей. Эксперимент по внедрению системы «электронного рецепта» сейчас проходит в нескольких ЛПУ на севере Москвы.

 

ЛИКБЕЗ ДЛЯ ПАЦИЕНТА

— К каким врачам поликлиники можно записаться самостоятельно?

— Самостоятельно записаться на первичный прием сегодня можно к врачу-терапевту участковому (врачу-педиатру участковому) и к следующим врачам-специалистам: оториноларингологу, офтальмологу, урологу, хирургу, гинекологу, стоматологу. Вы можете использовать для этого сайт pgu.mos.ru (раздел «Запись на прием к врачу»); единый телефон круглосуточной службы +7(495)539-30-00; телефон регистратуры поликлиники; инфоматы, расположенные на первых этажах в холлах поликлиник.

— Как попасть на прием к узкому специалисту?

— Запись к врачам-специалистам: неврологу, кардиологу, ревматологу, эндокринологу и др. производится по направлению участкового врача-терапевта. Именно терапевт решает на приеме, насколько необходимы пациенту дополнительные обследования и консультации. При направлении врач согласовывает с пациентом день повторного посещения после обследования и выдает талон к врачу-специалисту.

— Как попасть в Центр здоровья на профилактический осмотр?

— Профилактические медицинские осмотры пациентов в Центре здоровья осуществляются по предварительным журналам самозаписи, при наличии свободных мест и в день обращения пациента в поликлинику.

— Могут ли выдавать больничные листы и справки об освобождении от занятий в школе или вузе негосударственные медицинские учреждения?

— Листки нетрудоспособности и справки об освобождении от занятий в школе или вузе могут выдавать негосударственные медицинские учреждения, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

— Что делать, если техника дает сбой?

— Любая техническая проблема в единой медицинской информационно-аналитической системе сегодня решается в течение суток. Пациенты могут сообщить о неработающем инфомате самозаписи и других технических сложностях через единую телефонную службу записи к врачу 8 (495) 539-30-00, а также на электронный адрес службы контроля качества ЕМИАС help@ссemias.ru. Все вопросы по работе системы можно задать и на сайте емиас.рф.

 

Одним из первых лечебных заведений города, где началась информационная реформа, была столичная больница №31. Сегодня это ЛПУ может служить отличным примером того, как в ближайшее время будет везде.

Электронная медкарта, которую сейчас вводят в городских амбулаториях, в 31-й ГКБ появилась еще в 2009 году. Гораздо раньше, чем в других лечебных учреждениях, здесь была введена и электронная запись к врачам. Решение о комплексной информатизации больницы принял Георгий Голухов, занимавший тогда пост главного врача. В результате в 31-й удалось создать комплексную информационную систему, которая существенно облегчила жизнь и врачам, и пациентам.

«Местная» электронная медкарта представляет собой совокупность электронной амбулаторной карты и электронных историй болезни по всем эпизодам госпитализации. Врач на рабочем месте может посмотреть всю историю обращений пациента в учреждение, динамику лабораторных, инструментальных исследований, сведения о предшествующих госпитализациях. И ему не приходится запрашивать информацию в архиве — это экономит время, что особенно важно в ситуациях, когда необходимо принять быстрое решение по тактике лечения.

К тому же больница находится на постоянной связи с центральной подстанцией скорой медицинской помощи. Персоналу всегда известно, каких пациентов везут на госпитализацию, — и врачи могут подготовиться к их приему. При этом каждому человеку, поступающему в больницу на госпитализацию или проходящему обследование, гарантируется, что история его болезни не станет достоянием общественности (за это отвечает отдел защиты информации).

По словам профессора Евгении Берсеневой, которая занималась организацией информационных процессов в больнице с 2008 года, комплексная информатизация серьезно изменила жизнь 31-й больницы в лучшую сторону. Прежде всего, это видно по сокращению времени нахождения пациентов в очередях в консультативно-диагностическом отделении и ожидания исследований в ходе госпитализации. Информатизация позволила врачам управлять диагностикой и лечением пациента более эффективно, ведь все можно спланировать заранее.

Ну а с появлением общей электронной медкарты все городские клиники и амбулатории смогут получать необходимую информацию о любом пациенте, лечившемся в городской системе здравоохранения. И произойдет это уже очень скоро.

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ

Столичное здравоохранение может гордиться своими врачами. Московский профессор Алла Гехт стала лауреатом специальной награды за выдающиеся заслуги в области мировой эпилептологии и организацию помощи больным эпилепсией на 30-м Всемирном конгрессе по эпилептологии.

Специальная награда Всемирной противоэпилептической лиги и Всемирного бюро по эпилепсии «Ambassador for epilepsy» — одна из высших наград Всемирной противоэпилептической лиги (одной из наиболее значительных профессиональных организаций в неврологии и психиатрии, объединяющей специалистов всего мира) и Всемирного бюро по эпилепсии. Награждаются не более 12 человек один раз в два года. И среди них в этом году оказалась профессор кафедры неврологии и нейрохирургии лечебного факультета Российского национального исследовательского медуниверситета им. Н.И.Пирогова Алла Гехт. Кстати, в прошлом году профессора Гехт наградили за выдающийся вклад в образование в области неврологии и эпилептологии в Европе (лауреатом становится 1 человек 1 раз в два года) на 10-м Европейском конгрессе по эпилептологии.



Партнеры