Ученые выявили причину провалов на дорогах Москвы

Всему виной изношенность коммуникаций

Щедрая на перемены погоды зима больно ударила по столичным трассам. Первые новости пришли еще 29 января, буквально на следующий день после резкого потепления: на Дмитровском шоссе обвалился грунт, 14 машин попали в ловушки и повредили диски и колеса. А дальше — как сводки с фронта: провал асфальта на Нижегородской улице, на улице Зорге и на 3-ей Мытищинской, когда под землю ушли две иномарки. «МК» узнал, что послужило причиной провала московских дорог.

Всему виной изношенность коммуникаций

По словам пресс-секретаря заместителя мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Игоря Пергаменщика, причиной ряда провалов грунта на дорогах стали природные аномалии. Резкое потепление и снегопады сделали свое дело: померзший грунт не смог впитать огромное количество образовавшейся воды. В результате, она проникла в саму структуру дорожного полотна, вызвав вымывание пласта песка и щебня, а потом проседание и провал.

Однако, по мнению экспертов, причина разрушений кроется, в прямом смысле, гораздо глубже.

- Я считаю, что сами по себе природные явления здесь не причем, - объясняет профессор кафедры «Изыскания и проектирования дорог» МАДИ Юрий Кузнецов. - Причина в протечке коммуникаций, которые располагаются под грунтом. Вот есть водопроводная труба с утечкой, и в результате вытекания воды она тащит за собой частицы грунта. После вымывания грунта образуется полость.

По словам Юрия Владимировича, во время холодов грунтовый щебень или песок замерзают и становятся твердыми как камень. С приходом потепления они теряют свою несущую способность. При этом процесс образования полости может идти не один год.

- Самое плохое, что место провала трудно предусмотреть, - продолжает Юрий Кузнецов. - Под землей лежат тысячи километров труб, и узнать какая из них даст сбой - сложно.

В результате дороги Москвы превращаются в бомбу замедленного действия. Автомобилистам только и остается, что ждать, когда под ними разверзнется земля.

Фото: Агн Москва

- У любого материала есть свой срок годности, - пояснил инженер-гидротехник Олег Бойков. - В начале 2000-х провели провели научное исследование и выяснили, что в среднем срок эксплуатации водопроводных и канализационных труб в Москве превышен уже на 10 лет. Но увы, эта цифра ничего не значила.

По словам нашего собеседника, прямых указаний перекладывать «просроченные» трубы тогда просто было. Во-первых, для соблюдения всех правил пришлось бы перекопать пол-Москвы и потратить огромные средства. Во-вторых, нужно было ответить на извечный вопрос «Кто виноват?»: это гигантское упущение ответственных за состояние канализации. В итоге, был дан негласный указ: все оставить, как есть, заменять участки только по мере фактического износа, аварий. Так что современные пластиковые трубы с известным длительным сроком эксплуатации приходят на смену старых чугунных или керамических постепенно.

- Резкий температурный скачок способствует изменению геологической обстановки: текут подземные воды, - продолжает Олег. - А даже небольшого сдвига в изношенной системе уже достаточно для аварии. Например, на трубе был свищ, в периоды холодов он замерз. А как только потеплело, сквозь него пошла вода.

Свою роль играет и повышенное давление на теплотрассы. Что ж, еще парочка таких зим с перепадами температур и в Москве, наконец, поменяют всю систему коммуникаций. Главное, дотерпеть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27027 от 8 февраля 2016

Заголовок в газете: Асфальт сошел вместе со снегом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру