В центре независимой диагностики каждый горожанин может проверить свои знания

Организация полностью оснащена для проведения государственной итоговой аттестации

3 августа представители Департамента образования Москвы дали возможность журналистам почувствовать себя на месте школьников. Посадив акул пера за парты, эксперты потребовали пройти тест уровня 9-го класса. Так началось наше знакомство с центром независимой диагностики Московского центра качества образования, позволяющим проверить свои знания каждому человеку как в обстановке, приближенной к экзаменационной, так и в онлайне.

Организация полностью оснащена для проведения государственной итоговой аттестации
Фото: агн «москва»

— В городе реализована многоуровневая ступень эффективной оценки качества образования, — рассказывает руководитель центра независимой диагностики Богдан Легостаев. Первое здание центра независимой диагностики открылось в 2015 году. Сейчас уже действуют 4 здания. Осенью будет открыто еще одно здание центра независимой диагностики. Любой центр можно посетить онлайн буквально в два клика.

Меньше чем за два года центр посетило больше 80 тысяч человек — и не только ученики московских школ. Центр посещают и региональные делегации, и международные. Заходят к нам и родители учеников. Мы получили высшую оценку от Кембриджского университета.

— А теперь мы проведем экзамен для журналистов. Почувствуйте себя в шкуре школьников, — напугали нас руководители центра.

Журналистов ждал экзамен, который сдают девятиклассники. Канвой для ответов стал отрывок из повести «Детство Темы» Николая Гарина-Михайловского. Скажем сразу: тест элементарный. Особенно для школьников, которые проходят художественные произведения непосредственно здесь и сейчас.

Немало пока еще в этом тесте и недостатков. Например есть в нем такой вопрос: «Замените просторечное слово «вызволить» стилистически нейтральным синонимом. Я дала ответ «спасти». Однако он оказался вне зачета — в отличие от глаголов «выручить» или «освободить». На вопрос, почему мне не зачли этот ответ, начальник отдела московского Центра качества образования Роман Юрковский растерялся. Возможно, он, равно как и составители теста, не знают такого слова. Или не понимают, что оно является синонимом в данном контексте. Другие журналисты тоже удивились такому недоразумению.

— Мы очень долго тестировали систему вместе с экспертами. Если вы не понимаете, почему вас недооценили, можно записаться на консультацию с экспертом и получить объективную оценку, — сообщил Роман Юрковский.

Что ж, хорошая новость. Надеемся, в ближайшее время ошибка будет исправлена.

Новый вид диагностики — использование ресурсов в 3D. Так, для прохождения теста по физике или биологии используются специальные очки. В них реальность воспринимается совершенно нереально — фильмы воспроизводятся покруче, чем в кинотеатрах.

Для педагогов было бы полезно, если бы результаты ответов их учеников отправляли в школы и в Департамент образования — пришли мы к коллективному выводу. Тогда бы учителя и чиновники поняли, какие пробелы в знаниях детей нужно восполнить, а родители смогли бы прочувствовать, какой стресс испытывают дети на экзаменах.

Чтобы получить независимую оценку, дети проходят ту же процедуру, как и в ходе экзамена, в частности сдают мобильные телефоны в специальные ящички, здесь есть металлодетекторы, видеокамеры.

Дети приходят в центр с разными мотивами. Кто-то хочет потренироваться, посмотреть, как проходит сама процедура. Кто-то приходит понять, насколько он готов к экзамену. Есть обучающиеся, которые приходят в центр вместе с родителями — это фактически семейный единый государственный экзамен. Интересно, когда приходят мама, папа и ребенок, сдают вместе один и тот же предмет на разных компьютерах, а потом сравнивают свои результаты. Те дети, которые испытывают трудности при прохождении того или иного экзамена, как правило, приходят второй раз — скорректировав свои результаты в школе, получив спецификацию, пересдают экзамен (иногда несколько раз). И рост их результатов кратен. Причем те, кто набирает сто баллов в нашем центре, набирает сто баллов и в школе, на экзамене.

Есть определенные затруднения по некоторым темам. Очень часто сдают математику профессионалы. Очень часто сдают английский язык и обществознание. А обществознание — самый популярный предмет по выбору.

В центре независимой диагностики контрольно-измерительные задания идентичны той спецификации, которую школьник получит на настоящем экзамене.

— Может ли быть совпадение вопросов, предлагаемых в центре независимой диагностики, и в школе на настоящем экзамене? — спрашиваю у Богдана Легостаева.

— Если раздел спецификации связан с темой умножения, то меняется разве что порядок цифр, перестановка цифр. Но суть задания совпадает. И мы всегда говорим, что с начала учебного года ученики могут видеть, что их будет ждать на экзамене, — отвечает специалист.

Когда центр только открывался, основными посетителями были девяти- и одиннадцатиклассники. В этом году наблюдается расширение контингента: к нам регулярно приходят и восьмиклассники (причем летом запись мы не закрывали), и десятиклассники — у них есть возможность сдать часть экзаменов в течение года, поэтому они приходят постоянно.

С 8-го по 11-й класс — это часть государственной итоговой аттестации (основной госэкзамен в 9-м классе и единый госэкзамен в 11-м).

Нередко бывают случаи, когда обучающиеся проходят иностранные языки в частных школах или проходят частные курсы. И родителям важно понять, чему ребенка научили, получить объективную картину.

Центр в соответствии с уровнем образования школьника дает ему диагностику. Достаточно часто принимаются решения об увеличении количества часов обучения языкам в школе или о дополнительном обучении, или о самоподготовке.

Сложные ли экзамены в центре? Они типовые — не отличаются от школьных. Впрочем, есть экзамены с повышенным уровнем сложности. Но запросы на такие тесты приходят либо от специализированных школ, либо от учебных заведений от субъектов (в основном это Московская область), которые обращаются с просьбой протестировать учеников профильных классов — математических, физических, химических, биологических.

— Богдан, какой предмет вызывает у москвичей самые большие затруднения?

— Идет улучшение результатов по всем предметам из года в год. Но вот если говорить лично про меня... Я историк, и для меня история и обществознание — привычные предметы. Они для меня легкие. А вот если взять экзамены по языкам, там есть часть «говорения», то есть отвечать нужно не только в письменной форме, но еще и проговаривать. Я считаю, что экзамен по английскому, безусловно, интересный. Ну и еще математика — царица наук.

В рамках Московского международного форума, который пройдет с 7 по 9 сентября в 75-м павильоне ВДНХ, Московский центр качества образования представит сервис «Мои достижения». На протяжении целого года он показывает серьезные результаты. «Если в двух словах — этот сервис представляет собой единую онлайн-платформу, где публикуются проверочные работы по всем школьным предметам, задания в форме государственной итоговой аттестации и профессиональной направленности, — поясняют специалисты. — Сервис включает в себя предметные и метапредметные проверочные работы, а также задания из международных исследований».

Система дает возможность ученику самостоятельно проверить свой уровень знаний в любом месте — достаточно иметь ноутбук или планшет с доступом к Интернету. Пройдя диагностику, пользователь получает подробную информацию о своей работе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру