Районные управы поставили на счетчик

Труд чиновников измерят в площадках, ларьках, капремонтах и недовольных жителях

Московские власти вновь пытаются реорганизовать местное управление. На этот раз предлагается по-новому оценивать работу чиновников районного масштаба, причем делать это по-научному обстоятельно. На днях управление госслужбы и кадров правительства Москвы обнародовало документ, по которому в мэрии будут подсчитывать эффективность того или иного районного начальника. Как оказалось, технологии оценки заимствовали из бизнеса, в частности использовали широко известную на Западе идеологию KPI (Key Performance Indicators). Авторы методики убеждены: новый рейтинг управской состоятельности напрямую отразится на качестве жизни горожан.

Труд чиновников измерят в площадках, ларьках, капремонтах и недовольных жителях

Проект документа под названием «Методика оценки эффективности деятельности управ города Москвы» опубликован на сайте мэрии, а также разослан во все управы и муниципальные собрания для подробного знакомства и сбора пожеланий и предложений. В сущности, жить по новым правилам руководителям управ и их подопечным предстоит уже в ближайшие недели. Новая система оценки работы районных чиновников, по мнению кадровиков, является закономерным продолжением уже начавшейся реформы городского управления, первым этапом которой был открытый конкурс на должность главы управы.

— Когда мы привлекли новых людей в систему управления города, то решили, что нужно создать и некую объективную систему оценки эффективности, чтобы понимать, насколько хорошо работает та или иная управа, — сообщила начальник управления государственной службы и кадров Москвы Александра Александрова. — Еще два года назад показателем успешной работы управы было отсутствие просроченных бумаг. Сегодня мы понимаем, что жители города ждут от нас совершенно других результатов.

Оценивать работу районных чиновников решили по пяти направлениям: благоустройство дворовых территорий, контроль над торговыми объектами, строительство на территории района, управление объектами жилого фонда, а также взаимодействие с жителями района и депутатами муниципальных собраний. Для каждой из сфер разработали персональные показатели успешности. Например, оценивать благоустройство и содержание дворовых территорий будут, исходя из жалоб со стороны жителей и замечаний ОАТИ: чем меньше критики, тем выше результат работы управы. Учитывать будут и скорость устранения любых недостатков, и взаимоотношения с подрядчиками, и экономию бюджетных средств.

Что касается торговли и услуг, то здесь от управы потребуют обеспечить законность торговли на конкретной территории. Следить будут за тем, чтобы палатки размещались там, где положено, и торговали заявленным в договоре товаром. В случае выявленных нарушений опять же обратят внимание на скорость реакции управы и способы борьбы с нерадивыми торговцами — демонтаж палатки с расторжением договора или какие-нибудь компромиссные решения.

Оценивать управление объектами жилищного фонда будут, опять же опираясь на мнение жителей и контрольных органов, в данном случае Мосжилинспекцию. Учитывать будут подготовку домов к зиме и взаимодействие с управляющими компаниями, работающими в районе. Успешные управы должны предоставить максимум информации об эксплуатационщиках и помочь жителям в выборе управляющей компании. В сфере строительства управу оценят на предмет незаконно возводимых объектов — их надо выявлять на стадии ограждения земельного участка или котлована и без всяких сантиментов запрещать и ликвидировать.

Еще один важный момент работы управы — контакты с жителями и муниципальными депутатами. Они должны быть регулярными и конструктивными, не вызывать негативных и революционных настроений. Сотрудники управы — это представители городской власти на местах, отметили кадровики, по ним жители города судят о работе мэрии в целом. Районным чиновникам предписано быть вежливыми и внимательными, прислушиваться к мнению жителей и не оставлять их жалобы без ответа.

— Мы стремились сделать новую систему оценки максимально независимой, — объяснила начальник контрольного управления мэра и правительства Москвы Елена Шинкарук. — Одним из источников информации сделали мнение жителей, которое поступает на порталы «Наш город», «Дома Москвы» и «Дороги Москвы» или выявляется по итогам социологических опросов. Другой источник сведений — отчеты отраслевых органов власти, проводящих мониторинг и оценку ситуации на конкретной территории и действующих без оглядки на управу.

Между тем новую методику оценки работы управ уже изучили представители различных партий и общественных организаций Москвы. Независимый эксперт «Комитета 12 июня» Витта Владимирова нашла в проекте коррупционную составляющую:

— Новый порядок оценки не побудит глав управ лучше работать. Он заставит их налаживать «неформальные» контакты со всеми надзирающими органами (их порядка десяти) и бороться за благосклонность Вячеслава Шуленина (начальника Департамента территориальных органов), который будет присваивать им места в общегородском рейтинге, — говорит эксперт. — Нетрудно догадаться, у кого будет больше шансов занять первые строчки, тем более что «Методика оценки» занимает более 30 страниц и крайне сложна для понимания. В ней такое количество формул и вычислений, что проверить обоснованность рейтинга, составленного г-ном Шулениным, будет практически невозможно. И уж точно такой причудливой арифметикой не будет заниматься сам Сергей Собянин, для которого этот рейтинг делается.

Не понравилась новая система оценки и бывшему мэру города Троицка Виктору Сидневу:

— Складывается впечатление, что методика направлена не на решение городских проблем, а на наказание нерадивых чиновников, — считает Виктор Сиднев. — Перед главами управ не ставится никаких осмысленных позитивных задач по организации жизнедеятельности в районе. Они не разрабатывают и не обсуждают с жителями планы развития района, не принимают даже мелких градостроительных решений. Спрашивать с управ по новой «Методике» будут не за работу, а за недоработки, причем часто за чужие.

— Вся структура документа построена на минусах, — вторит Сидневу вполне лояльный к проекту «Методики» глава управы района Алексеевский Борис Андреев. — Пожалуйста, позвольте управам зарабатывать плюсы! И помогите объяснить жителям, как им правильно оценивать работу чиновников.

Карательный характер новой «Методики» и относительно слабая роль, отведенная в ней жителям, были замечены и другими руководителями районов Москвы, и представителями бизнеса.

— Сама методика, безусловно, движение в правильную сторону, — резюмировал член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Воробьев, — но понять, в чем ее суть, жителям города будет очень непросто. В документе слишком много количественных показателей и очень мало обратной связи с горожанами. Если на москвичей вывалят всю эту систему KPI, никто ничего не поймет!

— Не лучше ли все-таки задуматься о создании в Москве полноценного местного самоуправления? — считает Витта Владимирова. — На уровень районов надо передать все вопросы местного значения, оставив московскому правительству и Мосгордуме управление общегородскими объектами и проектами. В этом случае на районном уровне будут действовать нормальные органы местного самоуправления: выбранный жителями глава района, совет депутатов и местная администрация, реально подотчетная и подконтрольная совету депутатов. Тогда отпадет необходимость и в самих управах, и в попытках повышения их эффективности.

Однако, несмотря на критику, москвичам, похоже, вновь придется стать участниками управленческого эксперимента. Горожанам не остается ничего другого, как, отбросив привычное недоверие и нигилизм, попытаться воздействовать на власть новыми инструментами. А вдруг получится?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру