Как заметил Сергей Семенович, словосочетание «удобный город» в принципе для Москвы не новое. С приходом Собянина к власти в столице было разработано 16 отраслевых программ развития: по транспорту, экономике, индустрии туризма и отдыха и т.д. «По многим направлениям мы сделали больше, чем намечали», — порадовался градоначальник.
Но теперь все предлагается объединить в единую стратегию. Появляется «семь столбов», на которых должно держаться благополучие современного мегаполиса: транспорт («Мобильный город»), сбалансированная градостроительная политика и благоустройство общественного пространства («Комфортная городская среда»), здравоохранение («Здоровый город»), образование («Образованный город»), соцзащита («Социально защищенный город»), промышленность и предпринимательство («Новая экономика Москвы»), открытость принимаемых решений и обратная связь с жителями («Открытая Москва»). Уже осенью «Удобный город» хотят утвердить «как базовый проект развития на пять лет».
Автомобиль — роскошь, а не средство передвижения
Транспорт — самая большая статья расходов городских властей. По словам Собянина, сегодня в Москве насчитывается более 4 миллионов личных автомобилей (то есть примерно 380 машин на тысячу жителей). Ожидаемый ежегодный прирост автопарка до 2020 года — 4%. В часы пик около 80% москвичей пользуется общественным транспортом. В целом за год Москва справляется с объемом перевозок в 7,3 млрд пассажиров и пропускает через себя около 4 млрд тонн грузов. К 2020 году эти показатели могут вырасти до 9,9 млрд пассажиров и 5 млрд тонн грузов.
Чтобы город не замер окончательно, мэр предлагает продолжить развитие дорожно-транспортной сети и общественного транспорта. И тем самым подтолкнуть москвичей к отказу от «избыточного и неразумного использования личного транспорта», как говорится в документе. Метро, на которое сегодня ложится основная нагрузка (более 60% от общего объема пассажироперевозок), увеличит протяженность в полтора раза. С людскими пробками в час пик призваны бороться новые линии и третий пересадочный контур. Больше жителей окраин смогут добираться до подземки пешком. Обыденным явлением для москвичей станет беспроводной Интернет в вагонах, будет улучшена система антитеррористической защиты и условия для проезда колясочников. Параллельно будет дозакупаться и обновляться подвижной состав (с климат-контролем и сниженным уровнем шума), отремонтируют вестибюли станций, заменят эскалаторы и вентиляционное оборудование. Всего к 2020 году москвичам обещают новых почти 150 км метро и 73 новые станции.
Наземный транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи — должен стать комфортнее, быстрее и предсказуемее (в плане точности движения по расписанию). Будет развиваться единый проездной на разные виды транспорта. «В билетное меню может добавиться велопрокат, оплата парковки, пригородного железнодорожного транспорта», — подбодрил градоначальник.
Подспорьем для москвичей окажется запуск пассажирского движения на Малом кольце МЖД. Кольцо к 2025 году сможет принимать около 300 млн пассажиров в год. Горожанам обещают реконструировать московские вокзалы и пригородные станции, кроме того, если верить программе, электрички станут ходить быстрее и чаще.
Чтобы водители, как уже отмечалось, не злоупотребляли личным авто, будет обустроено 255 транспортно-пересадочных узлов с паркингами, причем на 123 ТПУ предполагается возведение капитальных крытых сооружений с сервисными службами, кафе и магазинами. Деньги от платных парковок (пока в пределах Бульварного кольца) обещают направлять органам местного самоуправления на развитие и благоустройство района. К 2020 году пройдет реконструкция всех вылетных магистралей, МКАД, будут строиться Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, Южная рокада. «Большинство одобрительно относятся к изменениям в транспортной сфере, — убежден мэр. — Но нам по-прежнему нужна обратная связь. Мы лишь в начале пути».
Комфортная городская среда
«Уют, удобство, чистота, функциональность» — эти слова выделены в программе красным. Наряду с вечным ремонтом домов и благоустройством дворов Собянин отмечает ведение «сбалансированной градостроительной политики», когда соблюдается «приоритет интересов москвичей перед строителями и девелоперами».
Тут, как говорится, каждый волен верить собственным глазам и ушам, однако Сергей Семенович посчитал нелишним напомнить, что при его руководстве «были расторгнуты сотни инвестконтрактов на общую мощность в 11 миллионов квадратных метров, отменены разрешения на снос двухсот исторических зданий». Тем самым центр спасли от новой «точечной застройки», зато всячески поддерживается его реконструкция и реставрация, а строительная активность смещается, в частности, в зону бывших промзон.
Последние должны превратиться в «силиконовые долины» с высокотехнологичными рабочими местами, деловые центры или рекреационные пространства и заодно «разбудить» спальные районы, чтобы люди работали и активно отдыхали, а не только ночевали по месту жительства.
Вместе с тем власти планируют постепенно ограничить строительство нового жилья в сложившихся спальных районах; разгрузить исторический центр от административных и деловых функций, возводя там гостиницы, жилые дома и апартаменты (что несколько противоречит предыдущим заявлениям, если только речь не идет о перепрофилировании зданий); внедрять проекты малоэтажной застройки.
Модная формулировка «общественное пространство», видимо, при победе Собянина еще долго не исчезнет из лексикона чиновников и городских активистов. Народные парки, пешеходные зоны, велосипедное движение — все это будет развиваться совместными усилиями. К новым крупным проектам можно отнести создание парка развлечений на территории старейшей промзоны ЗИЛа, парка «Зарядье» в центре и парка развлечений на территории Мневниковской поймы, а также обустройство пешеходной зоны площадью 42 тыс. кв. метров на Крымской набережной и в парке «Музеон».
Отдельный пункт — создание «цивилизованной торговли». После разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (попросту ларьков) и нашумевших историй о сносе палаток власти собираются сосредоточиться на «совершенствовании рыночной торговли». К 2015 году сохранится всего 26 розничных рынков, из них 16 — сельскохозяйственных (остальные, как указано в программе, «перейдут в современные форматы торговли и капитальные строения, в противном случае они будут ликвидированы»). Начата разработка трех оптово-логистических центров для оптовой торговли свежими продуктами. Будут поддерживать мелкие магазины шаговой доступности.
«Наша важнейшая задача, — заключил Собянин, выступая перед членами ОП, — создать городское пространство, не уступающее ведущим мегаполисам».
Береги здоровье смолоду
Сегодня, по данным мэра, средняя продолжительность жизни в Москве составляет более 75,5 года. К 2018 году она должна составить уже 78,1 года. С обновлением медицинской аппаратуры Москва в целом, по мнению градоначальника, справилась: за 2011–2012 годы закупили свыше 60 тысяч единиц оборудования. И зарплаты в секторе не самые плохие (по его данным, столичные врачи в среднем получают свыше 67 тысяч, а младший персонал — 29 тысяч).
Новые задачи, с которыми трудно не согласиться, — повысить качество и доступность медпомощи, усилить профилактику и раннюю диагностику заболеваний (осмотры должны будут охватить 96% горожан, прививки — 95%). Оценивать «удовлетворенность пациентов» власти собираются, в частности, с помощью внедряемых электронных услуг. К 2017 году медицина в Москве полностью «информатизируется». Сформируют единый электронный регистр льготников, получающих лекарства, выписывать рецепты также смогут по Интернету. Продолжатся реформы в «скорой».
Сроки ожидания высокотехнологичной медпомощи в стационарах для сердечников, онкобольных и по профилю нейрохирургии обещают снизить до 18–20 дней.
В целях улучшения экологии Москва будет переходить на использование моторного топлива стандарта Евро-5 и Евро-6 и активнее использовать альтернативную «заправку». Благодаря строительству очистных сооружений снизятся сбросы вредных веществ в Москву-реку.
Умному намекни
Образование в столице, судя по высказываниям мэра, тоже серьезно шагнуло вперед (по крайней мере в плане материального обеспечения и оснащения персональными компьютерами). Теперь эту базу надо укреплять и развивать. «Каждый второй москвич считает, что в ближайшие годы правительству Москвы удастся добиться улучшения ситуации в сфере дошкольного и общего среднего образования», — сообщает документ.
Соцзащита
Власти продолжат усиливать адресность поддержки: многодетных, пенсионеров, инвалидов. Так, появляется любопытная формулировка со словом «клиент»: «индивидуальный подход к объему необходимой получаемой помощи для каждого клиента». И значимое уточнение: «Курс на сохранение (мер соцподдержки. — «МК») не означает, что в системе ничего не будет меняться. Система социальной защиты должна развиваться вместе с городом».
В качестве приоритета Собянин назвал развитие новой модели «профилактики сиротства».
Новая экономика
«Три кита» в экономике: дальнейшее снижение административных барьеров для предпринимателей, сохранение промышленного профиля столицы и «редевелопмент промзон», развитие и поддержка инновационного бизнеса (развитие технопарков, технополисов, индустриальных парков и особых экономических зон).
«Открытая Москва»
Это, по признанию Сергея Семеновича, чуть ли не самый важный пункт во всем проекте, поскольку он касается выстраивания диалога между городскими властями и жителями. Сейчас количество обращений москвичей на открытые порталы правительства Москвы («Дороги Москвы», «Портал управления многоквартирными домами», «Наш город. Программа развития Москвы») достигает 5 тысяч в неделю. «Жители должны называть нам сферы, которые хотят контролировать», — призвал Собянин. Также мэр уточнил, что сегодня лишь 10 процентов госуслуг доступны по Интернету, остальные 90 надо получать по старинке, но скоро ситуация кардинально изменится.