Москвичам обещают «город, удобный для жизни»

Сергей Собянин предлагает горожанам обсудить семь ключевых направлений развития столицы

Как должна измениться жизнь в городе и сам облик Москвы в ближайшие пять лет? Об этом Сергей Собянин рассказал на первом рабочем заседании Общественной палаты столицы. Мэр дважды подчеркнул, что таких масштабных задач не ставит себе, пожалуй, больше ни один мегаполис мира. А под конец предложил членам ОП изучить увесистый документ под названием «Программа развития Москвы. Москва — город, удобный для жизни». Фактически его можно считать предвыборной программой Сергея Собянина уже как кандидата во всенародно избранные мэры.

Сергей Собянин предлагает горожанам обсудить семь ключевых направлений развития столицы
К 2020 году пройдет реконструкция всех вылетных магистралей, МКАД, будут строиться Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, Южная рокада.

Как заметил Сергей Семенович, словосочетание «удобный город» в принципе для Москвы не новое. С приходом Собянина к власти в столице было разработано 16 отраслевых программ развития: по транспорту, экономике, индустрии туризма и отдыха и т.д. «По многим направлениям мы сделали больше, чем намечали», — порадовался градоначальник.

Но теперь все предлагается объединить в единую стратегию. Появляется «семь столбов», на которых должно держаться благополучие современного мегаполиса: транспорт («Мобильный город»), сбалансированная градостроительная политика и благоустройство общественного пространства («Комфортная городская среда»), здравоохранение («Здоровый город»), образование («Образованный город»), соцзащита («Социально защищенный город»), промышленность и предпринимательство («Новая экономика Москвы»), открытость принимаемых решений и обратная связь с жителями («Открытая Москва»). Уже осенью «Удобный город» хотят утвердить «как базовый проект развития на пять лет».

Автомобиль — роскошь, а не средство передвижения

Транспорт — самая большая статья расходов городских властей. По словам Собянина, сегодня в Москве насчитывается более 4 миллионов личных автомобилей (то есть примерно 380 машин на тысячу жителей). Ожидаемый ежегодный прирост автопарка до 2020 года — 4%. В часы пик около 80% москвичей пользуется общественным транспортом. В целом за год Москва справляется с объемом перевозок в 7,3 млрд пассажиров и пропускает через себя около 4 млрд тонн грузов. К 2020 году эти показатели могут вырасти до 9,9 млрд пассажиров и 5 млрд тонн грузов.

Чтобы город не замер окончательно, мэр предлагает продолжить развитие дорожно-транспортной сети и общественного транспорта. И тем самым подтолкнуть москвичей к отказу от «избыточного и неразумного использования личного транспорта», как говорится в документе. Метро, на которое сегодня ложится основная нагрузка (более 60% от общего объема пассажироперевозок), увеличит протяженность в полтора раза. С людскими пробками в час пик призваны бороться новые линии и третий пересадочный контур. Больше жителей окраин смогут добираться до подземки пешком. Обыденным явлением для москвичей станет беспроводной Интернет в вагонах, будет улучшена система антитеррористической защиты и условия для проезда колясочников. Параллельно будет дозакупаться и обновляться подвижной состав (с климат-контролем и сниженным уровнем шума), отремонтируют вестибюли станций, заменят эскалаторы и вентиляционное оборудование. Всего к 2020 году москвичам обещают новых почти 150 км метро и 73 новые станции.

Наземный транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи — должен стать комфортнее, быстрее и предсказуемее (в плане точности движения по расписанию). Будет развиваться единый проездной на разные виды транспорта. «В билетное меню может добавиться велопрокат, оплата парковки, пригородного железнодорожного транспорта», — подбодрил градоначальник.

Подспорьем для москвичей окажется запуск пассажирского движения на Малом кольце МЖД. Кольцо к 2025 году сможет принимать около 300 млн пассажиров в год. Горожанам обещают реконструировать московские вокзалы и пригородные станции, кроме того, если верить программе, электрички станут ходить быстрее и чаще.

Чтобы водители, как уже отмечалось, не злоупотребляли личным авто, будет обустроено 255 транспортно-пересадочных узлов с паркингами, причем на 123 ТПУ предполагается возведение капитальных крытых сооружений с сервисными службами, кафе и магазинами. Деньги от платных парковок (пока в пределах Бульварного кольца) обещают направлять органам местного самоуправления на развитие и благоустройство района. К 2020 году пройдет реконструкция всех вылетных магистралей, МКАД, будут строиться Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, Южная рокада. «Большинство одобрительно относятся к изменениям в транспортной сфере, — убежден мэр. — Но нам по-прежнему нужна обратная связь. Мы лишь в начале пути».

Наземный транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи — должен стать комфортнее, быстрее и предсказуемее.

Комфортная городская среда

«Уют, удобство, чистота, функциональность» — эти слова выделены в программе красным. Наряду с вечным ремонтом домов и благоустройством дворов Собянин отмечает ведение «сбалансированной градостроительной политики», когда соблюдается «приоритет интересов москвичей перед строителями и девелоперами».

Тут, как говорится, каждый волен верить собственным глазам и ушам, однако Сергей Семенович посчитал нелишним напомнить, что при его руководстве «были расторгнуты сотни инвестконтрактов на общую мощность в 11 миллионов квадратных метров, отменены разрешения на снос двухсот исторических зданий». Тем самым центр спасли от новой «точечной застройки», зато всячески поддерживается его реконструкция и реставрация, а строительная активность смещается, в частности, в зону бывших промзон.

Последние должны превратиться в «силиконовые долины» с высокотехнологичными рабочими местами, деловые центры или рекреационные пространства и заодно «разбудить» спальные районы, чтобы люди работали и активно отдыхали, а не только ночевали по месту жительства.

Вместе с тем власти планируют постепенно ограничить строительство нового жилья в сложившихся спальных районах; разгрузить исторический центр от административных и деловых функций, возводя там гостиницы, жилые дома и апартаменты (что несколько противоречит предыдущим заявлениям, если только речь не идет о перепрофилировании зданий); внедрять проекты малоэтажной застройки.

Модная формулировка «общественное пространство», видимо, при победе Собянина еще долго не исчезнет из лексикона чиновников и городских активистов. Народные парки, пешеходные зоны, велосипедное движение — все это будет развиваться совместными усилиями. К новым крупным проектам можно отнести создание парка развлечений на территории старейшей промзоны ЗИЛа, парка «Зарядье» в центре и парка развлечений на территории Мневниковской поймы, а также обустройство пешеходной зоны площадью 42 тыс. кв. метров на Крымской набережной и в парке «Музеон».

Отдельный пункт — создание «цивилизованной торговли». После разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (попросту ларьков) и нашумевших историй о сносе палаток власти собираются сосредоточиться на «совершенствовании рыночной торговли». К 2015 году сохранится всего 26 розничных рынков, из них 16 — сельскохозяйственных (остальные, как указано в программе, «перейдут в современные форматы торговли и капитальные строения, в противном случае они будут ликвидированы»). Начата разработка трех оптово-логистических центров для оптовой торговли свежими продуктами. Будут поддерживать мелкие магазины шаговой доступности.

«Наша важнейшая задача, — заключил Собянин, выступая перед членами ОП, — создать городское пространство, не уступающее ведущим мегаполисам».

Береги здоровье смолоду

Сегодня, по данным мэра, средняя продолжительность жизни в Москве составляет более 75,5 года. К 2018 году она должна составить уже 78,1 года. С обновлением медицинской аппаратуры Москва в целом, по мнению градоначальника, справилась: за 2011–2012 годы закупили свыше 60 тысяч единиц оборудования. И зарплаты в секторе не самые плохие (по его данным, столичные врачи в среднем получают свыше 67 тысяч, а младший персонал — 29 тысяч).

Новые задачи, с которыми трудно не согласиться, — повысить качество и доступность медпомощи, усилить профилактику и раннюю диагностику заболеваний (осмотры должны будут охватить 96% горожан, прививки — 95%). Оценивать «удовлетворенность пациентов» власти собираются, в частности, с помощью внедряемых электронных услуг. К 2017 году медицина в Москве полностью «информатизируется». Сформируют единый электронный регистр льготников, получающих лекарства, выписывать рецепты также смогут по Интернету. Продолжатся реформы в «скорой».

Сроки ожидания высокотехнологичной медпомощи в стационарах для сердечников, онкобольных и по профилю нейрохирургии обещают снизить до 18–20 дней.

В целях улучшения экологии Москва будет переходить на использование моторного топлива стандарта Евро-5 и Евро-6 и активнее использовать альтернативную «заправку». Благодаря строительству очистных сооружений снизятся сбросы вредных веществ в Москву-реку.

Умному намекни

Образование в столице, судя по высказываниям мэра, тоже серьезно шагнуло вперед (по крайней мере в плане материального обеспечения и оснащения персональными компьютерами). Теперь эту базу надо укреплять и развивать. «Каждый второй москвич считает, что в ближайшие годы правительству Москвы удастся добиться улучшения ситуации в сфере дошкольного и общего среднего образования», — сообщает документ.

Соцзащита

Власти продолжат усиливать адресность поддержки: многодетных, пенсионеров, инвалидов. Так, появляется любопытная формулировка со словом «клиент»: «индивидуальный подход к объему необходимой получаемой помощи для каждого клиента». И значимое уточнение: «Курс на сохранение (мер соцподдержки. — «МК») не означает, что в системе ничего не будет меняться. Система социальной защиты должна развиваться вместе с городом».

В качестве приоритета Собянин назвал развитие новой модели «профилактики сиротства».

Новая экономика

«Три кита» в экономике: дальнейшее снижение административных барьеров для предпринимателей, сохранение промышленного профиля столицы и «редевелопмент промзон», развитие и поддержка инновационного бизнеса (развитие технопарков, технополисов, индустриальных парков и особых экономических зон).

«Открытая Москва»

Это, по признанию Сергея Семеновича, чуть ли не самый важный пункт во всем проекте, поскольку он касается выстраивания диалога между городскими властями и жителями. Сейчас количество обращений москвичей на открытые порталы правительства Москвы («Дороги Москвы», «Портал управления многоквартирными домами», «Наш город. Программа развития Москвы») достигает 5 тысяч в неделю. «Жители должны называть нам сферы, которые хотят контролировать», — призвал Собянин. Также мэр уточнил, что сегодня лишь 10 процентов госуслуг доступны по Интернету, остальные 90 надо получать по старинке, но скоро ситуация кардинально изменится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру