В тисках «Бульварного кольца»

оказался Мосгортранс

26.02.2014 в 17:30, просмотров: 3563

В начале нынешнего года под угрозой остаться без рекламы оказались все городские автобусы, троллейбусы и трамваи. Эта перспектива, могла обернуться крайне серьезным ударом для ГУП «Мосгортранс». В хитросплетениях нелегкой судьбы одного из самых крупных рекламных контрактов в Москве за последние годы разбирался корреспондент «МК».

В тисках «Бульварного кольца»
фото: Геннадий Черкасов

Золотые горы за трамвай

В мае 2011 года ГУП «Мосгортранс» объявил тендер на право размещения рекламы на столичном наземном общественном транспорте сроком на 5 лет. В нем приняли участие девять компаний, многие из которых были крупными игроками на московском рекламном рынке и имели опыт работы на городском наземном общественном транспорте. Однако настоящей «темной лошадкой» среди них стала компания «Бульварное кольцо», до этого не имевшая никакого «рекламного» опыта и, судя по описанию на сайте, занимающаяся исключительно загородной недвижимостью. В ходе торгов, организованных ГУП «Мосгортранс», стоимость контракта на размещение рекламы возросла с 442 млн рублей до астрономических 2,2 млрд рублей. И это при том, что по состоянию на 2010 год реклама на общественном транспорте в Москве составляла лишь около одного процента от всего рынка, а за предыдущую «пятилетку» вся выручка от нее составила около 270 млн рублей.

Когда цена контракта резко взлетела вверх, многие опытные компании отказались от участия в торгах, однако «Бульварное кольцо» не последовало их примеру и в итоге неожиданно для всех стало победителем тендера. Большинство экспертов тогда сошлись во мнении, что выполнить взятые на себя обязательства получившее столь крупный контракт агентство недвижимости, не имеющее никакого отношения к сфере рекламы, вряд ли сможет. Для того чтобы новый бизнес «Бульварного кольца» был успешен, ему за пять лет необходимо было бы получить практически нереальные 7,3 млрд рублей выручки. Однако представители столичного Департамента СМИ и рекламы итогом торгов остались довольны: для них они стали основанием повысить стартовую цену другого крупного тендера — на право размещения рекламы в Московском метрополитене сроком на пять лет.

По условиям контракта в первый год работы «Бульварное кольцо» должно было перечислить ГУП «Мосгортранс» 13% от его общей суммы, во второй — 16%, в третий — 20%, в четвертый — 24% и 27% — в последний, пятый год. Согласно договору для выполнения своих обязательств агентство недвижимости получало полный доступ ко всему парку московских автобусов, троллейбусов и трамваев. Однако уже в августе 2011 года руководство «Бульварного кольца» столкнулось с крупной проблемой: ГУП «Мосгортранс» начал закупать новый транспорт, борта которого были покрыты особым, антигравийным защитным покрытием. При нанесении рекламы оно портилось настолько, что автобусы, троллейбусы и трамваи фактически приходилось перекрашивать заново. Учитывая, что весь автопарк ГУП «Мосгортранс» планировалось практически полностью обновить к 2015 году (автобусы на 82%, троллейбусы — на 91%), агентство недвижимости оказалось в крайне невыгодном положении: весь контракт оказался под угрозой.

Страсти по отклеивающейся рекламе

Чтобы выйти из ситуации, в начале июня 2012 года руководство «Бульварного кольца» обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой снизить сумму контракта с 2,2 миллиарда до 700 миллионов рублей. Такое снижение, по мнению представителей агентства недвижимости, было бы прямо пропорционально уменьшению количества транспорта, пригодного для размещения рекламы, в автопарке ГУП «Мосгортранс». Однако добиться желанного снижения представителям агентства так и не удалось: ФАС не встала на сторону агентства недвижимости, а ГУП «Мосгортранс» совместно со столичными Департаментом СМИ и рекламы и Департаментом транспорта вскоре подтвердили, что контракт пересматриваться не будет. Правда, тогдашний руководитель ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов пообещал, что «Бульварному кольцу» будет оперативно предоставляться весь необходимый для размещения рекламы транспорт, в чем его поддержал заместитель мэра Москвы, глава Департамента транспорта Максим Ликсутов.

На этом скандальная история, казалось бы, исчерпала себя — но в 2013 году неожиданно продолжилась с новой силой.

В декабре стало известно, что ГУП «Мосгортранс» перестал предоставлять своему рекламному подрядчику транспорт для размещения рекламы и подал на него в суд с требованием вернуть долг в размере 349 миллионов рублей, из которых 149 миллионов составляли штрафы и пени. Руководство «Бульварного кольца» немедленно отреагировало на иск оповещением своих клиентов о том, что монтажи рекламы проводятся в плановом порядке, и никакой угрозы для срыва их рекламных кампаний нет. На деле все выглядело куда хуже: «Мосгортранс» во главе со своим новым руководителем Евгением Михайловым не только лишил агентство транспорта, и проинформировал о своем намерении расторгнуть с ним контракт.

Несмотря на это, в начале февраля 2014 года генеральный директор «Бульварного кольца» Расул Ахмедов заявил о том, что его компания получила разрешение от ГУП «Мосгортранс» на продолжение размещения рекламы на общественном транспорте в Москве. Долг в размере 200 миллионов рублей агентству недвижимости удалось погасить за счет кредитов, а вопрос со 149 миллионами штрафов и пени ему еще только предстоит решить. При этом, по словам Ахмедова, задержка платежей была связана с реструктуризацией компании; впрочем, что именно она подразумевает, он не уточнил. Пресс-секретарь столичного Департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев недавно сообщил, что в ведомстве тем, что ситуация с «Бульварным кольцом» стабилизировалась, довольны — ведь за 2,5 года работы агентство принесло столичному бюджету прибыль на сумму более миллиарда рублей.

Сорванный контракт как опасное оружие

Во всей этой истории любопытно одно: получив заветный контракт, само «Бульварное кольцо» при этом практически ничего не выиграло: так, в прошлом году чистая прибыль компании составила лишь 8 миллионов рублей при общей выручке в 501 миллион рублей. Причем такое положение дел сразу же после окончания торгов предсказывали многие эксперты, да и руководство самого агентства недвижимости вряд ли не догадывалось, какую непосильную ношу на себя берет ради сравнительно небольшого дохода. Однако закупка ГУП «Мосгортранс» нового транспорта, на котором невозможно размещать рекламу, уже дважды за три года ставила контракт «Бульварного кольца» под угрозу срыва. Причем если в 2012 году тогдашний руководитель ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов сумел его спасти, найдя подходящие под поклейку рекламы машины, то сменивший его осенью 2013 года Евгений Михайлов занял по отношению к «Бульварному кольцу» куда более жесткую позицию, которая едва не привела к прекращению их совместной работы.

Но зачем так рисковать контрактом, от которого фактически зависит вся реклама на общественном транспорте в Москве? По словам источника в мэрии, причиной этому может быть или желание заинтересованных чиновников в руководстве города отдать всю рекламу в ГУП «Мосгортранс» на откуп какой-либо «своей» компании, или вовсе лишить предприятие рекламных доходов, что неминуемо резко ухудшит его финансовое положение, если не поставит на грань банкротства.

В пользу последней теории говорят сразу несколько фактов: во-первых, в 2013 году в Москве был запущен первый коммерческий автобусный маршрут, и, судя по словам представителей столичного Департамента транспорта, такая практика в столице будет применяться и дальше. А значит, число маршрутов ГУП «Мосгортранс» неизбежно начнет сокращаться, и предприятию придется бороться с множеством коммерческих перевозчиков за «место под солнцем» в столице, причем выиграть такую борьбу «неповоротливому» государственному предприятию будет весьма непросто. Кроме того, к 2020 году в Москве практически не останется троллейбусов — эти экологически чистые, но убыточные машины чиновники из Департамента транспорта намерены постепенно выводить из эксплуатации, что также станет ударом по ГУП «Мосгортранс». Неясно будущее и новых низкопольных трамваев — в последнее время про этот анонсированный с помпой городской проект слышно все меньше, и не исключено, что его реализация будет как минимум отложена «в долгий ящик».

Кроме того, по данным источника в мэрии, осенью 2013 года представители Департамента транспорта устроили самовольную проверку остановочных павильонов ГУП «Мосгортранс», при этом сделав акцент на тех из них, состояние которых было хуже всего. Потом проверяющие направили отчет с фотографиями этих видавших виды павильонов в столичную мэрию, руководство которой, ознакомившись с ним, решило отдать все городские остановки на откуп Департаменту транспорта, а «Мосгортранс» получил весомый репутационный и экономический удар. Конечно, теперь остановочные павильоны будет ждать косметический ремонт, но куда важнее тот факт, что в ходе разборок транспортников сменили владельца многочисленные рекламные площади на остановках, сулящие своим новым хозяевам огромные прибыли, что, вероятнее всего, и было целью неожиданной проверки.

Правда, то, что оказывается в руках у чиновников из Департамента транспорта, далеко не всегда существует долго: в свое время ГУП «Мосавтотранс» и ГУП «Мосавтохолод», оказавшиеся «под крылом» ведомства, очень быстро стали банкротами. Не исключено, что такая же ситуация, только на порядок масштабнее, теперь грозит и ГУП «Мосгортранс».