Земли обороны

ОЛЬГА АГАФОНОВА, ГЛАВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЛАСИХА: «Мы даже забор не можем отремонтировать, так как земля нам не принадлежит»

24.07.2013 в 14:30, просмотров: 2867
Земли обороны
День Победы — любимый праздник военного городка.

В многообразии муниципальных образований есть категория городских округов с особым статусом — ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Ключевое слово в аббревиатуре — «закрытое». Ничего удивительного. Эти муниципальные образования были созданы на базе военных городков, известных своей суперсекретностью. Процесс рассекречивания начался в начале 90-х годов прошлого века, когда появились первые муниципальные образования со статусом ЗАТО. Смысл появления органов местного самоуправления в закрытых городках заключался прежде всего в том, чтобы освободить военные власти от несвойственных им гражданских обязанностей. Насколько это удалось, я беседую с главой городского округа Власиха Ольгой Агафоновой. Для справки. Власиха — штаб Ракетных войск стратегического назначения, а Ольга Агафонова до избрания главой городского округа более десяти лет руководила аналогичным муниципальным образованием на Алтае.

— Ольга Владимировна, в чем заключаются принципиальные отличия обычного городского округа от округа со статусом ЗАТО?

— На территории Московской области пять ЗАТО. Три из них были образованы еще в 1993 году. В 2009 году аналогичный статус Указом Президента РФ получили Власиха и Звездный городок. Обычный городской округ живет исключительно в рамках Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А главная отличительная черта заключается в том, что органы местного самоуправления исполняют свои полномочия на закрытой территории. Это периметр с обязательным забором и охраной, ограничения на въезд и выезд.

В то же время одной из важнейших возможностей, появившихся у граждан с формированием на территории военного городка 22/1 закрытого административно-территориального образования поселок Власиха, стала реализация права на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений. Особенно хочется подчеркнуть, что если на первоначальном этапе граждане реализовали свое право на приватизацию через суд, то сейчас необходимость в этом полностью отпала.

Муниципалитет понимает, что военные градообразующие объекты являются первичными. Мы встраиваемся в уже сложившуюся систему и решаем задачи местного самоуправления в условиях определенной закрытости. Органы военного управления обеспечивают обороноспособность государства, а органы местного самоуправления занимаются решением вопросов жизнеобеспечения населения в рамках согласований с Министерством обороны: развитие территорий, внесение изменений в генеральный план и т.д.

На мой взгляд, только в сотрудничестве с органами военного управления имеется реальная возможность развивать ЗАТО.

— Какие же процессы во взаимоотношениях с военными необходимо отрегулировать? В чем камень преткновения?

— Де-юре с нас снят статус закрытого городка, но фактически по структуре мы остаемся в данном статусе. Невозможно одномоментно решить все проблемы. По-прежнему вся земля в пределах населенного пункта относится к категории «земель обороны». Это означает, что развивать округ можно только для нужд обороны.

Мы приняли в муниципальную собственность детские сады. Их надо содержать. Для этого необходимо передать землю. В целом отсутствие земли мешает нам исполнять свои полномочия, ведь невозможно провести реконструкцию детского сада, находящегося в муниципальной собственности, если он стоит на землях обороны. Мы даже забор не можем отремонтировать, так как земля нам не принадлежит. В противном случае нам может быть вменено нецелевое использование средств со всеми вытекающими последствиями.

Нам сегодня передано свыше 250 объектов — жилой фонд, детские сады, дороги, Дом культуры. И сейчас под этими объектами сформированы земельные участки. С Министерством обороны РФ мы согласовали передачу этих участков в муниципальную собственность, и этот вопрос сейчас решается. Сделать рывок и перепрыгнуть ситуацию — нереально. Например, для того, чтобы оформить землю под домом, надо собрать документы. Это занимает определенное время, ведь не все документы в наличии. В настоящее время мы сформировали землю по микрорайонам. Вот дом с землей, а рядом с домом детская площадка на земле другой категории. Получается дырявый сыр. В общем, много сложностей, которые не обойдешь и не объедешь. Как показывает практика, объекты и земли в других ЗАТО передавались по 10–15 лет. Мы пытаемся пройти этот путь в течение 3–5 лет.

— Сколько жителей проживает во Власихе? Каково соотношение гражданских и военных лиц?

— Население 27 тысяч человек на очень компактной территории. Жилая зона составляет менее 100 гектаров. Компактность — это хорошо, но, с другой стороны, ограничивается наше развитие. Сейчас военнослужащие составляют около 10% от общего количества населения. Люди увольняются и остаются здесь жить. Их дети обзаводятся своими семьями, население увеличивается, а квартира все та же.

— Я правильно понимаю, что для поселения жилищный вопрос — один из самых острых?

— У нас очень много ветхого жилья, которое нуждается в сносе. Есть постройки 1937 года, 60-х годов. Людей необходимо переселять. Решение вопросов переселения на сегодняшний день находится на этапе переговоров с МО. Мы вышли на военное ведомство с генеральным планом развития и с просьбой организовать диалог, чтобы четко понимать, где будут земли для обороны, а где муниципальные. Надо понимать, что количество военных здесь будет расти. К нам прибывают люди со всей страны. Они должны иметь жилье, детские сады, школы, медицинские учреждения. Для того чтобы привлечь медиков и учителей, тоже надо строить жилье. Также нам нужна возможность строить стартовые дома для переселения из ветхого и аварийного жилья. Построить два-три стартовых дома, и можно начать переселять людей.

На открытии нового детского сада.

У нас есть территория, на которой мы уже решили вопрос с передачей земли в муниципальную собственность. Это микрорайон Школьный, который располагается за периметром военного городка. Будем решать жилищные проблемы своих жителей за счет строительства жилья в микрорайоне Школьный.

Чтобы снять напряженность в жилищном вопросе, нам надо построить пять домов (300 квартир). Область готова нам помогать, но необходимо преодолеть правовые коллизии.

— Я правильно понимаю, что главная правовая коллизия связана с землей. Точнее, с ее отсутствием?

— Совершенно верно. Наш бюджет в пределах 1 млрд рублей. Он относительно небольшой. Половина бюджета идет на оплату труда учителей, сотрудников детских дошкольных учреждений, других работников бюджетной сферы. На развитие мало остается. У нас нет такого развития, которое должно было бы быть в муниципальном образовании, в первую очередь из-за отсутствия земли. Не поступает земельный налог, который формирует бюджет. А мы сегодня живем в основном за счет НДФЛ.

У нас стоят полуразвалившиеся торговые павильоны. Вот наш рынок, который не платит земельный налог. Земля «категории обороны». Никто сегодня в закрытых городках не платит налог за землю, в результате чего бюджет теряет возможность дохода. Но это беда и предпринимателей — они не заинтересованы в развитии бизнеса, сделать красивым свой магазин или павильон, потому что ощущают себя временщиками. Сегодня я здесь, а завтра меня выгонят.

Но даже с такими ограниченными возможностями администрацией сделано немало. Мы капитально отремонтировали магистральные дороги, сейчас проводим ремонт внутриквартальных. Основательно отремонтировали школу имени Попова, детские сады. Проводим текущий и капитальный ремонт жилого фонда, объектов социальной и инженерной инфраструктуры.

— Одна из главных забот и в то же время головная боль местной администрации — состояние ЖКХ, медицины, очереди в детские сады. Вам эта головная боль знакома?

— Конечно. Начну с очереди в дошкольные учреждения. На территории Власихи четыре детских сада. Пятый детский сад строится. Очередь в сады — очень серьезная проблема. Обеспеченность местами — 40%. Построим еще сад, обеспеченность повысится до 60%. Сейчас мы работаем над проектом нового детского сада на 280 мест. Одновременно ставим задачу разработать проект пристройки на 80 мест. К 2015 году проблема очереди в детские сады, к сожалению, еще не будет решена. С одной стороны, необходимо подобрать место для строительства, с другой — найти источник финансирования.

Нами разработан проект семейного детского сада. Мамам с тремя детьми, которые отказались от очереди в детском саду, выплачивается порядка 30 тысяч рублей. Необязательно, чтобы все дети были родными. У нас уже есть семья, которая приняла решение участвовать в этом проекте.

Сегодня у нас работают две муниципальные школы, число учащихся в которых более двух тысяч. Для того чтобы избавиться от двухсменного обучения, нам нужна еще и третья школа.

В поселении есть единственная военно-медицинская поликлиника, которая два-три раза в году подвергается реорганизации, что мешает нормальной работе медицинского учреждения. При этом нет определенности в обслуживании гражданского населения. Конечно, жителям нужна поликлиника — как детская, так и взрослая. В этой части мы очень зависимы от Министерства обороны РФ.

Пока создана муниципальная детская поликлиника, которая размещается в четырех неприспособленных кабинетах. Администрация просит передать нам здание под поликлинику. Все необходимые документы отправлены в Министерство обороны РФ.

Состояние ЖКХ сложное, но вся «коммуналка» полностью зависит от энергетиков, компании «Оборонэнерго». Городок находится на одном вводе. Состояние энергообеспечения кричащее. Мы подали документы в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, иначе зимой могут возникнуть серьезные проблемы. Нет электричества, город встает — нет водоснабжения, нет тепла, нет канализации. За два года мы провели модернизацию всех котельных, но наши котельные с прекрасным оборудованием могут оказаться неработоспособными.

— Какие дальнейшие перспективы для Власихи вы видите?

— Более двадцати лет военные городки и закрытые административно-территориальные образования не имели возможности комплексного решения проблем жизнедеятельности территорий. Сегодня Андреем Воробьевым определен вектор развития Подмосковья, определены основные пути решения социальных проблем его жителей. И каждое муниципальное образование может при поддержке правительства Московской области в полной мере использовать все возможности, предоставленные программой «Наше Подмосковье», и обеспечить не только комплексное развитие территории, повысить уровень жизни населения, но и внести свой достойный вклад в становление сильного региона — региона-лидера, как по комфорту проживания, достатку, так и инвестиционной привлекательности.

Основная задача органов местного самоуправления сегодня — это разработать на своем уровне программу действий, созвучную программе развития Подмосковья. Власиха — дотационный округ, но может быть и недотационным. Губернатором поставлена задача: поселения должны быть самодостаточными. Мы считаем, что на сегодняшний день благодаря областным программам есть все необходимые условия для развития Власихи. Только нам надо передать землю, хотя бы те земельные участки, в границах которых находятся наши объекты. Это позволит провести реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения, модернизацию очистных сооружений, детских садов и других объектов, решить наболевшие вопросы с электроснабжением округа, построить поликлинику, торговый центр, обустроить парковые зоны и многое другое.



Партнеры