Хотя роботы по-прежнему ассоциируются с фантастическими фильмами, многим уже знакомы так называемые «роботы удаленного присутствия» - это эдакие бочонки на колесиках с дисплеем вместо головы или на груди — они предназначены для удаленного общения людей. Через такого робота на занятиях в школе может «присутствовать» заболевший ученик или школьник-инвалид, таких роботов можно использовать в выставочных центрах - арендовать через интернет и получить пароль на управление им. К примеру, через механическое существо бизнесмен из Владивостока сможет посетить отраслевую выставку или форум в Москве, пройти по интересующим его стендам и даже пообщаться с живыми коллегами, не тратясь на авиабилеты.
Но, в сущности, «роботами» эти конструкции назвать сложно. По сути, они представляют собой управляемую через интернет машинку, которая возит на себе планшет с работающим Скайпом. Создатели же робота-учителя по имени Алантим уверяют, что они миновали этап «скайп-роботов» и занимаются искусственным интеллектом!
- В отличие от роботов для удаленного присутствия, Атлантим действует без внешнего управления человеком, — говорит создатель робота-учителя, заведующий кафедрой робототехники Московского технологического института Алексей Южаков. - Он передвигается по классу, у доски и между рядами, он оценивает внимание, с которым его слушают, отличает мужчину от женщины. Пока он работает по определенной программе — то есть, воспроизводит голосом заранее записанную в его память лекцию и показывает презентации. Но это не просто «MP3-плеер на колесиках» - сейчас мы активно работаем над элементами искусственного интеллекта — обладая словарным запасом, робот будет понимать адресованные ему фразы и вопросы, сможет отличить шутливые интонации и пошутить в ответ. На уроке в физтех-лицее Атлантим успешно рассказал старшеклассникам об нынешнем уровне развития робототехники — то есть, по сути, о себе.
- У нас, вроде, достаточное количество педагогических вузов и их выпускников — зачем нужны роботы-педагоги? Отнимать работу у людей?!
- Пока робот — это только помощник учителя, а не конкурент. Но в итоге, в ближайшем будущем, они, конечно, будут вытеснять людей из этой профессии. Произойдет это тогда, когда развитие технологии искусственного интеллекта перейдет на принципиально новый уровень. Аналитики IT-индустрии говорят приблизительно о 2045 годе...
Справка «МК»:
Первый урок, проведенный роботом-учителем прошел в токийской школе в 2009 году. Лекцию у 10-летних школьников прочитала робот-женщина по имени Сая, которой создатели придали полностью человеческой облик. С помощью мимики Сая выражала шесть основных эмоций: удивление, страх, отвращение, гнев, радость и грусть.