Лидия Антонова: «Систему ЕГЭ надо совершенствовать!»

У учителей в современной школе совсем не остается времени для общения с детьми

Более 3,5 тысячи медалистов, около 1000 выпускников получили 100 баллов по ЕГЭ. С таким блестящим результатом закончился учебный год в Подмосковье. Но расслабляться еще рано. У ребят впереди вступительные экзамены. А учителям предстоит серьезный анализ всего, что удалось или не удалось сделать за прошедший учебный год. Заслуженный учитель России, член Совета Федерации от Московской области Лидия Антонова рассказала «МК», как подмосковные школы достигли таких высоких показателей образования и что им предстоит сделать еще, чтобы удержать эту планку в будущем.

У учителей в современной школе совсем не остается времени для общения с детьми

— Лидия Николаевна, результаты областных выпускников по ЕГЭ впечатляют, вместе с тем многие родители и даже учителя недовольны этой системой. Как вы относитесь к таким высказываниям?

— Когда я была министром образования Московской области, мы почти 10 лет готовились к ЕГЭ. За это время многочисленные замечания, сомнения, которые высказывали и педагоги, и родители, были услышаны. Экзамен сегодня серьезно отличается от того, что было: вернули сочинение, фактически убрали тестовую часть в ряде предметов. Я противник того, чтобы рубить сплеча.

Но я неоднократно говорила: ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки знаний. К счастью, я не одинока в этом — многие ректоры ведущих вузов страны говорят о том, что нужно сохранить классические экзамены наряду с ЕГЭ. И сегодня у ребят при поступлении засчитывают также результаты предметных олимпиад. Есть интересные наработки по формированию портфолио учащегося за все годы обучения, куда вносят все его достижения и навыки. В этом направлении и нужно идти дальше, совершенствовать систему.

Например, во всем мире экзамены, аналогичные ЕГЭ, можно сдавать круглый год. А у нас — все жестко. Завалил — жди год. Хотя у человека, может быть, вся жизнь рушится. Очевидно, что система ЕГЭ нуждается в ремонте.

— Мы все хотим, чтобы наши дети были не только хорошо образованны и воспитанны, но чтобы они росли счастливыми. Может ли школа научить ребенка радоваться, узнавая что-то новое?

— Согласна, есть такая проблема. Воспитать счастливого человека гораздо сложнее, чем научить его читать и писать. Тут, с одной стороны, на учителей навалилось огромное количество бумажной работы, им абсолютно некогда заниматься воспитанием своих учеников. А с другой — школьная программа с каждым годом все усложняется. Получается, что и учитель, и школьник сориентированы лишь на то, чтобы овладеть необходимой суммой знаний, а о том, что он еще должен получать от процесса обучения радость, никто не думает. Но ничего хорошего в том, что ребенок проводит лучшие годы своей жизни за зубрежкой, нет. Знаю несколько печальных историй, когда выпускники с помощью репетиторов поступали в престижные вузы, а потом через год-два все бросали. Они перегорели. Хотя многие остаются, получают дипломы, но при этом ненавидят свою работу.

— За последние годы школа неузнаваемо изменилась. На смену прописям пришли планшеты и ноутбуки, в классах — электронные доски и 3D-проекторы. Но, возможно, в прежней системе образования тоже не все было плохо?

— Конечно, в старой школе было очень много полезного, ценного. На мой взгляд, совершенно неоправданно в последние годы почти исключено трудовое воспитание. Когда я только начинала работать в школе, у меня не получалось держать дисциплину в классе. Меня слушали два ученика за первой партой. И даже была мысль — надо уходить. Но как было сдаться? И, знаете, я придумала, как завоевать авторитет ребят. Договорилась с хорошим совхозом в Раменском районе, и мы с ребятами ездили работать в поле. Ребята неплохо зарабатывали, а потом в каникулы мы с ними ездили путешествовать по стране — полстраны объехали. Сначала я заинтересовала их трудом, совместной работой, а потом они начали учить и мой предмет.

— Какие, на ваш взгляд, проблемы стоят перед подмосковными школами сегодня и как они решаются?

— В Московской области растет рождаемость, появляются новые микрорайоны, туда приезжают семьи. Однако при этом, разумеется, школ начинает не хватать, приходится идти на вторую смену. Но за последнее время сделано очень многое, чтобы решить проблему. Если два года назад во 2-ю смену учились 70 тысяч детей, то сейчас мы сократили это число на 11 тысяч. Думаю, это немало. А в 2016 году начато строительство школ в густонаселенных районах, где идет интенсивная застройка. Планируем открыть 20 новых школ и 11 отремонтировать.

Напомню, что очередь в детские сады для детей от трех лет мы ликвидировали. Хотя три года назад, когда регион возглавил Андрей Воробьев, она была огромной — почти 100 тысяч детей! Многие тогда вообще не верили, что можно что-то сделать в такой ситуации. Но губернатор дал недвусмысленно понять инвесторам, застройщикам, что впредь на территории области жилье без социальной инфраструктуры им строить не позволят. И дело сдвинулось с мертвой точки. Подмосковье побило все рекорды по стране по вводу детских дошкольных учреждений. Теперь такой же рекорд нужно поставить по строительству школ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру