Дотянуть до бизнесмена

Есть ли будущее у мини-садиков и развивающих центров в Подмосковье?

Популярность частных детских заведений растет бешеными темпами. Они становятся не просто альтернативой государственным дошкольным учреждениям с их постоянным дефицитом и очередями, но и местом заработка для многих людей. Поддержать развитие таких дошкольных учреждений решили и областные власти. Они приняли программу, по которой из подмосковного бюджета родителям компенсируют часть оплаты за садик.

Есть ли будущее у мини-садиков и развивающих центров в Подмосковье?

Статистика красноречива: только за период с 2009 по 2012 год число мини-садов, а также досуговых и развивающих центров в Московской области увеличилось на 18 штук. И, судя по всему, это не предел. Парадокс заключается в том, что открывают их не богатенькие буратины, у которых денег куры не клюют, а... ранее безработные граждане. Чего же им стоит оказывать населению такие услуги? Выяснял корреспондент «МК».

Через тернии к бизнесу

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

В 2011 году Елена Сергеева долгое время состояла на бирже труда. Но ни одна из предлагаемых там вакансий ей не подходила. Хотелось чего-то «своего». Тем более у женщины было высшее педагогическое образование, опыт работы в дошкольных учреждениях и понимание того, что родители, которые заботятся о своих чадах, предпочтут отдать их в заведение с индивидуальным подходом. Так возникла идея открыть детский развивающий центр.

— Я пришла в Серпуховской Центр занятости и рассказала о своем проекте, — рассказывает Сергеева. — Там велели заполнить анкеты, пройти специальное тестирование и составить бизнес-план. Последнее оказалось самым сложным. Пришлось серьезно консультироваться со знающими людьми, юристами.

План приняли не сразу, много раз отдавали на доработку, но в итоге одобрили. «Реализовать» выделенную субсидию – пока что виртуальную – и представить отчет о проделанной работе нужно было за три месяца. Но из-за бумажных проволочек и новогодних праздников Елене пришлось уложиться в полтора.

Вопрос аренды она решила заранее, договорившись с местным бизнес-инкубатором. Как только купила оборудование — появилось помещение, а за ним детский развивающий центр и двое педагогов — логопед и преподаватель английского.

— Первый месяц был самым сложным, — вспоминает Елена. — Я взяла в одном из банков микрофинансирования кредит под небольшие проценты и выплачивала аренду с него. А позже благодаря участию в районном конкурсе детских центров и получению уже реальной субсидии покрыла часть расходов.

Сейчас ребята в центре, которым руководит Лена, – не только учатся правильной речи и штудируют язык туманного Альбиона, но и постигают азы математики, рисования, лепки, чтения, игры на музыкальных инструментах, а также участвуют в праздниках.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

О собственном деле педагог Наталья Горожанкина из Солнечногорска мечтала давно. А когда вместе с мужем осталась без работы — решила все-таки открыть его. Знакомая, которая вела курсы английского языка, посоветовала женщине арендовать помещение рядом с ней. Наталья закупила мебель, принесла необходимый для работы материал и дала рекламу. Так появилась собственная студия развития.

— Ребятишки приходят сюда два раза в неделю, — рассказывает Горожанкина. — Двухлетние занимаются вместе с мамами, трехлетние изучают базовые науки в игровой форме, пяти- и шестилетние готовятся к школе, а те, что уже стали учениками, посещают клуб юных исследователей.

Все предметы Наталья ведет сама. Взять кого-то в штат пока не планирует: людям нужно давать зарплату, а работа в студии предполагает лишь частичную занятость и подходит скорее в качестве дополнительного заработка. К тому же субсидию от Солнечногорского ЦЗ женщина получила лишь спустя четыре месяца после открытия студии.

— Сейчас источник моего дохода — родительские взносы и собственные деньги, — говорит она. — Детишки часто болеют, поэтому время от времени я ухожу в минус.

А вот со стороны местных властей никакой поддержки за три года существования бизнеса Наталья не наблюдала, хотя обращалась к ним с просьбами – и речь здесь шла не о деньгах, а об элементарной помощи в поиске помещения. Сейчас студия находится на цокольном этаже. По идее, отсюда нужно переехать, ведь заниматься в подвале не очень полезно для юного организма. Но вместе с этажами растет и арендная плата. Знакомые советуют Горожанкиной экономить на ней и увеличивать доход. Но, к счастью, это как раз один из тех случаев, когда педагогическое и человеческое начало заглушает предпринимательское.

Что нам стоит центр построить, что нам стоит сад создать?

– Конечно, службы занятости выделяют безработным «стартовый капитал» для открытия мини-садов и развивающих центров, – рассказал «МК» Владимир ЕРМОЛАЕВ, начальник отдела профессионального обучения и профессиональной ориентации комитета по труду и занятости населения Московской области. – Он включает единовременную финансовую помощь как на организацию дела, так и на подготовку бумаг для госрегистрации. Причем первая равняется 12 пособиям по безработице (58 800 рублей), а вторая колеблется в пределах 7500 рублей.

– Многие родители, – говорят они, – хотели бы отдавать своих чад в руки педагогов не на пару-тройку часов, а на весь день. Дети приходят сюда лишь заниматься, после чего отправляются по домам. Осуществлять иную деятельность якобы не позволяют санитарные условия. А ведь многие «ипэшники» хотели бы расшириться, обеспечить нуждающихся рабочими местами и превратить дошкольные учреждения из пункта «временного пребывания» в полноценный детсад, где каждому ребенку будет уделяться должное внимание.

Но у новоявленных предпринимателей возникает резонный вопрос: как, получив разовую субсидию в 66 300 рублей на создание частного детского учреждения, не прогореть через три-четыре месяца? Ведь бизнес нужно постоянно «подпитывать». Ни помещение, ни оборудование, ни реклама, ни коммунальные платежи не будут оплачиваться сами собой. Открытие такого заведения влетит, что называется, в копеечку. Потенциальному бизнесмену нужно будет не только пройти госрегистрацию (от 1 до 2,5 тыс. рублей), но представить разрешение СЭС, пожарных и департамента образования. А затем арендовать хотя бы двухкомнатную квартиру (40 тыс. в среднем), купить холодильник, мебель, игрушки, лекарства и огнетушитель (около 150 тыс.) и рассчитаться за рекламу. Итого — 200 тысяч целковых. Плюс ежемесячные расходы на аренду и ЖКХ (32 тыс.), питание (35 тыс.), зарплату сотрудникам (60 тыс.) и ремонт-замену оборудования (примерно 5 тысяч). Конечная сумма — 332 тысячи рублей.

Согласно программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2012–2016 гг.» действующим бизнесменам должны частично компенсировать затраты. Но относятся ли к ним безработные, которые открывают досугово-развивающие заведения для ребятишек, например, в областном министерстве экономики точно сказать не смогли.

А вот, заведующий информационно-аналитическим отделом министерства образования Московской области Андрей Финогенов рассказал «МК», что единовременные субвенция и субсидия, которые органы местного самоуправления муниципальных образований должны выделять частным детсадам на вышеперечисленные нужды, составляют 16 899 рублей и 3111 рублей соответственно. Вкупе — 20 тысяч рублей с копейками. Вместе с помощью от НЗ – 83.300.

Получается, что до нужной суммы не хватает очень много – более 250 тысяч рублей. И если не поможет государство, спасение утопающих, как и в большинстве случаев, окажется делом рук самих утопающих. Глядишь, по сусекам поскребут, по амбарам пометут — и найдут средства. Но есть главное непреодолимое препятствие — пресловутым саннормы, которые часто, по мнению новоявленных предпринимателей в педагогической области, пора сдвинуть с мертвой точки – смягчить некоторые требования – к примеру, неплохо было бы разрешить кровати-трансформеры, задвинув которые, можно превращать спальню в игровую. Сейчас для этого требуются отдельные комнаты и по шесть квадратных метров площади на каждого ребенка.

Но самое главное, сегодня наши «юные» предпринимательницы не получают и положенных субсидий в полном объеме.

И последнее. Не секрет, что сады и развивающие центры для детей частенько открывают люди без профильного образования. Находят помещение, нанимают педагогов, закупают оборудование, начинают работать, а через пару месяцев удивляются: почему бизнес прогорел, даже не успев раскрутиться? Ответ прост: в стране, где многие занимаются не своим делом, образование детей лучше все-таки доверить специалистам. Чтобы не было мучительно стыдно за дурно воспитанное поколение и мучительно больно за невесть кому отданные деньги.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру