Когда всем классно в классе

В Подмосковье определили лучшие инновационные школы и решили сделать детсад первым этапом общего образования

29 августа 2013 в 21:06, просмотров: 2554

«Российская школа» и лицей городских округов Королев и Электрогорск, Речицкая и Дашковская СОШ Раменского и Серпуховского районов, а также одинцовский лицей №10 — всего победителей областного конкурса по разработке и внедрению новейших образовательных проектов десять. Все они удостоились дипломов и расписанных под гжель памятных колокольчиков. С надписью «Лучшая инновационная школа-2013».

Когда всем классно в классе
фото: Наталья Мущинкина

— Мы представили на конкурс социально-общественный проект «Спорт для всех», — рассказывает Татьяна Литвинова, директор Развилковской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов. — Это лыжная секция, которая силами тренера, школьного учителя физкультуры и родителей была создана в нашем образовательном учреждении и поддержана как главой поселка, так и администрацией Ленинского района.

А теперь — и областными властями. И, надо сказать, не зря. Ведь главная цель развилковского лыжного «кружка» — помочь детям, стремящимся к занятию спортом и здоровому образу жизни. В частности, это касается ребятишек из малообеспеченных и многодетных семей.

Грамоты «За большой вклад в развитие системы образования Московской области» получили и другие заслуженные учителя региона. А остальные преподаватели удостоились благодарственных писем «За многолетний добросовестный труд, успехи в обучении и воспитании». Отметим, что вручали их врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев и представители от Министерства образования и науки РФ, Мособлдумы, регионального правительства. Само же награждение шло в рамках августовской конференции педагогической общественности Московской области.

Это совещание накануне грядущего учебного года уже стало традицией и площадкой для обсуждения злободневных вопросов. На сей раз им оказался принятый недавно Федеральный закон «Об образовании». А точнее — связанные с ним нововведения.

— Теперь учебные заведения будут финансироваться не по статусу (государственное/частное. — «МК»), а по набору реальных услуг, оказываемых населению, — заявила в своем выступлении первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. — Получать же эти услуги люди смогут в любом близлежащем учреждении культуры, спорта и здравоохранения — то есть заработает принцип сетевого взаимодействия.

А наряду с ним — и принцип дистанционного образования. Согласно которому дети-инвалиды, а также юные актеры (певцы, спортсмены) и ребятишки из отдаленных сел, не имея возможности посещать школу, получат возможность обучаться на расстоянии. Без потери качества, естественно. Кроме того, планируется сделать дошкольное воспитание одной из «ступенек» общего образования. А это значит, что схема финансового обеспечения у детсадов будет такой же, как у школ (нормативно-подушевой), и места в них получат все нуждающиеся.

— Сегодня ДОУ на территории Подмосковья охвачено 292 тысячи воспитанников от трех до семи лет, более 200 тысяч этого же возраста стоят на учете, — заявила министр образования региона Марианна Кокунова. — 1 сентября в детские сады из-за отсутствия мест не смогут пойти 45 тысяч детей. Подобную ситуацию, конечно же, надо менять.

Для этого помимо строительства новых дошкольных учреждений ведутся ремонт и возврат помещений, когда-то отданных другим организациям, подключаются другие механизмы... Немалая роль в снятии очередности принадлежит и государственно-частному партнерству. Только за 2013 год педагогами-инвесторами было создано около 1357 мест для ребятишек (причем лидерами этого направления стали Долгопрудный, Реутов и Пушкинский район). Но трудности с арендой помещений, рекламой и соблюдением санитарных норм у них все равно были. Теперь же, после принятия закона, предпринимателям станут чаще идти навстречу и оказывать необходимую организационную поддержку.

Изменилась и система профессионального образования. Оно теперь включает 4 уровня: среднее специальное, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации. В итоге их станет около 80 — многопрофильных и многоуровневых. Такие «реформы», заметила Марианна Кокунова, невозможны без активного привлечения работодателей.

— На сегодняшний день в областных учреждениях заключено более 200 договоров о сотрудничестве, — подчеркнула она.

Что касается школ, особое внимание в их деятельности собираются уделить внеурочным занятиям, которые составляют 10 часов в неделю у начальных классов и 5 часов — у средних и старших, а также совершенствованию модели их проведения. Кроме того, в планах — увеличение с 1 января 2014 года расходов на учебники и пособия (с 1500 до 2100 рублей для одного ребенка) и новый метод подготовки к ЕГЭ: не механическое натаскивание по тестам, а качественное и вдумчивое решение сложных задач.

Также подмосковных школьников и дальше будут отправлять на всероссийские олимпиады, где сейчас по количеству призеров и победителей регион удерживает третье место в стране. И, конечно, не забудут о строительстве и капремонте учебных заведений и профилактике среди детей асоциальных явлений (вроде наркомании). А педагогам, которые занимаются их обучением и воспитанием, поднимут зарплату. Напомним, что в мае этого года она увеличилась на 9%, а в сентябре увеличится еще на 6%. Аналогичный рост власти обещают и на следующий год — вместе с ростом программы по предоставлению жилья молодым специалистам.

Сегодня десятки юных учителей уже заселились в новые служебные квартиры. Полноправными хозяевами которых станут, отработав в образовательных учреждениях энное количество лет, предусмотренных договорами с муниципалитетами. При этом платить за аренду жилья весь срок службы они не будут — только за коммунальные услуги. Кроме того, сообщили корреспонденту «МК» начинающие педагоги из средней школы №10 города Реутов, областные власти единоразово выделяют около 30 тысяч «подъемных» на личные нужды — обустройство быта, закупку учебных материалов и так далее.

— Моя квартира находится буквально в нескольких минутах ходьбы от школы, — рассказывает Юрий Воробушкин, преподаватель физики. — Однокомнатная, но по площади достаточно просторная.

— Мы приехали не в голые стены, а в помещения с ремонтом, — продолжает Анна Ерзунова, учительница начальных классов и обитательница двухкомнатной квартиры. — Осталось только вещи перевезти. Остальное уже готово. Начать трудовую деятельность в таких условиях — очень хороший вариант.

А еще три-четыре года назад все было по-другому. По словам Екатерины Терущенко, педагога МБОУ лицея №11, уже выбывшей из разряда «молодых», в качестве служебного жилья ей предоставили всего лишь комнату в общежитии. «Теперь начинающих педагогов в этом плане область поддерживает больше. А значит, и возможности работать в системе образования у них гораздо шире…»

— Только что в фойе мы общались с молодыми учителями, — сказал напоследок руководитель Подмосковья Андрей Воробьев. — Я спросил: «Что вы чувствуете перед первым сентября?» И получил ответ: «Мы волнуемся». Это очень важный показатель отношения к работе.



Партнеры