ВИРАЖ НА ТОТ СВЕТ

16 июля 2000 в 00:00, просмотров: 319

МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ Зачастую человек, боящийся отправляться в путешествие на самолете и выбирающий более длинный наземный автобусный или автомобильный маршрут, мотивирует свое решение тем, что желает быть "поближе к земле". К сожалению, шансов оказаться не просто поближе к земле, а прямо в ней у таких осторожных граждан становится гораздо больше... Увы, но автомобильный транспорт, которым мы ежедневно пользуемся и скрыться от которого просто невозможно (если, конечно, не проживаешь где-нибудь среди оленей), считается самым опасным средством передвижения. И чем больше становится на земле автомашин, тем меньше остается людей, которые могли бы на этих авто ездить. Они просто погибают. Если за последнее десятилетие (по сравнению с 80-ми) количество автомобилей возросло на 30%, то и количество аварий увеличилось на 30,2%. В последнее время в России в ДТП ежегодно гибнет около 25 тысяч человек (число пострадавших, искалеченных в десятки раз больше) — каждый год один из 700 россиян попадает в дорожное происшествие. А в цивилизованных США в авариях ежедневно гибнут 115 человек и около 9,5 тысячи получают телесные повреждения. В результате получается, что 12% населения США побывало в автокатастрофах. Даже педантичные немцы — строители прекрасных дорог и производители лучших автомобилей — в 70-х годах ежегодно погибали на дорогах в количестве 0,03% от общего числа населения. Это похоже на сведения из военной сводки. Каков портрет потенциальной жертвы аварии? Это мужчина — водитель автомобиля в возрасте от 16 до 24 (причем 14 процентов гибнущих составляют ребята в возрасте 16—19 лет). Женщины погибают в катастрофах в два раз реже представителей сильного пола. У мотоциклистов риск погибнуть раз в 15 выше, чем у автомобилистов. Зато их и не так много. Более трех четвертей аварий (опять же за счет общего количества машин) со смертельным исходом случается с легковыми автомобилями. Водители составляют 64% количества пострадавших, пассажиры — 32%, пешеходы и велосипедисты — по 2%. Однако среди общего числа погибших пешеходы составляют целых 16%. Грузовые машины хотя и участвуют всего в 4% всех аварий, происшествий со смертельным исходом "благодаря" им — уже 9%. Отчего же вся эта мясорубка? Причина в принципе одна — желание повыпендриваться (в случае с российскими гражданами она принимает циклопические размеры). Отсюда рассекание за рулем в стелькоподобном (то бишь пьяном) состоянии — 41% аварий со смертельным исходом (хотя в бывшем СССР и каждый пятый попадавший под колеса пешеход был нетрезв), отсюда же лихачество (в 30-х годах в Пекине за это преступление, между прочим, казнили) — 30% кровавых автокатастроф. В России же еще одна причина — это откровенное хамство, ощущение своего превосходства над беззащитным человеком человека защищенного. Уступить дорогу пешеходу (даже если это женщина с коляской) наши чванливые драйверы себе позволить не могут. В нормальных странах уважительное отношение к тому, кто не сидит в отличие от тебя в железной коробке, это не только дело чести, но и обусловленная законом обязанность. Думаете, машины "бьются" по большей части между собой? Дудки. Больше чем в половине случаев участником ДТП со смертельным исходом становится один автомобиль. Например, 40% происшествий, при которых водитель врезается в какую-нибудь неподвижную преграду, заканчивается трагически... n n n Человек всегда мечтал научиться быстро перемещаться в пространстве, не затрачивая на это усилий. И вот под занавес XIX века он наконец-то подарил себе вожделенную самоходную коляску, первая же встреча с которой породила массу конфликтов. Например, появление в начале 90-х прошлого века автопионера на улицах Москвы заставило настолько разволноваться лошадей, смиренно выполнявших свою работу, что произошел порядочный ералаш. Водитель оказался в полицейском участке, где ему запретили впредь появляться на своем драндулете на улицах города. Позже разрешение все же было получено, но незадачливого водилу предупредили, что при следующем инциденте этого разрешения он лишится навсегда... Эх, какие же были неторопливые уютные времена! Какие-то лошади понесли, кибитку покорежили... Сейчас все кончается гораздо более плачевно. Самые страшные катастрофы происходят с автобусами. То и дело поступают сообщения о сорвавшемся с утеса или рухнувшем в воду автобусе, все пассажиры которого (часто — дети) погибли. Нелепейшая роковая случайность произошла в начале 1991 года на трассе Москва — Воронеж — Ростов. Шедшие на обгон "Жигули" ударили в колесо "ЗИЛ-133". Находившийся в кузове грузовика компрессор покачнулся и пробил стоявшую рядом бочку с горючим. Ее содержимое вспыхнуло и огненным фонтаном ринулось наружу, заливая внутренности оказавшегося тут же "Икаруса". 56 человек (в том числе 7 детей) из 70 сгорели заживо... В том же году в Зимбабве из-за превышения скорости автобус перевернулся на горной дороге. Тогда погибли 83 школьника и 4 преподавателя. Не так давно — 29 марта — в районе кенийской столицы Найроби столкнулись на большой скорости два автобуса, они загорелись, и в огне погибло более ста человек. Еще один бич для развитых стран — аварии на скоростных автобанах. Огромные скорости и плотный поток машин приводят к многочисленным столкновениям и жертвам. А вот авария 25 мая этого года на 71-м километре Ленинградского шоссе, когда из-за погодных условий друг в друга врезалось 30 автомобилей, оказалась "щадящей" — погибли 3 человека, 14 получили ранения. К списку неожиданностей автокатастроф можно отнести то, что во время их люди довольно часто... тонут. Так, в Амстердаме, городе каналов, были даже открыты специальные курсы, на которых водителей обучали, как себя вести во время падения авто в воду. А как себя вообще вести, чтобы наилучшим способом обезопаситься во время поездки на автомобиле или автобусе? Специалисты советуют в первую очередь правильно выбрать места в авто. В автобусе следует садиться в середине салона на крайние правые места. В легковушке самое опасное место — правое переднее (водитель, как бы он хорошо ни относился к своему пассажиру, в последний момент инстинктивно пытается вывернуть руль, чтобы отвести удар от себя), поэтому здесь нельзя возить детей и пожилых людей. Второе по опасности — место водителя. Насчет безопасности задних сидений мнения расходятся — то ли правое, то ли левое. Естественно, следует использовать ремни безопасности — по статистике 85 из 100 погибших в авариях пассажиров и водителей могли бы остаться в живых, если бы пользовались этой надоедливой тесьмой, за отсутствие которой штрафует дяденька гибдэдэшник. Однако следует помнить, что лучше вообще без ремня, чем с ремнем незастегнутым или неподогнанным (если он безынерционный). Не стоит также особо расслабляться и дремать в транспорте, сиденья которого не оборудованы подголовниками: столкновение, чересчур резкое торможение — и вы рискуете сломать себе шею, которую не поддерживают расслабленные во сне мышцы (и все — калека или труп). n n n ...И обо всем-то этом вы слышали — и о пьянстве за рулем, и о ремнях безопасности, и про то, что пешеходов надо пропускать. Ну что ж, слышали — значит, еще живы. Многие из тех, кто слушал, но не услышал, уже не расскажут нам, как лучше ездить — с ремнем или без. В лучшем случае они в данный момент не могут вступить в дискуссию не потому, что на небесах, а просто сидят за решеткой из-за собственного разгильдяйства, сбив кого-нибудь, будучи подшофе. Добавим лишь, что смерть в автомобиле распространена так же, как и сам автомобиль, — то есть во всем мире и среди всех слоев общества. И совершенно не важно, какое у тебя авто — "Ока" или "Роллс-Ройс". А потому дай нам всем бог здоровья и внимательности и упокой душу: танцовщицы Айседоры Дункан, неосторожно свесившей шарф под колесо; культового актера Джеймса Дина, навсегда оставшегося молодым фанатиком скорости; отвязного рок-н-ролльщика Марка Болана, продолжившего свое путешествие по вымышленным мирам; нашего рокера Виктора Цоя, как следует не выспавшегося перед поездкой; голливудской звезды, жены монакского принца Ренье Грейс Келли, судя по всему давшей подержать руль маленькой дочке — всем теперь известной принцессе Стефании; британской принцессы Дианы, которая так долго искала любовь, а нашла смерть в парижском тоннеле; и многих-многих других, в число которых по счастливой случайности не попал неутомимый шоссейный бегун, порядочный растяпа и по совместительству король ужасов Стивен Кинг, попавший под микроавтобус. А вот погиб ли в 1966 году в автокатастрофе настоящий Пол Маккартни (нынешний-то, с точки зрения некоторых знатоков, — фальшивка), битломаны спорят до сих пор. Но вот то, что он осенью именно того года, обкурившись со своим дружком травки, перелетел через руль мопеда, на котором он мчался, и раскроил себе верхнюю губу, — это исторический факт.





Партнеры