Челюсти-2. Вставные

Сказки Нового Арбата

4 января 2002 в 00:00, просмотров: 462
  В Москве есть улицы, любимые москвичами и популярные среди туристов, улицы легендарные и просто тихие и уютные. Новый Арбат ни к одной из этих категорий не относится. Он по-прежнему остается “вставными челюстями Москвы”. Но вот и у Нового Арбата появился шанс стать культовым местом.
     В последние годы Новый Арбат фактически превратился в огромную автостоянку. “Дикая парковка” достала и владельцев новоарбатских торговых и увеселительных заведений. Именно они заказали у городских архитекторов проект “цивилизованной” стоянки. В Москомархитектуре справедливо посчитали, что пешеходы тоже люди, и решили перестроить Новый Арбат с учетом общих интересов.
     Итак, после реконструкции самая бойкая часть улицы — ее левая сторона от Арбатского переулка до Новинского бульвара — “похудеет” на 17 метров. Автостоянка потеснит пешеходную зону, которая, правда, будет заново вымощена. И не быстро разрушающейся бетонной плиткой, как сейчас, а гранитом.
     Конечно, только одна автостоянка москвичей и туристов на проспект не привлечет. Но в проекте есть симпатичная идея — отделить пешеходов от автомашин “зеленой стеной” из деревьев.
     — Старые деревья и газоны на Арбате уже совсем зачахли, — говорит Марина Морина, руководитель разработчиков проекта в институте “Моспроект-2”, — они будут вырублены, а между мостовой и тротуаром будут высажены новые растения. Не просто в московскую землю, а в своеобразные каменные ящики, очень длинные и высокие. Со стороны стоянки они поднимаются над землей почти на метр, а со стороны пешеходов — на полметра. Ящики будут заполнены специальным грунтом. Ну а деревья (три-четыре метра в высоту) и кустарники привезут из Германии.
     — В России, стало быть, декоративных деревьев для Москвы не нашлось?
     — Честно говоря, да. Наши питомники переживают не лучшие времена. А в Европе технология выращивания деревьев для города доведена до совершенства. Мы же уже высадили пару лет назад декоративные яблони у Большого театра. У них очень мелкие фрукты. Зато цветы — огромные, и весной яблони выглядят очаровательно. Похожие яблони появятся и на Новом Арбате, а кроме того, клены, каштаны и другие деревья. Такое разнообразие нужно не просто для красоты. Это в лесу идет борьба за жизнь между разными породами деревьев. А в городе они, наоборот, поддерживают друг друга и выживают в сообществе.
     А на Новом Арбате растениям придется бороться за жизнь совсем в экстремальных условиях. Их собираются сажать на крышах магазинов и ресторанов. Но — после детального обследования несущих конструкций зданий. В своем нынешнем состоянии дома попросту могут не выдержать тяжелых деревьев.
     Перестройка уже началась. На Новом Арбате меняют трубы, а по весне начнут мостить гранит. Возможно, реконструированную улицу представят на суд москвичей в начале сентября, ко Дню города. А архитекторы уже думают над реконструкцией другой стороны улицы.
     Остается добавить, что Новый Арбат освещен будет тоже по-новому. Пешеходы будут гулять под невысокими декоративными торшерами. Причем выполненными не в привычном “ретро-стиле” (подобно фонарям на Старом Арбате или на Пушкинской площади), а ультрасовременными.
     — Новый Арбат — это все-таки памятник архитектуры советского градостроительства, — говорит Марина Морина, — и мы хотим, чтобы индустриальная архитектура XXI века перекликалась с индустриальной архитектурой века прошлого.
    


Партнеры