Волочебная пора

“Были Святки кострами согреты...”

5 января 2002 в 00:00, просмотров: 414
  Позади у православных остался Новый год со всеми его неудобствами. Еще бы, западные и российские нехристи празднуют его как полагается — рождественским гусем, свиными колбасками, предаются неумеренному обжорству и питию, а у православных — пост. И не просто пост, а самая строгая неделя Рождественского поста. В сочельник, 6 января, разрешается вкушать лишь размоченные сухофрукты — сочиво, да и то лишь с появлением первой звезды. А всему виной неверные расчеты календаря, сделанные в незапамятные времена. Вот и празднуют христиане в разных концах мира по-разному Рождество Христово.
     Но вот наконец приходит Рождество и для православных. В большинстве православных храмов: как в России, так и на Западе, а также в Греции, Египте, Сирии и даже в Индии, само собой и в Палестине — всюду, где стоят православные храмы, совершаются торжественные ночные богослужения. Традиция велит считать, а евангелисты подтверждают, что Рождество Спасителя произошло ночью. Поэтому верующие встречают его ночью в храме. Само богослужение необычайно торжественно — храмы в России украшают елками и обязательно вертепами. Это подобия той вифлеемской пещеры, в которой произошло величайшее событие — рождение Божьего Сына. Дети с восторгом подходят к рождественской пещере и рассматривают вола и овечек, фигурки пастухов, которые первыми пришли поклониться Младенцу Христу, и огромную звезду, которая возвышается над вертепом. Здесь же, в вертепе, фигурки волхвов, восточных мудрецов, принесших драгоценные дары Христу. И только после Рождественского богослужения православные разговляются.
     Если в храме дружная община — разговенье происходит прямо в храме, в трапезной. Если же собрались случайные люди, каждый разговляется дома, в семейном кругу. Сегодня на Руси утрачены многие старые обычаи. Мало кто помнит, что период с 7 по 18 января называется Святками. Наши предки задолго готовились к Святкам. Уже рождественским вечером по дворам шли колядовщики, распевая колядки — чаще всего рождественские песнопения. А на Украине и в Белоруссии колядовщики шли с рождественской звездой, а порой и с вертепом, распевая духовные песнопения. Их прекрасно знал и исполнял, правда, в узком кругу, в подневольное советское время, знаменитый тенор Иван Козловский. В это время совершались гадания и пелись подблюдные песни, связанные с гаданием.
     Святки были временем торжеств, праздничного отдыха и разнообразных игр. В разных областях России святочные игры происходили по-разному. Но есть одна черта, которая роднит русских с Европой. На Святках обычно вечерами по деревням ходили ряженые. Наряжались медведем, конем (для этого требовалось два-три человека), козой, журавлем, а то и рогатой нечистью. В горных районах Шотландии обычно для этого припасалась шкура быка, с хвостом, головой и рогами. Ряженый вместе с другими обходил дома с особыми песнями-пожеланиями. В Англии среди ряженых особой популярностью пользовался конь. Череп или деревянная морда коня надевается на палку, и ее держит человек, закутанный в покрывало. В Южной Чехии морду лошади делали из соломы — в затее принимают участие два или три человека. Они кладут руки на плечи переднему, их покрывают попоной, а третий садится верхом. В Польше в колядовании принимает участие всадник. Но особой популярностью пользуются коза и туронь (что-то среднее между козой и быком). Кстати, в Польше порой ряженые водят живую козу, считая, что она каким-то магическим образом влияет на урожай. Немцы и словенцы предпочитают рядиться в маски всевозможных Клаусов, Воданов и Рупрехтов — различных горных духов. Понятное дело — маски страшные. В Испании, Бельгии и на юге Нидерландов до сих пор на Святки водят великанов, для изготовления которых обильно пользуются папье-маше. Причем великанов величают то Иродами, то именами римских императоров.
     Но вернемся в Россию. Накануне Святок молодежь обычно договаривалась и снимала на этот период избу или баню. Здесь вечерами собиралась не только молодежь, но и взрослые. Сюда колядовщики приносили собранные по дворам дары — лепешки, пироги, колбасы, орехи. Здесь разыгрывались представления и происходили гадания — где-то куражились ряженые, а кое-где ставились настоящие театральные представления. Особо чтились постановки “Царя Максимилиана”. Под руководством отставного солдата или местного грамотея молодежь тайком еще до Рождества готовила костюмы и заучивала роли. Зато потом было море восторгов, и на актеров сыпались всевозможные дары.
     Праздничный стол наших предков был несравненно скуднее, нежели наш. Накануне Рождества забивались свиньи, откормленные телята, гуси, утки. Это диктовал нехитрый быт — холодильников не было, и на Руси мясо можно было хранить только в зимнее время. Появление мясных блюд на столе само по себе уже было праздником. На Рождество пеклись в богатых домах пшеничные лепешки, а в бедных — ржаные. Праздничный стол украшали различные соленья и варенья, заготовленные летом. Из напитков — различные домашние настойки, брага и самодельное пиво. В этом году по восточному календарю настает год Лошади. Так что, если вдруг возродятся ряженые, то особой популярностью будет пользоваться именно она. Но все-таки самый простой способ нарядиться на Рождество — вывернуть наизнанку дубленку, обуть дедовские валенки и отправиться с колядками по соседям. Авось что-нибудь перепадет!
    


Партнеры