Модернизация продолжается

1 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 213

Россия – 2001 запомнится радикальным сближением с Западом и возрождением надежд
на более тесную интеграцию в «свободный мир». Однако этот год сыграл не менее важную роль в процессе внутренней модернизации России. Нет сомнений,
что два явления взаимозависимы. И это само по себе является свидетельством того,
что Россия становится наконец нормальной страной.

Два года правления Владимира Путина можно рассматривать как последовательный модернизационный проект. Он начался в 2000 году консолидацией российской государственности. Основные усилия исполнительной власти сосредоточились на решении административных и политических проблем, тогда как экономика была отодвинута на задний план. Главные плоды 2000 года – реформа федеративных отношений (или слом губернаторов как корпорации федеральных политиков), выстраивание отношений между государством и группами экономических интересов (олигархами), частичное восстановление эффективности федеральной бюрократии, более жесткий контроль федеральной исполнительной власти над всеми значимыми политическими игроками.
К началу 2001 года администрация Путина обладала твердым большинством в федеральном парламенте (впервые за все десятилетие посткоммунистического развития), мощной поддержкой в общественном мнении (рейтинги одобрения деятельности президента колебались в течение года между 55% и 75%) и доминированием во всех важных сегментах политической и экономической элиты. Столь выгодная позиция давала федеральной и исполнительной власти достаточные ресурсы для того, чтобы начать серию структурных реформ в экономической и политической жизни страны.
Масштаб реформаторских планов не означает сам по себе, что эти шаги будут быстрыми и радикальными. Некоторые из реформ еще не обрели силу закона, другие только начинают реализовываться, и эта реализация может занять годы. Однако мы можем с достаточным основанием предположить, что последовательность реформаторских планов, точное содержание и темп реформ будут определяться с учетом обстоятельств и ограничений. Президент, скорее всего, будет учитывать политическую и экономическую оппозицию различных лоббистских групп и социальную цену каждой из реформ, а также оценивать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Такие соображения могут значительно замедлить реформы и даже сказаться на их эффективности. Но мы имеем серьезные основания предполагать, что реформаторский курс будет продолжаться и при этом достаточно настойчиво.
Еще одно свершение минувшего года – это радикальное ослабление страхов того, что путинский режим «свалится в авторитаризм». Подобные страхи не казались совсем уж необоснованными: система сдержек и противовесов, очень несовершенная в конце 90-х годов, была еще более ослаблена путинскими усилиями по консолидации государства и ограничению автономии независимых политических игроков. Подавление частного канала НТВ и закрытие ТВ-6 часто характеризуются как авторитарные действия власти против политических оппонентов. Многие лидеры общественного мнения в России выражают озабоченность повышением влияния бывших и действующих офицеров спецслужб в гражданской политике и личном окружении Путина; ситуация с правами человека в мятежной Чечне хотя и улучшилась, но остается весьма напряженной. Однако общая либеральная логика реформ требует активного привлечения и сотрудничества власти с агентами модернизации, такими, как частный бизнес, корпус законодателей, региональные лидеры, средства массовой информации. К тому же существует и очень важный «внешний» фактор – стратегическое сближение с Западом. Все эти факторы обуславливают необходимость сохранения и дальнейшего развития либерально-демократической среды в России, которое, конечно, может иногда омрачаться полуавторитарными «выхлопами».
В конце второго года президентства Владимира Путина Россия достигла достаточно высокого уровня политической стабильности, немыслимого в ельцинскую эру. Раскол нации на «партию прошлого» и «партию реформ» был преодолен с подъемом Владимира Путина как общенационального лидера в 1999 году. Угроза регионального сепаратизма и распада федерации была иллюзорной даже в прошлом десятилетии, и она тем более немыслима тогда, когда федеральный центр настойчиво утверждает себя в национальной политике. Большой частный бизнес получил заверения, что результаты приватизации и общенациональные рамки его деятельности не будут подвергаться радикальному пересмотру. Четырехпартийная коалиция в нижней палате парламента и пришедший новый спикер верхней палаты парламента гарантированно обеспечивают прохождение всех правительственных законов. Ко всему этому добавим уверенный экономический рост и умеренную инфляцию. Никогда за минувшее десятилетие Россия не смогла похвастаться столь благоприятным сочетанием факторов, в сумме обеспечивающих политическую стабильность.
Однако существуют и определенные угрозы стабильности. Некоторые из них определяются незавершенным характером транзита, другие порождаются самим характером реформ:
продолжается борьба за власть между различными кланами в администрации Путина. Наиболее явный пример, который проявился осенью 2001 года, это противоречие между так называемой «семьей» и «спецслужбистами» по вопросу контроля над важными государственными учреждениями. При неблагоприятном сценарии развития событий столкновение между ними может подорвать эффективность и «командный дух» исполнительной власти. Однако более вероятно, что Путин не допустит того, чтобы эти противоречия приняли разрушительный характер;
когда реформы войдут в стадию реализации, некоторые из них, особенно те, которые напрямую воздействуют на интересы мощных элитных групп или широкие слои общества, могут породить сопротивление или оппозицию. Наиболее очевидный пример – реформа ЖКХ: в 2002 году некоторые регионы ввели новую систему финансирования «коммуналки», что повлечет существенное повышение расходов значительной части населения на эти цели. Реакция на негативные последствия реформ вряд ли примет форму публичных протестов или организованной оппозиции. Но вполне вероятен «тихий саботаж» элит и определенное снижение популярности власти;
непредсказуемая цена на нефть окажет воздействие на фискальную ситуацию в стране. Пока правительство выражает уверенность, что оно будет в состоянии выполнить все свои обязательства по социальным платежам, но очевидно, что в социальной политике оно столкнется со многими трудностями.
Таким образом, политическая стабильность в России остается неполной, но «зона нестабильности» существенно уменьшается по сравнению с концом 90-х годов. Политическая повестка дня 2002 года явится развитием многих достижений предшествующих двух лет. Наряду с воплощением в жизнь планов реформ, принятых в 2001 году, в эту повестку дня будет включена вторая стадия реформы отношений «центр–регионы», точнее перераспределение «сферы совместного ведения» федерального и регионального уровней власти. Долгожданная банковская реформа и конструктивный диалог с ВТО также будут в центре внимания власти. Еще одно направление модернизации – это административная реформа, то есть преобразование гражданской службы в стране. Ресурсы и опыт, накопленные путинской командой, представляются достаточными для реализации столь амбициозной повестки дня.
Новый климат в отношениях России с Западом – это не единственный и, может быть, даже не самый сильный фактор, способствующий привлечению западных инвестиций в Россию. Продолжающаяся внутренняя модернизация устраняет многие барьеры, которые затрудняли деятельность международного бизнеса в России. Конечно, реформы займут немало времени, во многих отношениях Россия все еще остается переходной страной, но за 2001 год цели и вектор этого «перехода» стали гораздо более ясными, более привлекательными для международного бизнеса.

Амбициозная экономическая политика в 2001 году включала в себя:
– Продолжение либеральной реформы налогообложения

– Реформу таможенной системы, существенно снижающую количество категорий импортируемых товаров и общее снижение уровня тарифов

– Земельную реформу. Впервые за десятилетие посткоммунистического развития российское законодательство, наконец, ввело частную собственность на землю (но пока не на землю сельскохозяйственного назначения)

– Реформу естественных монополий, в том числе железных дорог, РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» (последние два являются акционерными обществами с участием государственных и частных собственников)

– Реформу налогообложения природных ресурсов (но пока не принят новый закон о разделе продукции)
– Дерегулирование валютного законодательства, существенно снижающее регуляторные барьеры на экспорт капитала

– Реформу пенсионной системы

– Принятие нового Трудового кодекса, более совместимого с принципами рыночной экономики

– Пакет законов, снижающих регуляторные барьеры для деятельности частного бизнеса (регистрация, отчетность, деятельность и т.д.)

– Судебную реформу

– Новый закон о политических партиях

– Продолжение усилий по вступлению России в ВТО





Партнеры