Ого-го: ЕГЭ!

Российских школьников научат играть в “Миллионера”

7 февраля 2002 в 00:00, просмотров: 1537
  Корреспондентам “МК” удалось раздобыть примерные тестовые задания Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и узнать подробности его проведения. Этим летом госэкзамены придется сдавать выпускникам почти двадцати российских регионов. Москва и Подмосковье в этот список пока не вошли: очередь до них дойдет, скорее всего, не раньше 2003 года. Но пусть школьники Москвы и области мотают на ус.
 
    Единый госэкзамен, как известно, призван заменить собой сразу два вида учебных испытаний: выпускной экзамен в школе и вступительный в вуз. ЕГЭ проведут по тем же дисциплинам, что и обычные выпускные: два экзамена (русская словесность и математика) будут обязательными для всех, три другие — по выбору выпускника: иностранный язык, литература, химия, физика, биология, история, обществознание, география. Проведут ЕГЭ не в привычных стенах школ, а в специальных помещениях. Скорее всего, в аудиториях вузов и техникумов. В день экзамена туда соберут ребят сразу со всех школ района. В качестве надзирающих преподавателей выступят не родные учителя, а независимая комиссия, подобранная по антипредметному принципу: экзамен по биологии станут контролировать историки, по математике — русисты и т.д. Возможно, в качестве независимых наблюдателей допустят и представителей СМИ.
     Устных вопросов не будет, все экзамены пройдут в виде тестов. Чтобы исключить возможность утечки информации, запечатанные конверты с заданиями доставят к месту экзамена специальные курьеры. В присутствии экзаменаторов и общественности конверты вскроют и тесты раздадут ученикам. Каждый получит вариант теста и бланк ответов. Ровно через 180 минут на глазах наблюдателей работы школьников запечатают и опять вручат курьерам, которые доставят их в региональные комиссии. Предполагается, что будет вестись строгий учет как экзаменационных бланков, так и времени их доставки. Это нужно, чтобы никто не смог заменить одну работу на другую и чтобы курьеры нигде “случайно” не задерживались. В региональном центре работы отсканируют и перешлют электронной почтой в Центральную экзаменационную комиссию. Для подстраховки и для разрешения возможных конфликтных ситуаций туда же позднее отправят и сами бланки ответов.
     Количество заданий по каждому предмету разнится: 37 по русскому языку, 57 по истории, 61 по обществознанию и т.д. Но у всех тестов есть одно общее: вопросы объединены по сложности в три группы (А, В, С) и оцениваются по-разному.
     В группе А задания наиболее простые, и ученику предлагается выбрать из четырех ответов один правильный — нечто вроде популярной игры “Кто хочет стать миллионером?”. Вот только обаятельного Максима Галкина рядом не будет. Свой вариант школяры должны отметить в бланке обычным крестиком.
     Вот, к примеру, вопрос в тестах по истории : “Куликовская битва произошла в: 1) 1223 г.; 2) 1240 г.; 3) 1380 г.; 4) 1480 г.”. Некоторые задания категории А могут быть посложнее: “С кем из указанных государственных деятелей связывают начало “холодной войны”: 1) Ф.Рузвельт, А.Громыко; 2) Д.Эйзенхауэр, Н.Булганин; 3) Дж.Кеннеди, Н.Хрущев; 4) У.Черчилль, И.Сталин?” Заданий категории А в тестах большинство (70%). На выполнение каждого из них отводится 1—2 минуты, правильный ответ оценивается в 1 балл .
     Вторая группа вопросов (24%) требует более вдумчивого подхода: например, нужно соотнести историческое событие и государственного деятеля или составить правильную хронологию общественных явлений. В бланк ответа необходимо вписать цифру или слово. Правильный вариант стоит уже 2 балла . К примеру: “Расположите в хронологическом порядке следующие события: 1) воцарение Романовых; 2) церковный раскол; 3) пугачевский бунт; 4) Смута”. Могут также попросить определить по отрывку из документа о ком или о чем идет речь, как называется историческая эпоха и тому подобное.
     Третья группа заданий (6%) — самая трудная. В тестах по истории требуется привести развернутые ответы на вопросы по историческому документу. Например, к отрывку из статьи Г.В.Плеханова “Открытое письмо к петроградским рабочим” даются следующие вопросы: “Какова точка зрения автора на вопрос о готовности России к социалистической революции? Что означает тезис: “Несвоевременный захват власти — источник гражданской войны”? В чем заключалось различие мнений Г.В.Плеханова и большевиков о характере власти в России после революции?”. Вес каждого такого задания — 12 баллов. Развернутые ответы призваны показать, умеет ли школьник работать с первоисточником, знает ли он историческую эпоху, ее основные события и деятелей, может ли вычленять нужную информацию из текста, группировать факты, логически рассуждать, раскрывать причины и следствия.
     На экзамене по русскому языку третье задание представляет собой сочинение-рассуждение по отрывку из художественного или публицистического произведения. Выпускнику предлагается выразить свое отношение к теме, поднимаемой автором, определить языковое оформление текста, его стиль, композицию, отбор выразительных средств и прочие художественные изыски. При оценке мини-сочинения экзаменаторы учтут орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки, допущенные учеником, его умение грамотно и логически излагать собственные мысли, богатство его словаря, разнообразие грамматических форм и т.д.
     Знания ребят будет оценивать опять-таки не школьная, а независимая экзаменационная комиссия. На проверку к преподавателям работы попадут без титульного листа. Титульные листы, на котором указаны ФИО ученика, его школа и регион, будут хранить отдельно. Это должно обеспечить анонимность проверки и максимальную объективность отметки. Правильность ответов группы А и В определит компьютер: он сверит полученные бланки с образцами, которые хранятся у него в памяти. А вот группу С проверять должен только человек: машина пока не в состоянии оценить грамотность и логику развернутого ответа или глубину сочинения-рассуждения. В спорных случаях преподаватель проверит всю работу целиком — машины, бывает, тоже ошибаются.
     Каждый экзамен оценивается по 100-балльной системе. Выпускник, сдавший ЕГЭ, получит два документа: сертификат с баллами и обычный аттестат зрелости (баллы переведут в привычные тройки, четверки и пятерки). Копии своего сертификата можно разослать по вузам — и ждать ответа. Таким образом, российские аттестаты зрелости, подкрепленные сертификатами ЕГЭ, наконец-то превратятся в полновесные государственные документы, в которых будут оценены реальные знания школьника. Нынешние же аттестаты подчас выдаются не за хорошую успеваемость, а за хорошие отношения с учителями или за дорогие подарки директору школы.
     Реформаторы образования надеются, что после введения ЕГЭ российский школьный аттестат наконец-то приобретет международный статус. И российский выпускник сможет поступить (или хотя бы попытаться) не только в любой отечественный вуз, но и в разные забугорные Кембриджи и Оксфорды.
    



Партнеры