А.С.Пушкин.
“Евгений Онегин”
Больше половины охраняемых государством и, стало быть, ценных объектов в Московской области составляют культовые сооружения. До перестройки они лежали в руинах. Переданные наконец-то по принадлежности, засияли, воскресли. “Культ” разобрали и превратили в конфетку. Сегодня уже не найти деревеньки, где бы стараниями православной общины ни красовались только что отделанные часовенки, церкви. Про богатые городские приходы — простите за тавтологию — и говорить не приходится. Лепота... Государственным органам нередко остается следить лишь за тем, чтобы в строительном раже настоятели храмов и прихожане не испортили красоту. Как это случилось в Воскресенском районе, где под давлением Управления по охране памятников Патриархия отставила батюшку, который архитектурной отсебятиной опохабил церковь Серафима Саровского. Дорвались и стараемся от души!
А вот в отношении гражданских объектов картина изменилась с точностью до наоборот. Лучшие здания, щедро раздаваемые советской властью под санатории, клубы, дома отдыха, библиотеки, музеи, в эпоху процветания частной инициативы стали великомучениками бюджета. Ну нет на них денег в казне! Понимаете: нет.
В глубоко застойные годы возмущенная интеллигенция в знак протеста могла взвалить на свои плечи крест, рухнувший с колокольни уникальнейшей церкви в Дубровицах (XVII век, барокко, чудо в белокаменных кружевах) и пронести его, подобно Христу, к Голгофе — Подольскому горкому КПСС, чтобы громко стукнуть им у парадного входа. После означенной акции реставрацию Дубровицкой церкви начали через день. В наше рациональное время ни одного чиновника подобными штуками не проймешь: можете стучать чем угодно.
В августе 2001-го приспела очередная литературная дата: 80 лет со дня смерти Александра Блока. Ударными темпами возродили сожженное в 21-м году “Шахматово”. В 2004 году отмечается 850-летие древнего города Дмитрова. Это значит, что в районном центре отреставрируют Кремль и покрасят фасады. И это, разумеется, благо. Если бы не юбилеи — и с этим соглашаются серьезные люди — до сих пор не было бы в Подмосковье ни Пушкинского, ни Блоковского мемориала, а наши маленькие города не получили бы ассигнований для решения наболевших проблем. Любят в России праздники!
Отмечали юбилей Зарайска. Городишко отмыли, почистили и привели в отличное состояние тамошний Кремль, в котором давно уже норовили обрушиться то одна стена, то другая. Торжества, к сожалению, быстро закончились. До следующего юбилея — тысячелетнего — к сожалению, далеко. Древней крепости требуется уход. И уже нужно клянчить на каждый мешок цемента и банку краски...
— А разве нельзя реставрировать планово? Ради сохранения памятника? — озадачились налоговики, проверявшие недавно Московскую область.
Уж очень насторожила их распространенная по бедности практика, когда и без того скупые бюджетные средства размазываются по разным объектам, чтобы те, по Остапу Бендеру, “не очень-то провалились”. Говоря проще, не рухнули. Чуточку подлатают, законсервируют. До следующего этапа, наступающего через несколько лет вместе с очередным приступом финансирования. Реставрация начинается сызнова. Деньги потрачены зря.
Летний деревянный театр в Малаховке, в котором начинала артистическую карьеру несравненная Фаина Раневская. (Сгинул в огне.)
Усадьба “Пущино” — ХVIII век, стиль классицизм. В интерьерах господского дома снимался фильм “Неоконченная пьеса для механического пианино”. (Превратилась в руины.)
Имение “Пущино-на-Наре” князей Вяземских в Серпуховском районе, усадьба “Гребнево” в Щелковском, “Никольское-Обольяново” в Дмитровском, бывшая вотчина Чернышовых “Ярополец” под Волоколамском...
Список “графских развалин” в Московской губернии нескончаем, как полный дворянский титул лучших аристократических фамилий Европы.
С федеральными памятниками дело обстоит хуже всего. Ведь на них российский бюджет экономит прежде всего. Режим экономии не может не приносить плоды. В итоге только десять процентов всех памятников находятся в хорошем состоянии, тридцать процентов — в удовлетворительном. Остальные в плохом или в аварийном. Аварийное состояние — это когда не остается камня на камне. Честнее, наверное, было признавать, что памятник разрушен, утрачен. Не тут-то было! Согласно существующей научной методике, утраченных памятников не бывает. Здание не стыдно разрушить до основания, но до тех пор, пока сохраняются планы, обмеры, чертежи, фотографии, на самый прискорбный конец — словесные описания, памятник считается подлежащим восстановлению.
И восстанавливают. Тем более что отношение к новоделам в последние годы лояльное. После храма Христа Спасителя прирученная публика уже не настаивает на подлинности чего бы то ни было. Она благодарная. Она восторгается. Публику можно понять... Пушкинское “Захарово” — рядовой и одновременно незаурядный в этом смысле пример. Историческая усадьба — это даже не копия, не реконструкция, не макет. Это аналоговое строительство. Собирательный образ на основе заданных черт. Ответ на вопрос: “Какой могла быть пушкинская усадьба, если бы ее не уничтожило время?”
Собственно, а нужно ли вообще беречь наследие старины, когда изобретена такая универсальная формула?
Местная власть старается пристроить обременительное наследство в хорошие руки как может. В Москве-столице опыт сдачи в аренду памятников и исторических зданий дал блестящие результаты. Владеть старинным особняком в центре города престижно.
Столичная губерния — не столица. Для нее главная головная боль — раздать добрым дядям (главное, платежеспособным) многочисленные дворянские усадьбы, разбросанные там и сям. В Московской области их триста сорок. Раздача продвигается туго, в последние годы удалось всучить только девять, причем три договора сейчас расторгаются через суд.
В то же время неподалеку, в Наро-Фоминском районе, на руинах родового имения “Алабино” сидит потомок князей Мещерских. Который не теряет надежды когда-то заполучить обратно реквизированное у его предков. Будь у князя солидное состояние, дворянское гнездо вернулось бы к нему тотчас же. Однако у обнищавшего потомка русских помещиков денег хватило лишь на то, чтобы купить обои для одной комнатки в полуразвалившемся флигеле...
Комплекс Вознесенской мануфактуры в г. Красноармейске (конец XIX — нач. ХХ века).
Фабричный городок в селе Ново-Никольское Красногорского р-на (1880-е годы).
Фабрика Куделина в Павловском Посаде (1907 г.).
Пожарное депо с каланчой, там же.
Ситценабивная фабрика А.В.Мераевой в пос. Данки Серпуховского р-на (конец XIX — нач. ХХ века).
Мещанская богадельня в Клину (XIX век).
Женская гимназия там же, 1904—1912 годы.
Родильный дом Богородско-Глуховской мануфактуры в Ногинске, нач. 1900-х годов.
Женская гимназия, г. Ногинск, 1908 г., стиль модерн.
Кинотеатр Петрова, 1913 г., в Павловском Посаде.
Институт благородных девиц в пос. Быково, 1898 год.
Ресторан в Ногинске, начало ХХ века.
Питейный дом XVIII века в Зарайске.
Здание гор. Думы в Клину (вторая пол. XIX века).
Здание тюрьмы в Клину. Казначейство и полицейское управление, там же.
Городская управа и полицейский участок в Ногинске.
Городская Дума, 1913 год (там же).
Дома с лавками (вторая пол. XIX века) в Кашире.
Лавки конца XIX века в Ногинске.
Дом товарищества Мануфактуры Лабзина-Грязнова в Павловском Посаде, конец XIX века.
Комплекс домов купца и трактирщиков Сачкова и Воеводина там же, вторая пол. XIX века.
Кварталы жилых домов в Коломне XVIII—XIX вв.
Дом Мейерхольда в Николо-Архангельском.
Квартира Марины Цветаевой в Болшеве.
Братская могила павших в 1612 году защитников города Зарайска от польских интервентов.
Место, где был развеян прах художника Казимира Малевича, пос. Немчиновка.