Экономический плацдарм генерала черкесова

Полномочный представитель президента по Северо-Западному федеральному округу Виктор ЧЕРКЕСОВ – один из самых закрытых для прессы российских политиков. Интервью с ним, сделанные журналистами тет-а-тет, можно пересчитать по пальцам.
Сам же Виктор Васильевич объясняет свою позицию достаточно просто, заявляя, что практически все дела, которые он ведет, и так на виду.

Закрытой же остается лишь правоохранительная тематика. Поскольку там, где оперируют именами, оценками событий, не получившими окончательного вердикта, преждевременная огласка может нанести ущерб реальной деятельности.
Со своей первоочередной задачей – приведением региональных законов в соответствие с федеральными – генерал ФСБ справился достаточно четко и быстро. Хотя, как он сам заявлял через несколько месяцев после начала работы, когда пресса уже стала подводить итоги: «Эта работа не может быть завершена. Многоуровневая система нашей нормативно-правовой базы требует от нас того, чтобы мы, оттолкнувшись от рассмотренных и приведенных в соответствие с федеральным законодательством региональных законов, приступили к анализу производных от них документов, принятых исполнительной и законодательной властью регионов».
Одним из первых экзаменов для полпреда стала ситуация с забастовкой лоцманов в балтийских портах. Поскольку работа «морских ворот» была полностью парализована, отрасль ежедневно терпела миллионные убытки. Сначала «разруливанием» этого конфликта занималась местная администрация, но затем роль посредника в переговорах между федеральной властью и профсоюзом лоцманов взяло на себя полпредство.
Только-только оказался решенным этот вопрос, как разразился калининградский кризис. Слишком долго федеральный центр не обращал внимания на анклавную российскую территорию, которая оказалась в положении социально-экономического изгоя. Область была не готова к зиме, а ее долги за электроэнергию превышали 466 млн. руб., 90% которых приходится на долю федеральных структур. Власти Литвы грозились перекрыть воздушный коридор, соединяющий Калининград с Россией, потому что задолженность «Калининградавиа» составляла уже $400 тыс. По предложению Виктора Черкесова ситуация в Калининградской области была рассмотрена на специальном заседании Совета безопасности России.
Что же касается экономики, то даже те, кто ожидал от полпреда скорее чисток во властных структурах, чем решения конкретных вопросов, вынуждены были признать, что для бывшего военного Виктор Васильевич очень быстро вошел в курс дела. И в первую очередь он обратил внимание на инвестиционный климат региона.
«Жизнь настоятельно требует формирования долгосрочной инвестиционной политики. Сейчас, когда экономическая и политическая обстановка стабилизировалась, это можно и нужно сделать». По словам полпреда, Северо-Запад делают привлекательным для инвесторов богатые природные минеральные и биологические ресурсы, особенно на территориях Республики Коми, Республики Карелии, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа. Это лес, никель, кобальт, алмазы, нефть, уголь и другие природные богатства.
В одном из своих интервью Черкесов четко расставил свои инвестиционные приоритеты. Это станкостроение, точная механика и оптика, электромеханика, транспортное и энергетическое машиностроение, судостроение, аграрный сектор, средства связи, телекоммуникации и ряд других. В отличие от ставших привычными ситуаций, когда слово и дело далеко расходятся друг с другом, генерал обращался не в пустоту. По словам генерального директора холдинговой промышленной компании «Новые программы и концепции» (НПК) Бориса Кузыка, Черкесов, прекрасно понимая интересы Северо-Западного региона, был одним из первых, кто поддержал предложенную компанией схему погашения внешних российских долгов перед некоторыми европейскими странами. НПК при поддержке Сбербанка РФ и Минтранса РФ сейчас выполняет беспрецедентную для российского торгового флота программу строительства судов для Северо-Западного пароходства. И благодаря этой схеме СЗП должно стать по составу флота вне конкуренции не только в России, но и в Европе.
Черкесов поддерживает и еще один перспективный проект – строительство предприятия по переработке судов либо отслуживших свой срок, либо затонувших.
Между тем политическая составляющая не может не влиять на предпринимаемые полпредом экономические инициативы. Северо-Запад по большому счету живет одними проблемами. Между регионами существует высокая конкуренция. Грузопотоки распределяются между портами Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей. Лесозаготовители в Коми конкурируют с карельскими производителями. На подобный вопрос Черкесов отвечает так: «Естественные противоречия в законодательных базах и системные противоречия между регионами будут возникать. Но мы обязаны влиять на ситуацию и уравновесить интересы регионов. Невозможно представить, что кто-то отставит в сторону свои преимущества – географические, ресурсные возможности, освоенные рынки, отложит достижение своих целей только в силу того, что у соседей дела неважные. Если мы будем исходить только из политических построений, создания гармонии интересов, то забудем о реальных людях, за которых отвечают реальные власти. Нужно считать наперед, а что даст выравнивание тем, за счет кого оно происходит, и не потеряют ли те, кто сегодня живет лучше за счет того, что их возможности «отстригаются» и передаются другим. И не забывайте: у нас рыночная экономика, и такие регуляторы просто чрезмерны для здорового экономического процесса».
Роль же государства полпреду видится в вопросе, подобном тому, что возник у предприятий Северодвинска и «Адмиралтейских верфей», когда распределялись зарубежные заказы на строительство подводных лодок. Письмо Черкесова Президенту России стало поводом для поручения правительству, которое уже принимало и выполняло решение.
Черкесов достаточно четко определяет свое отношение к экономическим перспективам округа. «Я не претендую на роль экономического пророка. Северо-Запад – это часть России; предполагать, что мы выберем иную модель, не связанную с курсом экономического развития страны, несерьезно. Перспективным для нас будет то же, что и для всей страны, – создание среды, которая была бы благоприятна для внедрения новых технологий; ...но необходимо поддерживать равновесие: с одной стороны – укрепление базовых предприятий и отраслей, с другой – мы не должны на десятилетия стать сырьевым придатком и территорией, где сгружаются отходы или создаются технологически опасные производства».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру