Операторы и мпс:

ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

1 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 240

Идея о том, как сделать рынок железнодорожных услуг более гибким
и динамичным, появилась в середине 90-х в Министерстве путей сообщения: профессионалы задумались о перспективности работы
в этом направлении частных компаний в дополнение к уже существующему большому отряду – сегодня их более 700 – собственников подвижного состава.
По замыслу МПС, в выработанной и утвержденной Правительством России программе реформирования железнодорожного транспорта активными участниками процесса перевозок должны стать
компании-операторы.

Суть деятельности компании-оператора в том, чтобы увязать в единый технологический процесс работу всего «перевозочного конвейера», в который входят несколько видов транспорта (железнодорожный, трубопроводный, водный), а также работу множества структур, обеспечивающих погрузку, перевалку и проч.
Компания-оператор, как правило, разрабатывает определенную технологическую схему перевозок под определенный вид груза конкретного заказчика, разрабатывает кольцевой маршрут (например, в одну сторону – сырье, обратно – готовую продукцию), чтобы исключить порожний пробег вагонов. Важна разработка оптимальных логистических схем, чтобы избежать простоя вагонов около портов, где порой они скапливаются тысячами.
Почему выбор пал на частные операторские компании? Компания-оператор априори может реагировать на любые потребности рынка более оперативно, чем сложные государственные образования. Например, на большинстве транзитных железных дорог нет подразделений, которые владеют оперативной информацией о подходе судов к портам, а операторы просто обязаны создать такую службу, иначе не смогут полноценно обслуживать своих заказчиков. Или, скажем, каждая железная дорога работает по технологиям, которые по многим элементам различаются между собой, операторы же могут быстро перестроиться и оперативно «отработать» всю цепочку.
Помимо большей гибкости и эффективности операторских компаний еще одна принципиально важная сегодня задача, которую они решают практически в интересах развития всей транспортной отрасли, – активное участие в обновлении подвижного состава (не секрет, что основные фонды МПС устаревают, средств для их кардинального обновления нет), так как право работать на рынке грузовых перевозок, так называемый статус оператора, получают от МПС преимущественно те компании, которые уже владеют подвижным составом или готовы вкладывать средства в его покупку.
Первые компании-операторы получили свой официальный статус после достаточно долгого подготовительного периода, поскольку это был первый для МПС проект подобного рода, причем проект по сути не только новаторский, но и уникальный. Было это в марте 2001 года, операторами стали 17 компаний. Сегодня таких компаний уже 54. Номенклатура их грузов широка – от леса, металлов и удобрений до угля и нефтепродуктов.
Значительную часть операторов составляют «дочки» крупных промышленных предприятий, которые заинтересованы в ритмичной перевозке собственной продукции и могут оказать серьезную финансовую и организационную поддержку по сути своим собственным транспортным отделам. Однако не менее активны и компании небольшие, вполне успешно работающие в своих сегментах рынка.
По сути, несмотря на сложности нынешнего периода становления (их пока немало, начиная с непроработанности законодательных моментов до нехватки вагонов), реальная практика доказывает, что идея МПС о создании частных экспедиторских компаний-операторов верна. Причем опыт операторских компаний как альтернативных МПС перевозчиков доказал, что альтернативность эта означает отнюдь не противостояние. Операторы подтвердили на деле реальную возможность работы частных компаний и государственных структур с взаимной выгодой и пользой для всех сторон перевозочного процесса при умении грамотно и по-деловому выстроить партнерские отношения. Ведь у операторов и у МПС общие задачи и цели – добиться в конечном итоге эффективного ведения бизнеса, то есть общего повышения качества и оперативности железнодорожных перевозок, и получить максимальную прибыль.

Это подтверждает опыт и крупных компаний, которые работают по всей России, таких, как «ЮкосТрансСервис», и небольших региональных, как «Роснефтехимтранс» с Куйбышевской железной дороги.



Партнеры