По направлению к пасхе

Приближается Пасха. Что такое Пасха? Куличи да яйца. Гулянье, одним словом. Но тексты, которые поются на Пасху, почему-то ни о каких куличах и яйцах не говорят. В православном богослужении – а нашу церковь иногда называют церковью поющего богословия – говорится о празднике освобождения. Впрочем, простой российский бизнесмен, не оканчивавший филфак МГУ или истфил РГГУ, все равно ничего не уловит на слух. Таковы уж особенности нашего национального благоглаголания благопотребного.
Тем не менее Пасха – праздник освобождения от рабства. От всякого рабства. Человек не может владеть человеком. Мы не должны преклонять голову ни перед кем, кроме Бога.
Дискредитация понятия владения, т.е. власти, была осуществлена христианством зачастую вне церкви. Более того, люди, проповедовавшие свободу от всякой власти, наталкивались на властолюбивых иерархов и декларировали свое антихристианство. Это был обычный парадокс истории. К сожалению, очень обычный и распространенный.
Когда христианин Николай Бердяев называл себя анархистом, это было логично. Когда христианин Жак Маритен отрицал понятие суверенитета и не признавал его даже за народом, это было понятно. Но когда Петр Кропоткин говорил, что он анархист и при этом атеист, то это выглядело по меньшей мере странно.
Анархия, то есть отрицание власти и редукция управляющих функций до степени временного и рационального администрирования, – основной путь развития человечества. По привычке мы называли властью то, что уже давно лишено всяких функций владения. Нет над нами суверенов. Когда-то мы писали в школе «мы не рабы, рабы не мы», а были рабами.
Одним из самых мощных рычагов ниспровержения власти Кропоткин считал развитие страховых институтов. Вместо импотентной власти, которая не может защитить нас не только от старческой нищеты, но и от элементарного воровства, мы сами берем свое благополучие в свои руки. Пенсионная реформа в России – продолжение великого пасхального действа. Мало провозгласить себя либералом, христианином, анархистом. Реализация идеалов свободы – тяжелая повседневная экономическая работа.
Накопительная пенсионная система – это ясность в вопросе о собственной способности обеспечить свою старость. Где есть свобода и ответственность, там можно требовать прозрачности. Если тебе «хозяин» отстегивает от своих щедрот, то скажи спасибо за любой грош. Властитель неподконтролен, управленец обязательно подвергается контролю. Чем дальше мы будем идти по пути анархии, тем больше мы будем контролировать администрацию.
И не смущайтесь, что управленцы стараются бранными словами обзывать анархию. Это они подконтрольности боятся. Хотят быть «настоящей властью», никому не подотчетной.
Мы слишком увлеклись реформами в промышленности и других производительных секторах экономики, оставив власть там, где ей не место, – в нашей общественной и личной жизни. Жилищно-коммунальная реформа – это освобождение от унизительной зависимости. Разве можно сложив руки ждать, когда «власть» предоставит тебе квартиру? Я не хочу, чтобы «хозяин» отводил мне стойло в своем хлеву. Я хочу заработать деньги и построить себе то, что пожелаю. Обеспечение возможности ипотечного кредитования – важный шаг в деле нашего освобождения.
Становление нашей демократии – это прежде всего кардинальная реформа нашей социальной сферы. Помощь неимущим – это понятно. Общественные фонды потребления для всех здоровых мужчин и женщин – непонятно.
Если наше христианство останется красивой стороной нашего времяпровождения, куличами, яйцами и пением на малопонятном языке, то какая же это духовная жизнь? Если мы будем последовательно, тяжело трудясь и глубоко задумываясь над каждым собственным шагом, освобождаться от всяких «владык», то и будет у нас нелегкая, но радостная духовная жизнь.
Со светлым Христовым Воскресением вас!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру