ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АТТРАКЦИОН

Посмотреть, а заодно и прокатиться

8 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 318
  Есть теперь в Москве новое “чудо”, притягивающее к себе жителей и гостей столицы не хуже подземного Манежа. Это пешеходный мост “Багратион”. Море, я вам скажу, удовольствия. Ресторанчики, магазинчики, классный вид на город... В качестве особых достопримечательностей — движущиеся дорожки и макет будущего “Сити”...
     А еще мост “Багратион” очень удобен для проведения выставок. Вот и сейчас на всем его протяжении развешаны фотографии. Организаторы нынешнего фотобиеннале поместили в этом пространстве раздел, целиком посвященный детям. И правильно сделали. Для детей (и их родителей), оказавшихся на “Багратионе”, просмотр фотографий превращается в своеобразный аттракцион: встаешь на дорожку, и она сама везет тебя мимо снимков.
     Девочка лет семи по имени Лиза прокатилась таким образом раз десять. “Что тебе на выставке больше всего запомнилось?” — “Девочки с крылышками. А еще там один мальчик стреляет из пистолета”. “Девочки с крылышками” — это из Музея фотографии португальского города Брага, архивные фотографии первой половины XX века. Смотришь на них и понимаешь, что в то время, когда у нас рушилось все, и ангельских детей на снимках сменяли аскетичные пионеры на парадах физкультурников, в западных провинциальных городках не менялось ничего. И в начале века, и в его середине дети все те же — в образе матросов, монашек или ангелов с металлическими нимбами. А рядом — “дети” Александра Родченко. Года те же, но между этими детьми — пропасть.
     А мальчик с пистолетом — это уже наши дни, как можно догадаться. Евгений Мохорев снимал детей из питерских подворотен. Смутный возраст, смутное время, питерские сегодняшние дворы — как после бомбежки... Вообще, вся экспозиция все время заставляет сравнивать. Взять хотя бы “Детей свалки” испанского фотографа Матиаса Коста — с питерскими, можно сказать, одно лицо.
     “На другом уровне, на другом уровне... чегой-то у него все на этом уровне-то...” — тетка в шапке с начесом никак не поймет, что это у детей все на другом уровне взгляда, чем у взрослых. Владимир Мишуков так и назвал свою очень симпатичную серию. А Галина Москалева в проекте “Вспоминая детство” соединила фотографии из семейного архива с какими-то артефактами тех лет — киноафишами, плакатами. Вспомнить детство на самом деле на этой выставке проще простого. Вот мальчишка с портфелем на голове — господи, так это же Лешка из соседнего класса, один в один. Автор этих слов и на себя, любимую, наткнулась. Маленькая девочка из 60-х, жмурящаяся на солнышке у “Детского мира” с фотографии Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского, — это ведь я. Ну или почти я. И так сразу посветлело на душе. Рекомендую попробовать.
    




Партнеры