Мат в два хода

Когда десятки тысяч воронежцев дважды вышли на улицы родного города в знак протеста против двукратного повышения коммунальных платежей, вице-премьер российского правительства Валентина Матвиенко сообщила многомиллионной телеаудитории, что во всем виноваты местные (т.е. городские) власти. Тот же вывод был сделан федеральными чиновниками несколькими месяцами раньше, когда более половины российских регионов не смогли осуществить принятое президентом решение о более чем полуторакратном повышении заработной платы бюджетникам. Обвинены в этом были, само собой, губернаторы злополучных территорий.
На фоне энергичного и дееспособного центра, умело строящего властную вертикаль и борющегося за социальные интересы миллионов простых людей, губернаторы и мэры все чаще предстают в глазах широкой публики вороватыми растратчиками, бездушными неумехами, зловещими разбойниками, занимающимися главным образом политическим сепаратизмом («развалом великой России») и разворовыванием бюджетных средств по дороге от заботливого центра к обездоленным и одураченным «региональными баронами» согражданам.
Благородное стремление бороться с этим ужасным злом рождает у федерального начальства все новые идеи. Из последних – предложение вице-премьера Виктора Христенко о введении института банкротства субъектов Федерации, не способных выполнять все свои финансовые и социальные обязательства и переводе их в этих случаях в режим «внешнего управления». То есть управления руками все тех же федеральных чиновников.
Не исключено, что одним из таких регионов может вскоре стать Республика Коми, которая на всем протяжении 90-х годов и по сей день остается одним из немногих доноров федерального бюджета (т.е. территорией, где доходы превышают расходы). Дает себя знать сильная промышленность с большим экспортным компонентом, в частности, значительная нефте- и угледобыча. Но этому относительному процветанию в последние два года приходит быстрый конец.
В 1998 году из всех доходов, получаемых в консолидированный бюджет в республике, 76,8% оставалось в Коми, а 23,2% уходило в Москву. В 2000 году все субъекты Федерации потеряли доходы от взимания налога на добавленную стоимость (НДС). Коми теряет от этого ежегодно 1,3 млрд. рублей. Год спустя был отменен региональный налог на содержание жилищного фонда (!) и объектов социально-культурной сферы. Коми недосчиталась еще одного миллиарда. А уже в текущем году федеральный центр изъял у республики львиную долю доходов (80%) от вновь введенного налога на добычу полезных ископаемых. Еще минус 800 млн. рублей. Сверх того потеряны почти 600 млн. рублей от снижения ставки налога на прибыль.
В результате в республике в 2000 году осталось 57,7% всех доходов, в 2001 году – 48,3%, прогноз на 2002 год – не более 40%.
При этом федеральный центр не забывает нагружать регионы все новыми обременительными задачами. Самые тяжелые из них – уже упоминавшееся повышение с 1 декабря 2001 года зарплат работникам бюджетной сферы (подавляющее число которых получает деньги именно из региональных и местных бюджетов) и непрерывно идущий рост тарифов естественных монополий. В итоге в той же Республике Коми расходы на зарплату выросли сразу с трех до шести миллиардов рублей (то есть до половины от всех резко упавших в результате решений центра доходов).
Не лучше обстоят дела в городах и районах. Мэр крупного сибирского города Барнаула Владимир Баварин утверждает, что такого отчаянного положения город не знал последние 20 лет. Обеспеченность бюджета в этом году – лишь 67%. В результате повышения зарплаты доля расходов на ее выплату составляет в городском бюджете 51% (вместо плановых 42%). А еще 33,7% уходит на оплату резко дорожающего тепла и электричества для городских организаций и жилья горожан. На все остальное (а это содержание школ, больниц, домов культуры, детских садов, ремонт дорог и крыш и т.д.) остается всего 15,3% расходов бюджета. А в деньгах – вдвое меньше, чем год назад.
А вот сельский Талицкий район считающейся богатой Свердловской области. Более 60% зданий и помещений, в которых расположены бюджетные организации, требуют немедленного капитального ремонта. Не дождавшиеся его районный Дом культуры, районная поликлиника и станция «Скорой помощи» уже закрыты и не подлежат восстановлению. На зарплату в этом году уходит 54% всех расходов. Еще 34,5% уходит на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. На все прочее остается лишь 11,5%. При этом средств, выделяемых на оплату коммунальных услуг, хватает лишь на 40% их стоимости. Район готовится с середины года к закрытию всех детских садов, участковых больниц и амбулаторий, школ и других бюджетных организаций.
В этой отчаянной ситуации кто-то накапливает безнадежные долги. А кто-то повышает оплату коммунальных услуг. Как поступил и за что поплатился мэр Воронежа.
Такова цена масштабной централизации бюджетных доходов, произведенной федеральным центром в последние два года под лозунгами «наведения порядка на местах» и «укрепления властной вертикали». Еще три года назад соотношение доходов регионов и центра в консолидированном бюджете страны составляло 50/50. Сегодня у федерального бюджета – 63%, а у региональных и местных – только 37%. При этом центр своими решениями постоянно увеличивает бюджетную нагрузку последних.
Такая вот нехитрая комбинация в стиле Остапа Бендера. Сначала отнять деньги. А потом объявить банкротом и ввести «внешнее управление».
Короче, классический мат в два хода.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру