Налоги, которые мы выбираем

Вряд ли в России кто станет утверждать, что чувствует себя абсолютно уверенно, сверяя стратегические планы своих компаний
со «спущенными сверху» условиями их существования. Именно поэтому выступление председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Александра ЖУКОВА на одном из недавних заседаний Европейского делового клуба вызвало особый ажиотаж.
Как и ожидалось, деловая публика получила детальный анализ бюджетной тематики процесса налогообложения.

Позитивный опыт
2001 года
Итоги 2001 года с точки зрения исполнения бюджета и развития экономики в целом, безусловно, могут быть оценены как весьма успешные. Сбор налогов превзошел даже самые оптимистичные прогнозы. Сумма сбора существенно превысила не только запланированное в бюджете, но и дополнительные задания, которые правительство устанавливало в течение года. Всего в прошлом году налоговые доходы консолидированного бюджета составили почти 2 трлн. рублей. Это на 32% больше, чем в 2000 году. При этом темп роста налоговых сборов существенно превысил рост ВВП и составил 11,3%. Это, безусловно, рекордный показатель. Обусловлен он несколькими причинами.
Во-первых, изменениями в налоговом законодательстве, которые произошли в 2000 году. Именно те налоги, которые претерпели наиболее существенные изменения, были собраны в прошлом году значительно лучше, чем остальные. Самый яркий пример – введение единой ставки подоходного налога в размере 13% вместо действовавшей прогрессивной шкалы. Результаты сбора этого налога превзошли все ожидания. В консолидированный бюджет поступило 255 млрд. рублей, что на 147% больше, чем в 2000 году. Увеличился и сбор единого социального налога – на 137% по сравнению с 2000 годом.
Налоги, которые в прошлом году подверглись меньшим изменениям, напротив, собирались несколько хуже. Это касается НДС, налога на прибыль. Хотя и здесь рост составил 125–130%. Итак, изменения в налоговом законодательстве дают позитивный результат.
Есть и другие факторы, способствовавшие созданию благоприятной ситуации. Это улучшение администрирования сбора налогов, увеличение доли денежных расчетов в целом в экономике, сокращение бартера, уменьшение доли теневой экономики. Все это послужило толчком к увеличению сбора налогов. Очень большая работа была проведена правительством по реструктуризации просроченных налоговых задолженностей предприятий. Это одна из самых главных проблем нашей экономики. Огромный груз долгов по налогам, накопившийся за долгие годы, приводит не только к массовому банкротству предприятий, но и сильно влияет на текущий сбор налогов. Предприятия, которые не могут рассчитаться по налоговой задолженности, перестают платить текущие налоги. Работа по реструктуризации этих долгов дала очень хороший результат. Просроченная задолженность по налогам и сборам на 1 января 2002 года составила 237,7 млрд. рублей, сократившись за год более чем на треть. Общая сумма реструктурированной кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом составила почти 350 млрд. рублей.
Все это привело к тому, что общая сумма сверхплановых доходов бюджета превысила 350 млрд. рублей. Таким образом, бюджет был исполнен с большим профицитом. Это позволило государству свести к минимуму привлечение кредитов в 2001 году. Связанные кредиты также были доведены до минимума. Кроме того, Россия не обращалась за помощью к Международному валютному фонду. Долг, тем временем, мы погашали и обслуживали в основном за счет текущих доходов бюджета.

Между нефтью
и налогами
Исполнение бюджета 2002 года будет во многом зависеть от того, как сложится мировая конъюнктура по основным товарам российского экспорта – нефти, газу, металлам. Так, треть российского бюджета зависит от того, каким образом будет складываться ситуация с ценами на нефть. Вместе с тем бюджет рассчитан исходя из того, что цена на нефть может колебаться в диапазоне от 18 до $23 за баррель. Даже если среднегодовая цена на нефть сорта Urals составит около $18, бюджет будет бездифицитным. Другой фактор, от которого в значительной степени будет зависеть исполнение бюджета, – как будут работать новые налоги, принятые в 2001 году. Прежде всего речь идет о принципиально новом налоге на прибыль. Была существенно снижена ставка этого налога, ликвидированы льготы, изменен состав затрат предприятий, введен переход на метод начислений. Кроме того, был кардинально изменен и порядок обложения добычи полезных ископаемых. Вместо существовавших трех видов платежей был введен единый налог на их добычу. О результатах этих, по сути революционных, изменений можно будет судить не раньше, чем в середине 2002 года. Однако я думаю, что серьезных опасений в том, что предусмотренные в бюджете суммы сбора налогов будут сорваны, не должно быть.
Здесь также стоит упомянуть о факторе, который, очевидно, приведет к увеличению поступлений доходов бюджета, однако вряд ли его можно назвать позитивным. Речь идет об инфляции. В январе этого года она превысила 3%, в феврале, по данным Госкомстата, снизилась до 1,3%. Так или иначе, пока эти показатели превышают запланированный в бюджете годовой уровень инфляции в 12%. С точки зрения доходов бюджета – это положительный фактор. Правда, правительство тем не менее уверяет нас в том, что темпы инфляции, несмотря на рост тарифов естественных монополий, все же уложатся в планируемый 1% в месяц.

На что потратим
Что касается расходной части бюджета на 2002 год, то здесь есть ряд серьезных проблем, касающихся исполнения региональных бюджетов. С 1 декабря 2001 года была существенно повышена заработная плата работникам бюджетной сферы. Однако еще при рассмотрении бюджета у нас возникло серьезное опасение, что регионам не хватит денег для увеличения зарплат в предусмотренных объемах. Сейчас эти опасения подтверждаются. Многие регионы вынуждены тратить более половины средств своих бюджетов на зарплаты. Это значит, что другие, не менее существенные статьи их бюджетов, связанные с отоплением, другими коммунальными услугами, дотациями в социальную сферу, могут быть не выполнены. Вот здесь я вижу наиболее слабое место расходной части бюджета. Если все другие расходы могут быть отложены на более поздние сроки, то по заработной плате, и особенно по денежному довольствию военнослужащих, возможности для маневрирования нет.
Казалось бы, все эти вопросы напрямую не связаны с предпринимателями и инвесторами. Но именно в этом контексте воспринимается налоговая политика на ближайшую, среднюю и долгосрочную перспективу. Конечно, всех интересует, что будет, если вдруг с бюджетом будут сложности. Не приведут ли они к откату назад налоговой реформы? Не будут ли предприняты шаги по увеличению налогового бремени или, скажем, отменены решения по его снижению?

Возможен ли откат?
Я считаю несерьезными разговоры о том, что через год–два может быть увеличен подоходный налог. Судя по всему, и у правительства нет таких намерений. Вместе с тем по целому ряду важнейших налогов еще предстоит принять решения.
Например, отмена налога на пользователей дорог планируется с 1 января 2003 года. Сейчас этот вопрос очень серьезно обсуждается, поскольку речь идет о последнем оборотном налоге, действующем в нашей стране. Уже есть три законопроекта на эту тему. Они разные. Кто-то предлагает сохранить его еще на какое-то время и не отменять с 1 января 2003 года. Кто-то советует заменить его другим налогом, ввести какой-то специальный, новый налог. В свою очередь правительство пытается найти замену 150–160 млрд. рублей, которые в 2003 году при отмене этого налога выпадут из доходов региональных бюджетов. Для этого готовятся различные предложения по индексации акцизов, может быть, по передаче каких-то видов доходов с федерального уровня на региональный. Однако идею продлить действие этого налога правительство вроде бы не поддерживает. Я считаю, что было бы неправильно пролонгировать действие оборотного налога на какую-то необозримую перспективу. Полагаю, что с января 2003 года оборотный налог все же будет отменен. И здесь не нужно делать шагов назад.
Другой серьезный вопрос, который пока так и не решен, несмотря на некоторые первые шаги, – это снижение налогов на заработную плату. Прежде всего речь идет о едином социальном налоге. Его максимальная ставка по-прежнему велика, и это тормозит выход заработной платы из тени. Здесь, мне кажется, несмотря на все «но», на возражения правительства, Пенсионного фонда, нужно постараться добиться снижения максимальной ставки с 35,6% до 30%. И я думаю, реально это сделать уже в начале 2003 года.
Серьезно обсуждаются и перспективы снижения налога на добавленную стоимость. Безусловно, стоит двигаться в сторону единой, пониженной ставки НДС, отмены оставшихся льгот по этому налогу. Есть здесь и еще одна проблема. Это резкий рост возврата НДС экспортерам. В прошлом году он увеличился по сравнению с 2000 годом в два раза – со 100 млрд. рублей до 215 млрд. рублей. Возможно, что в 2002 году эта сумма будет расти. В чем здесь проблема? Далеко не всегда НДС возвращается тем, кому он должен возвращаться. Это связано с различными схемами, лжеэкспортом. С одной стороны, добропорядочные налогоплательщики, традиционные экспортеры страдают из-за того, что им несвоевременно возвращают НДС; с другой стороны, кто-то на этом наживается. Вот эту проблему, чтобы она серьезным образом не повлияла на исполнение бюджета 2002 года, надо решать.
Сейчас правительство готовит пакет законопроектов, цель которых – упорядочить налогообложение малых предприятий. Это давно назревшая проблема. Необходимо создать предельно ясную и простую систему для реально действующего малого бизнеса, снизить налоговое бремя, дав ему возможность развиваться, снять административные ограничения, наконец, отсеять ненужную бумажную работу, затрудняющую их деятельность. Вместе с тем нужно исключить те прорехи в налоговом законодательстве, позволяющие фирмам-однодневкам, якобы малым предприятиям, проводить реальные операции, связанные с уходом от налогообложения крупных предприятий.
Сейчас в процессе работа над главой Налогового кодекса, касающейся соглашений о разделе продукции (СРП). Разработано два альтернативных законопроекта. В главе, которую внесло правительство, планируется по сути распространить на участников СРП общие принципы налогообложения, как для обычных предприятий. На мой взгляд, сам смысл СРП ставит эту новацию под сомнение. Я думаю, что суть налогообложения с использованием СРП заключается в создании привлекательного и стабильного инвестиционного климата с помощью таких налоговых условий, которые не меняются с течением времени и независимы от изменений налогового законодательства в стране. Необходимы такие условия, при которых инвесторы будут сохранять уверенность в том, что налоговый климат в России может только улучшаться, а не ухудшаться.
Простить нельзя
помиловать
Тема налоговой амнистии капитала, на мой взгляд, сегодня уже вполне своевременна. В Думе этот вопрос обсуждался несколько раз. Я думаю, что сейчас условия вполне позволяют провести амнистию относительно доходов физических лиц. Конечно, речь идет не о доходах, полученных от деятельности мафиозных групп, торговли наркотиками или оружием. Кстати, финансовая полиция противодействует отмыванию именно таких доходов.
Сейчас у нас довольно либеральное налоговое законодательство, позволяющее предложить: «заплатите 13% налогов, и остальное можно легализовать». Вместе с тем это работает только тогда, когда есть доверие к власти. В качестве иллюстрации можно вспомнить опыт Аргентины, Бразилии, когда объявлялась амнистия, люди зачисляли деньги на счета в банки, а их конфисковывали. Тут вера потеряна навсегда. Я надеюсь, что в России в этом смысле есть доверие к власти, к тому, что если амнистия будет объявлена, то решение это бесповоротно. Я считаю недальновидным продолжать противостоять желанию людей легализовать доходы, по которым они ранее не уплатили налоги. Разумные примеры других стран, решившихся на амнистию, показывают неплохие результаты. В Казахстане это позволило получить определенный доход в бюджет и какие-то деньги вернуть из-за границы. Так что положительный эффект от этого есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру